Курсовая с практикой на тему Северный морской путь
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Развитие нормативно-правового регулирования использования пространств Арктики 5
1.1. Историко-правовой анализ использования морских пространств Арктики 5
1.2. Международно-правовой режим исследования использования Арктических пространств 8
Глава 2. Правовой режим Северного морского пути, как национальной транспортной артерии Российской Федерации 14
2.1. Современное правовое содержание понятия «Северный морской путь» и регулирование судоходства в зоне российской юрисдикции 14
2.2. Охрана окружающей природной среды в акватории Северного морского пути 16
2.3. Актуальные правовые проблемы регулирования судоходства в акватории Северного морского пути 22
Заключение 29
Список использованных источников 31
Введение:
Актуальность темы исследования. В условиях политической и экономической неопределенности эксперты Министерства экономического развития РФ предлагают три возможных сценария дальнейшего развития страны: консервативный, инновационный и целевой (форсированный). Наиболее приемлемым и вероятным представляется инновационный сценарий, залогом успеха которого является создание современной транспортной инфраструктуры, конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и модернизация сырьевого комплекса. Предлагаемые сценарии различаются моделями ведения бизнеса и государственной политики. Инновационный и форсированный сценарии предполагают более сложную, по сравнению с консервативным, модель управления и для государства, и для бизнеса. Они связаны с необходимостью инвестирования в крупномасштабные проекты с долгосрочной окупаемостью.
Инфраструктурные проекты российской Арктики представляют собой особый случай. Освоение Северного морского пути (СМП) проходило стихийно в течение пяти веков. Первыми известными покорителями этого пути стали поморы еще в XIII в. В первой половине XVI в. русский дипломат Дм. Герасимов впервые на государственном уровне сформулировал коммерческие предложения об использовании пути. С середины XVI в. маршрут систематически привлекал внимание российских и зарубежных исследователей: Х. Уиллоби, Р. Ченсолора, В. Чичагова, Дм. Менделеева, С. Макарова, Ф. Нансена и других. М. Ломоносов, обобщив итоги русских исследователей Севера, показал возможность северного морского прохода из Атлантического океана в Тихий. Он отмечал, что «усугубиться может российская слава через изобретение Восточно-Северного мореплавания».
Арктические порты России во время Первой мировой войны использовались для решения задач государственной важности. Сегодня появилась необходимость более подробного изучения Северного морского пути с точки зрения получения выгоды для Российский Федерации от его освоения другими странами.
Для этого является важным понять, кто претендует на данную территорию, каковы перспективы данных претензий, есть ли возможность, что завтра Россия будет тем самым государством, которое будет занимать доминирующее положение на данных территориях. Именно это и стало актуальностью темы исследования.
Цель исследования. Рассмотреть интересы по освоению Северного морского пути, а также проанализировать перспективы реализации интересов.
Задачи исследования:
• Описать историю развития Северного морского пути
• Рассмотреть геополитическое значение Северного морского пути для российских территорий.
• Проанализировать уровень заинтересованности Северным морским путем.
• Рассмотреть возможность развития Северного морского пути, как нового транспортного восточно-европейского коридора.
Объект исследования: Северный морской путь, как транспортный коридор, объединяющий восточные страны с Европой.
Предмет исследования. Интересы в освоении Северного морского пути.
Теоритическая значимость исследования. Возможность изучения истории развития Северного морского пути и попыток освоения данной территории.
Практическая значимость исследования. Рассмотрение перспектив развития Северного морского пути.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 5 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Северный морской путь (СМП) – это главная судоходная магистраль российской Арктики, обеспечивающая водную транспортную связь восточных регионов Российской Федерации с ее европейской частью, а также активную внешнеэкономическую деятельность, являясь единственным неподконтрольным выходом страны в Мировой океан. СМП является оптимальным маршрутом в транспортно-логистической схеме, направленной на развитие связей России с ее торговыми партнерами на товарных рынках стран Европейского союза, Северной и Южной Америки, Центральной и Юго-Восточной Азии.
Несмотря на это данная транспортная артерия является привлекательным транспортным морским коридором не только для России. Многие страны хотят реализовать свои национальные интересы, используя данный маршрут в своих целях. СМП из национальной транспортной коммуникации приобрел статус водного международного пути сообщения. Большую заинтересованность к транспортной магистрали проявляют государства Азиатско-Тихоокеанского региона, среди которых выделяются Китай и Южная Корея.
Через установление партнерства с Российской Федерацией страны, в особенности азиатские, стремятся претендовать на арктические территории. Несмотря на то, что азиатские государства не имеют прямого отношения к Арктике, тем не менее, они изучают потенциал Северного морского пути. В первую очередь, страны АТР заинтересованы в развитии судостроения, в перевозке тяжелых грузов и природных ресурсов по СМП, а также в инвестировании проектов, связанных с данным маршрутом.
Среди стран, готовых предложить инвестиции в обмен на гарантии свободного доступа к использованию морской магистрали, на первый план выходит Республика Корея. К тому же, государство планирует осуществлять исследовательские и геологоразведочные работы в российском секторе Арктики, используя важнейшую арктическую транспортную артерию.
Многие государства, заинтересованные в развитии и использовании СМП, не согласны трактовать этот путь как исключительно национальную транспортную коммуникацию России. Так, например, Соединенные Штаты Америки выступают за закрепление международного статуса Северного морского пути и обеспечение свободного мореплавания в его акваториях. Норвегия, наряду с США, оценив выгоды использования СМП как трансконтинентального маршрута, представляющего значительный интерес для экономики стран, рассчитывает на интернационализацию данного морского коридора.
Для большинства стран, которые стремятся к участию в арктических проектах и использованию важнейшей арктической транспортной магистрали, – это часть бизнес-стратегии. Для России Северный морской путь – это основа полноценной жизни нескольких сотен тысяч людей, живущих в Арктической зоне, от бесперебойной эксплуатации которых зависит их жизнь. С геополитической точки зрения СМП – это государственная граница Российской Федерации и один из привлекательных морских маршрутов в мире.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Развитие нормативно-правового регулирования использования пространств Арктики
1.1. Историко-правовой анализ использования морских пространств Арктики
В XVII веке впервые были проведены исследования экономических проблем морепользования, права собственности морских ресурсов и морские пространства голландским ученым Гуго Гроций де Гроот. В дальнейшем подобные исследования проводились поскольку-постольку, исключительно с целью рассмотрения военно-морской деятельности. Геополитика как наука сформировалась в начале XX века и в это же время сформировывалась концепция маринизма; Филипп Коломб сформировал идею владения морем и в ее основу легли идеи маринизма, Альфред Тайер Мэхэн выдвинул теорию морской силы. В концепции геополитики существует принцип, основанный на том, что движущей силой развития общества является столкновение двух цивилизаций: морской и континентальной; в геополитике есть две ключевые концепции, так называемые «Sea Power» и «Heartland» [1]
В I половине XX века в СССР, Германии, США, Великобритании были популярны работы Мэхэна и Коломба. Их теория морской силы вдохновила Н.Л. Кладо, Б.Б. Жерве, С.Г. Горшкова на новые работы, а также подтолкнула к исследованиям морских и военно-морских теоретиков, относящихся к геополитической традиции владения морем. Теория экономической конъюнктуры является ключевым элементом, с помощью которого исследуется морское хозяйство, динамика его развития, а также система морских коммуникаций. Благодаря базовым положениям теории экономической конъюнктуры и опираясь на ключевые условия геоэкономики стало возможным выделить основные аспекты концепции экономического обладания морем и морскими ресурсами [2].
Вышеуказанные главные аспекты применяются и в настоящее время к России с позиций формирования региональных элементов морской цивилизации в Арктике. Доказательство региональной организации морского пространства основывается на фундаментальных исследованиях науки в области формирования систем: территориальных, экологических морских и экономических. Кроме того, оно основывается на исследованиях в сфере организации целесообразных систем морских коммуникаций, транспортных узлов и специальных портовых экономических зон. Для освоения территорий регионов с точки зрения экономики применяются методы, которые основаны на ключевых принципах интегративного подхода к рассмотрению процессов образования разумных систем морских коммуникаций [3].
Теоретические исследования освещают вопросы образования систем морского хозяйства на уровне регионов национальной морской политики, развития отдельных структур морской цивилизации в разных регионах континентальной России. Также исследования посвящены аспектам использования инструментов стратегии усовершенствования России для того, чтобы развить в будущем морскую деятельность в Арктике. Развитие в Арктике морской деятельности как геополитической, так и экономической обеспечивает для России свободный выход в мировой океан. Развитие является очень важной стратегической задачей, так как способствует закреплению и увеличению конкурентных преимуществ страны на море вместо тех, что были потеряны в обстоятельствах роста глобализации и экономическом расширении главных морских держав. При условии, если экономическое пространство регионов будет освоено – потребуется укрепить независимость России на земли и конвенционные территории Баренцева и Карского морей [4].
Благодаря тому, что включаются стратегические задачи по сохранению страны целостной по территориальному признаку – степень экономического и геополитического изучения пространства благоприятствует разнообразию основной функции системы морских коммуникаций, создается целостность экономических территорий России и морского хозяйства, его региональной системы. Таким образом, системе морских коммуникаций придаются функции: геополитические и геоэкономические.