Курсовая с практикой на тему Сериал как медиакоммуникация: средства влияния на аудиторию и моделирования действительности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ МЕДИАКОНТЕНТА НА АУДИТОРИЮ 6
1.1. Понятие психологической медиакомпетентности 6
1.2. Специфика восприятия медиасообщения аудиторией 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СЕРИАЛОВ ПОДРОСТКОВОЙ АУДИТОРИЕЙ 14
2.1. Особенности психологической медиакомпетентности старших подростков 14
2.2. Закономерности восприятия телесериала «Игра престолов» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
В наше время вопросам человечества и среды обитания присуща не только особая острота, а и абсолютно новое содержание, затрагивающее как глобальные интересы человечества, так и индивидуальные интересы каждого человека. Д. И. Фельдштейн утверждает, что актуализация проблемы обусловлена сложившейся исторически новой ситуацией развития общества на современном этапе, которую характеризует принципиально новый уровень коммуникативных связей и высокая плотность информационного поля. Игнорирование проблемы взаимоотношений между человечеством и медиа сменилось ее осознанием, проявившим себя в педагогической мысли как медиаобразование, связанное с изучением закономерностей, присущих массовой коммуникации – телевидения, прессы, кино, радио, видео. Главными задачами медиаобразования являются подготовка молодого поколения к существованию в новых условиях информатизации, совершенствование восприятия различных медиаматериалов, обучение человека ее пониманию, осознанию последствий ее психического воздействия, овладению коммуникативными стратегиями невербального характера с помощью средств техники. В настоящее время медиапедагогика базируется на культурологическом личностно-ориентированном образовании (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, И.Ф.Исаев, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, В.С.Сухомлинский и др.), учитывает психологические исследования в области искусства и личности школьника (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн и др.), основывается на разработках педагогических технологий (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко, А.И.Умана, М.Я.Виленского и др.). Медиаобразование развивается в следующих направлениях: интегрирование в учебные дисциплины (Е.А.Бондаренко, А.А.Журин, Л.С.Зазнобина, Г.А.Поличко, Р.Г.Рабинович и др.), введение специальных самостоятельных учебных курсов (А.В.Шариков, А.В.Федоров и др.) и организация внеурочных видов работы в виде кружка, факультатива, клуба (О.А.Баранов, С.Н.Пензин, Ю.Н.Усов, А.Я.Школьник и др.), опираясь при этом на медиаобразовательный опыт зарубежных педагогов (Д.Бааке, К.Бэзэлгэт, Д.Букингем, Л.Мастерман, С.Френе, Э.Харт и др.). Актуальность темы исследования определяется настоятельной необходимостью формирования медиакомпетентности старших подростков, которая способствует развитию самостоятельного, критического, индивидуального, творческого мышления. Актуальность обуславливает выбор темы нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы условия формирования медиакомпетентности старших подростков? Объект исследования: процесс воспитания у старших подростков медиакомпетентности Предмет исследования: особенности сериала как медиакоммуникации и моделирования действительности. Цель исследования: на основе анализа влияния телесериала «Игра престолов» на аудиторию определить особенности сериала как медиакоммуникации и моделирования действительности. Цель исследования обусловила такие его задачи: 1.проанализировать понятие «медиакомпетентность», представленное в психолого-педагогической литературе. 2.дать психолого-педагогическую характеристику старших подростков. 3.охарактеризовать методы, приемы, средства воспитания медиакомпетентности у старших подростков. 4. выделить особенности сериала как медиакоммуникации и моделирования действительности. Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, педагогической, социологической, психологической, эстетической, культурологической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; • обобщение передового педагогического опыта в области медиаобразования. Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в общеобразовательных школах во внеучебной работе со старшеклассниками по саморазвитию и развитию творческой самостоятельности, досуговых центрах. Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав и списка использованной литературы.
Заключение:
Работа по развитию медиакомпетентности старших подростков способствует осознанию ими манипулятивных форм медийного воздействия на индивидуальное сознание, выявлению скрытых авторских целей. Первый этап в проведении занятий со старшими подростками позволяет провести актуализационную работу по проявлению личных позиций в отношении медиатекстов различных жанров, помогает им сформировать критическое отношение к образам и сюжетам определенного медиапродукта.
В работе осуществлено теоретическое обоснование психолого-педагогических предпосылок к развитию медиакомпетентности старших подростков. Эффективное решение задач по развитию восприятия медиатекстов обусловлено следующими критериями: ключевое значение связано с системной организацией заданий творческого характера, которая позволяет учащимся осуществлять обобщение знаний, полученных ранее, решение проблемных задач с преобразованием усвоенных ранее способов выполнения заданий, активизацией индивидуального личностного потенциала и субъектной активности учащихся. В ходе решения проблемных задач у старшеклассников формируются способы осознания личностных смыслов, стимулирующих субъектную активность. Это происходит благодаря усвоению нравственно-эстетических категорий (возвышенное, прекрасное, гармоничное, светлое, чистое), приводящему к личностно-значимому переживанию.
Обеспечение комплексности в получении учащимися медийных знаний и преемственности занятия обеспечивается благодаря многоплановым взаимосвязям художественно-творческой деятельности старших подростков и анализом медиатекстов, обсуждением в форме диспута творческих работ, индивидуальной рефлексией.
Педагогическая технология формирования медиакомпетентности старшеклассников имеет такие особенности:
— создание эвристических методов организации творческой деятельности старших подростков связано с использованием их личного опыта в ходе проблемного поиска, перенесением художественных приемов из одного вида искусств в другой, изменением условий деятельности;
— становление учащегося в качестве субъекта медиакомпетентности связано с решением проблемных ценностных и нравственных вопросов. Это обусловлено потребностью в реализации творческих возможностей, воссоздании индивидуальности эмоционального переживания. Эти потребности составляют основу для того, чтобы организовать межличностное взаимодействие между учащимися, активизировать творческую деятельность
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ МЕДИАКОНТЕНТА НА АУДИТОРИЮ
1.1. Понятие психологической медиакомпетентности
Медиакультура — явление полифункциональное, как и культура в целом. Это означает, что она играет уникальную роль в социальной системе. Классификация функций культуры, данная в трудах многих исследователей – философов, социологов, культурологов. В монографии Н. Кирилловой, посвященной исследованию медиакомпетентности [13], выделяются важнейшие функции, которые характеризуют именно медиа-культуру, делая ее важным фактором социальной модернизации общества.
На первый план, безусловно, выходит информационная функция, поскольку медиакультура представляет собой особый тип информационного процесса, неизвестного. И поскольку медиакультура – это совокупность информационно-коммуникативных средств, то мы имеем дело с социальной информацией, носителем которой является культура. Благодаря медиакультуре в современном обществе становится возможным накопление и приумножение информации, а это, как указывал Ю. Лотман, «подразумевает сохранение предшествующего опыта» [26], то есть сохранение генетической памяти общества, поскольку, по мнению Ю. Лотмана, «культура — это память» [26].
Познавательная функция медиакомпетентности позволяет индивиду адаптироваться в современной жизни, окружающей среде, получить ответы на многие вопросы, готовя его к всевозможным противоречиям и катаклизмам. Этот процесс похож не только на обучение и воспитание, но и на медитацию, так как способствует формированию самосознания личности, ее способности жить и творить.
Большая роль медиакомпетентности как социального посредника, устанавливающего связи между структурами общества, проявляется в посреднической функции. Она дает возможность различным социальным группам общаться друг с другом, устанавливать контакты. Особое значение в этой связи приобретает медиакультура как инструмент управления обществом. Эта возможность СМИ давно привлекала к себе внимание многих известных мыслителей. Еще К. Маркс обратил внимание на значение прессы как «третьего элемента», который входит в структуру государства и находится между управляющими и управляемыми.
В связи с этим возникла концепция журналистики, что СМИ — это «четвертая власть», которая, как и три предыдущих – законодательная, исполнительная и судебная, — также обладает властными функциями. О влиянии информации на людей во всех уголках земного шара рассуждает Э. Тоффлер в «Метаморфозах власти» [49].
Медиакультура в отличие от других видов культуры реально выполняет функцию политическую, управленческую. Ее не зря называют «четвертой властью» учитывая мощную, многостороннюю и масштабную власть медиа над чувствами и сознанием людей.
Современные социологические исследования опираются на ряд методов, которые и определяют дальнейший ход исследования и непременно влияют на его результаты. Проводя эмпирический сбор информации, необходимо определить заранее, каким методом пользоваться. В социологии выделяют следующие способы сбора данных: опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент.
Опрос является одним из важнейших первичных методов сбора информации. Он предусматривает прямой или косвенный контакт с респондентами (опрашиваемыми) для получения ответов на вопросы об их убеждениях, уровне знаний, отношении к определенному типу товара, поведении и т.д. в форме ответов на поставленные вопросы. Примерно в 90% случаев социологи обращаются именно к этому методу сбора эмпирических данных [15].