Курсовая с практикой на тему Семья — ведущий институт в сфере социально — культурного воспитания и досуга.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Социально-культурные
особенности современной семьи и тенденции ее развития. 6
1.1 Понятие и значение семьи как
социально-культурного института. 6
1.2 Функции семьи как
социально-культурного института. 13
Глава 2. Развитие досуговых интересов современной семьи в
условиях клубного учреждения. 27
2.1 Роль культурно-досуговых
учреждений в организации семейного досуга 27
2.2 Развитие досуговых интересов
семьи на основе деятельности Культурно-досугового центра «Подмосковье вечера»
г. Балашиха. 30
Заключение. 35
Список используемой литературы.. 37
Введение:
На протяжении тысячелетней истории в
российском обществе семья являлась важнейшей ценностью в жизни многих людей. Но
на современном этапе она утрачивает свою значимость как явление, воспитывающее
в человеке семейные традиции, мировоззрение, физические, психические,
эмоциональные, интеллектуальные способности, развивающее духовную, гармоничную
личность.
С каждым годом эта проблема становится все
более и более серьезной, потому что общество устанавливает свои нормы и
правила, где карьера и самореализация становятся на первое место, а семья
отодвигается на второй план, оставляя семейные ценности позади.
В наше время практически все современные
семьи испытывают затруднения в организации досуга своей семьи. Многие родители
не знают, как, а самое главное, где провести выходные так, чтобы каждый член
семьи смог отдохнуть как физически, так и морально, при этом восполнив свои
эстетические и духовные потребности.
Родители и дети в среднем находятся дома
не более двух часов, не считая сна (такова наша современная жизнь).
Соответственно они не в полной мере удовлетворяют свои потребности в
коммуникации. В связи с этим рождаются ссоры, споры и разногласия, которые пагубно
влияют на семейный уют и разрушают атмосферу дома.
Если рассматривать темы, на которые
общаются члены семьи, то на первый план вряд ли выйдет обсуждение какой-либо
выставки или новой постановки в театре, зачастую это обсуждение
школьных/университетских проблем, конфликтов на работе или обычный разговор за
просмотром телепередачи, который не восполняет никаких потребностей.
В результате роста количества городов и
численности их населения произошел переворот и в области использования
свободного времени. Если раньше основным местом проведения досуга была семья,
то теперь и молодежь, и более старшие поколения стали предпочитать общество
своих сверстников и те формы времяпрепровождения, которые им предлагает
современная культура города.
В тенденции современного досуга
прослеживается дифференциация интересов «отцов» и «детей» в организации отдыха,
ориентированного в основном не на семью, а на отдельно взятых ее членов. Остро
стоит проблема участия всей семьи в работе социально-культурных и иных
учреждений.
Основные формы досуга молодежи имеют
преимущественно развлекательно-рекреативную направленность, что связано с
«вестернизацией», американизацией культурных потребностей и интересов,
приоритетом потребительских ориентаций над креативными. Подготовка специалистов
социальной сферы к социокультурной работе с семьей становится все более
востребованной, между тем она до сих пор не стала обязательной частью обучения
студентов. Это связано, в первую очередь, с недостаточной разработанностью
педагогических технологий в данной области.
Степень разработанности темы высокая,
что объясняется ее постоянной актуальностью, существует множество исследований
института семьи, как современных, так и уже ставших классическими, например
исследования А.Г. Харчева [33].
Объект исследования – социально-культурный
потенциал семейных увлечений
Предмет — структура семейных увлечений в
современном обществе. Исходя из того, что традиции и интересы объединяет членов
семьи, делая их родными не только по крови, но и духовно близкими. А совместный
досуг помогает им находить друг с другом общий язык, коммуницировать и быть
уверенными в том, что он нужны друг другу. Именно это и делает семью единой.
Цель работы – разработать рекомендации по
организации семейного досуга для семей с разным социально-культурным досуговым
потенциалом.
Задачи:
— проанализировать понятие
социально-культурного потенциала,
— проанализировать структуру современных
увлечений в современном обществе,
— на примере Культурно-досугового центра «Подмосковье
вечера» г. Балашиха рассмотреть развитие досуговых интересов семьи
и определить их роль в реализации культурно-созидающего потенциала
семейного досуга.
Методы теоретического исследования:
анализ, синтез, мысленное моделирование.
Структура работы. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
На различных этапах развития в России
развитие семьи происходит со своими особенностями. Под влиянием
социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе,
изменятся характер социальных функций семьи и их иерархия. Во все времена важнейшими
функциями семьи являются рождение и воспитание детей, однако значимых других
функций постоянно изменяется. На учреждения культурно-досуговой
деятельности ложится ответственность за разработку и использование методов и
форм работы с институтом семьи. Появляются исследования, посвященные
организационным вопросам создания новых форм деятельности с семьей. Одной их
них является отдых всей семьи в культурно-спортивных комплексах по месту
жительства. Совместная спортивно-оздоровительная деятельность может стать
эффективным фактором поддержания стабильности семьи, улучшения взаимоотношений
как между супругами, так между родителями и детьми. Проблема организации семейного досуга
разрабатывается на государственном уровне. Издаются методические рекомендации
Всесоюзного научно-методического центра народноrо творчества и
культурно-просветительной работы, рекомендации Министерства культуры «Клуб и
семья». Итогом этой сложной деятельности явилась Целевая комплексная программа
«Молодая семья», разработанная на долгосрочный период. В ней большое место
отведено именно социально-культурной деятельности. Но, к сожалению,
финансирование программы в настоящее время прекращено. В современное время институт семьи
переживает кризис, который выражен в дезорганизации воспитательной функции
семьи. Семьи порой воспитывают не только будущих социализированных членов
общества, но и в большом количестве лиц с девиантными, делинквентными и
криминальными формами поведения. Социальный процесс имеет тенденцию к утрате
нравственности, альтруизма и духовности. Необходим поиск новых подходов к решению
масштабного ряда проблем семейной жизни. Наиболее перспективными можно
представить формирование знаний, навыков и умений к гармоничному взаимодействию
супругов в брачном союзе и создание наиболее благоприятных условий для
целостного и гармоничного становления личности в семье; становление семьи как
первичного культурного института, помощь в раскрытии духовно-нравственного,
психолого-педагогического и художественно-созидательного потенциалов,
личностного и профессионального самоопределения каждого ее члена; разработка
современных подходов к организации свободного времени не только отдельного
члена, но и всей семьи в целом.
Необходимо отметить, что сегодня не столь
важно констатировать значимость формирования культуры досуга, гораздо важнее
раскрыть механизм формирования этой культуры. Рассмотрев, развитие досуговых интересов семьи приводит к
необходимости поставить вопрос о досуговой квалификации семьи как качественной
характеристике ее соответствия социальным и нравственно-эстетическим
требованиям формирующегося общества XXI века.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Социально-культурные особенности
современной семьи и тенденции ее развития 1.1 Понятие и значение семьи как
социально-культурного института Понятие
«культура» является одним из самых всеобъемлющих в гуманитарных науках. Исходя
из латинского языка данное определение трактуется как «возделывание», а уже
позднее воспитание и образование. Данное понятие имеет огромное количество
значений в различных сферах жизни общества. Оно является предметом изучения не
только культурологии, но и истории, психологии, философии, искусствознания и
этнолингвистики. Если обратиться к определению понятия «культура», то можно
заметить огромное разнообразие авторских подходов, концепций по отношению к
данному феномену.
Американские
антропологи А. Кербер и К. Клакхон, проанализировав более 150 определений
данного понятия, пришли к единому разделению всех их на 5 основных типов. К
первому типу относятся описательные. Впервые определение данного типа было, как
известно, применено английским культурологом Эдуардом (Эдвардом) Тайлэром,
согласно которому «культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле
слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности,
законов, обычаев и некоторых других способностей, и привычек, усвоенных
человеком как членом общества.» Второй тип – это исторические определения. Их
сторонники, при интерпретации культуры делают акцент на процессах социального
наследования и традициях. К следующему типу относятся нормативные определения.
Они
ориентированы на идее образа жизни, а также на представлениях о ценностях и
идеалах. Примером тому служат определения Т. Карвера и У. Томаса.
Психологические определения – это группа особая и ее представителями являются,
например, К. Янг и Р. Бенедикт. Структурный тип определений, как
заключительный, в них на первый план выходит структурная организация культуры.
А
кроме этого, надо подчеркнуть еще и то, что на сегодняшний день, культура, в
самом общем смысле этого слова, является семиаспектным понятием. т.е. культура
представляет собой:
—
результат,
—
процесс,
—
деятельность,
—
способ (например, способ жизни человека, отличающей его от животного),
—
отношения,
—
норма,
—
и, наконец, система.
Наглядно
это можно изобразить следующим образом (рис.1):