Курсовая с практикой на тему Сенсорное развитие детей 3-4 года
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы особенностей сенсорного развития 5
1.1. Понятие и основные особенности сенсорного развития 5
1.2. Возрастные особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 20
2.1. Организация исследования сенсорного развития 20
2.2. Анализ результатов исследования 22
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по сенсорному развитию младших дошкольников 28
Заключение 34
Литература 36
Введение:
Актуальность исследования. Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а также максимального использования сенситивных периодов развития и построения эффективной системы воспитательной работы.
Каждый возрастной период развития ребенка отвечает за определенное воздействие окружающего мира на мозг. Такое положение говорит о том, что очень важно создавать благоприятные условия для развития ребенка, которые в свою очередь приведут к успеху умственного развития и эстетического восприятия мира, зависящие от сенсорного развития дошкольников.
Недостаточное сенсорное развитие ребенка-дошкольника приводит к возникновению трудностей, которые связаны с этапом начального уровня образования. Все это указывает на важность и актуальность рассмотрения вопроса развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста.
Сегодня педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением дошкольников, имеют множество педагогических технологий, которые способствуют не только достижению целей развития сенсомоторных функций, но и общему оздоровлению ребенка. Базовыми являются традиционные методы воспитания, которые сочетаются с нетрадиционными. Последние методы достаточно просты и доступны, имеют хорошую эффективность и вызывают познавательный интерес у детей дошкольников. Важно заметить, что в процессе развития сенсомоторных функций детей особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу, который дает возможность выбирать наиболее оптимальную и результативную методику.
Так же применение различных педагогических технологий в комплексном образовательном и воспитательном процессе дошкольников способствует улучшению у детей внимания и памяти, повышению работоспособности, нормализации состоянию нервной системы и устранению стрессов и т.д.
Степень изученности темы. Проблема сенсомоторного развития в педагогике и психологии разрабатывалась преимущественно такими педагогами как А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.Н, Поддьяков, Н.Н. Манасеина. Заметный вклад в исследование этой проблемы внёс профессор Л. А. Венгер и его ученики и последователи.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Целью исследования является изучение и определение особенностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и характеристики понятия сенсомоторики и ее основных особенностей.
2. Охарактеризовать особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Подобрать методики для определения уровня развития сенсорики у детей младшей дошкольной группы.
4. Проанализировать и охарактеризовать полученные результаты.
5. Составить методические рекомендации для педагогов по сенсорному развитию детей.
Объектом данного исследования являются особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает процесс сенсорного развития детей при помощи использования педагогических технологий.
Методы исследования, использованные при написании курсовой работы:
— теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при построении воспитательной работы с детьми младшего дошкольного возраста, направленной на развитие или коррекцию сенсорных способностей детей. Помимо этого, теоретический материал может применяться студентами педагогических специальностей при изучении темы исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 116» города Москвы, Россия. В нем приняли участие дети младшей дошкольной группы, в количестве 15 человек.
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы.
Заключение:
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
Зрительное восприятие формы, цвета, размера у маленьких детей фрагментарно, несовершенно и неосознанно. Неосознанность воспринимаемого является серьезным препятствием для построения отчётливых зрительных образов формы, цвета, размера объекта. Непонимание строения и пропорций формы задерживает развитие ребенка. Не выделяя форму, размер, цвет предметов, как существенный признак, малыш с трудом овладевает действиями с этими предметами, бытовыми и практическими навыками. Но если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам. При этом активизация процесса развития восприятия возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности.
Совершенствование процесса сенсорного воспитания детей младшего возраста способствует решению данной проблемы, оптимизируя формирование специфических для рассматриваемого периода способов познания окружающего мира, к числу которых относятся перцептивные действия детей, основанные на использовании предметных предэталонов.
Одним из наиболее действенных путей повышения результативности сенсорного воспитания, осуществляемого в группах младшего возраста дошкольных учреждений, является реализация технологического подхода, с которым современная педагогика связывает возможность перехода образовательного процесса на качественно новую ступень целенаправленности, управляемости и наукоемкости.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы особенностей сенсорного развития
1.1. Понятие и основные особенности сенсорного развития
Сенсорной организацией личности является определенный для человека уровень развития разных систем чувствительности, а также способ их объединения в комплексы. Поэтому сенсорные процессы представляют собой ощущения и восприятие личности. Отметим, что ощущение выступает одним из элементарных психических процессов, с которого берет начало познание человеком всего окружающего мира. От ощущения проистекают другие более сложные психические процессы, в частности, восприятие, память и мышление.
Таким образом, ощущение является отражением в сознании человека различных свойств и качеств предметов или явлений, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Что касается физиологической основы, то для ощущений выступает деятельность сложных комплексов анатомических структур, которые являются анализаторами, состоящими из трех частей, а именно периферического отдела, который называется рецептором, проводящих нервных путей и корковых отделов, в которых протекает переработка нервных импульсов [1].
Один из ученых, В.А. Крутецкий, указывает, что ощущения дают возможность человеку воспринимать сигналы и отражать различные признаки предметов внешнего мира и состояния организма. Именно ощущения являются связующим звеном человека с внешним миром и выступают основным источником познания и условием психического развития личности [20].
Существует несколько типов ощущений, которые разделяются на группы. Так, Е.И. Рогов выделяет три основные группы, среди которых следующие:
• интероцептивные, объединяюшие сигналы, которые доходят до человека из внутренней среды организма;
• пропиоцептивные, обеспечивающие получение информации о положении тела в пространстве, а также о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивающие регуляцию движений человека;
• экстероцептивные, которые обеспечивают получение сигналов из внешнего мира, создавая основу для сознательного поведения человека. При этом, данная группа ощущений разделяется на контактные, которые вызываются под воздействием прикасаемых к поверхностям тела (вкус и осязание) и дистантные ощущения, вызываемые раздражителями, которые действуют на органы чувств на расстоянии (обоняние, слух и зрение) [17].
Отражение в сознании человека различных предметов или явлений, посредством их воздействия на органы чувств является восприятием. В процессе восприятия протекает упорядочение и объединение разных ощущений в целостные образы тех или иных вещей и событий. Восприятие взаимосвязано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов или явлений, а также с соотнесением их к соответствующей категории по определенным признакам.
Таким образом, восприятие представляет собой сложную познавательною деятельность человека, которая включает в себя систему перцептивных действий, позволяющих обнаруживать объект восприятия, опознавать его, измерять и оценивать [4].
Один из исследователей, Л.Д. Столяренко определяет восприятие как процесс непосредственного отражения предметов и явлений в целостном виде посредством осознания их опознавательных признаков, отмечая при этом, что восприятие и ощущение являются рефлекторными процессами [18].
Понятие психомоторики было введено И.М. Сеченовым, который определял его как связь психических явлений с движениями и деятельностью человека. Исследователь отмечает, что моторное действие является первичным элементом психомоторной деятельности человека и представляет двигательной решение элементарной задачи. Современная педагогическая и психологическая литература чаще использует понятие «моторика», которое можно трактовать в широком и узком смысле. Так, в широком понимании моторика представляет собой двигательную сферу и телесно-двигательные проявления психики человека (М. Гуревич, Н. Озерский). В узком понимании, моторика является внешними движениями человека, которые рассматриваются без сопутствующих смысловых компонентов. Именно такое понимание моторики можно встретить во множестве подходов к психодиагностики двигательного развития ребенка [10].
Следует отметить, что сенсорные функции развиваются во взаимодействии с двигательными навыками, которые формируются в целостную интегративную деятельность – сенсомоторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуально деятельности и речи. Так же важно понимать, что сенсомоторика работает на уровне рефлексов.
Сенсомоторная функция организма заключается в восприятии сенсомоторной информации, а также передачу этой информации по нервной системе посредством нейронного сигнала.
Таким образом, сенсомоторика представляет собой взаимокоординацию сенсорных и моторных компонентов деятельности, которая заключается в получении сенсорной информации, приводящей к запуску того или иного движения, которое в свою очередь служит для регуляции, контроля либо коррекции сенсорной информации. Основным механизмом является рефлекторное кольцо, представляющее собой совокупность структур нервной системы, которые участвуют в осуществлении рефлекса и передачи информации о характере и силе рефлекторного действия в центральную нервную систему [6].
Сенсомоторные функции начинают развиваться в дошкольном возрасте. Следует отметить, что нормальное сенсомоторное развитие выступает как основа для психического развития ребенка. Это говорит о том, что формирование высших психических функций, в частности, речи, протекает во взаимодействии с сенсорным развитием ребенка [2].
Одним из исследователей, Г.А. Урунтаевой, было выделено три периода сенсомоторного развития, а именно:
1. Младенческий возраст
2. Ранний возраст
3. Дошкольный возраст [14]
Рассмотрим подробнее указанные периоды. Так, в младенческом возрасте изначально развивается зрение и слух, опережая по времени развитие рук, как органа осязания и движения, обеспечивая тем самым формирование основных форм поведения ребенка, а так же определяя ведущее значение в этом процессе. В данный возрастной период сохранность слуха и зрения становится важной предпосылкой для нормального развития речи. Такое положение так же говорит о том, что речь ребенку будет правильно формироваться только в том случае, если развивающая вторая сигнальная система постоянно поддерживается импульсами первой сигнальной системы, отражающей объективную реальность. Так, первая сигнальная система обладает сигналами, которые образуют чувства.