Курсовая с практикой на тему Семья как средство нравственного воспитания.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы по нравственному воспитанию 3
1.1. Сущность нравственного воспитания и нравственности 3
1.2. Роль семьи в формировании нравственности у ребенка 10
Глава 2. Организация экспериментальной работы по формированию нравственности средствами семьи 16
2.1. Диагностика и анализ результатов по формированию нравственности у детей 16
2.2. Экспериментальная работа по формированию нравственности средствами семьи 27
Заключение 34
Список литературы 36
Заключение:
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме нравственного воспитания младших школьников в условиях семьи, позволило нам сделать следующие выводы:
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Выделяется следующие основные задачи нравственного воспитания обучающихся: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; — выработка умений и привычек нравственного поведения. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен. Процесс нравственного воспитания является динамичным и творческим.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Основы воспитания ребенок в детские годы приобретает в семье и сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Итак, семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Фрагмент текста работы:
Личность, как известно, с одной стороны, имеет нравственные качества, с другой — нравственные сознание и чувства, проявляющиеся в поступках. Общество имеет моральные ориентиры, законы, ценности, общественное мнение как индикаторы нравственных деятельностных проявлений личности и общества в целом (совместная деятельность, совместные поступки и т. п.). Как видим, с понятием «личность» связано понятие «нравственность», с понятием «общество» — понятие «мораль».
Большинство языков не имеет двух различных слов, обозначающих «мораль» и «нравственность», либо они выступают как синонимы.
«Мораль» — это понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей выделяются законы, обычаи, поступки, «выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя» [1]. «Мораль» относится к сфере «общественного сознания»: моральный кодекс, моральный выбор, моральные нормы, принятые и одобряемые обществом, моральные ориентиры, а нравственность — это «мораль в действии» [11].
К.В. Гавриловец «нравственность» рассматривается как «совокупность правил, определяющих поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения» [15].
Иное соотнесение понятий «мораль» и «нравственность» можно найти в немецкой традиции. Так, в немецком языке есть два слова: «Moral» и «Sit-tlichkeit». Общественные законы в виде морали определяют поведение, образ мысли людей и нравственность. «Sittlichkeit» может рассматриваться как характеристика личности, поведения (нравственная личность, нравственный поступок, нравственные принципы личности). Это понимание совпадает с формулировкой Б.А. Даулетовой: «Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [20].
Критерием нравственности считается способ отношения к другому человеку. Более того, в основе морали (или нравственности) лежат нравственные ценности, которые, как правило, рассматриваются как ориентиры в поведении социальной группы людей, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны.
Основой нравственной ценности является совесть. Категория совести -»понятие морального сознания, убеждённость в том, что есть добро и зло, сознание и чувство ответственности человека за своё поведение. Она основана на нравственном самосознании, самооценке, самоконтроле личности» [16]. Совесть состоит из таких компонентов, как: «нравственные обязанности», «нравственная самооценка», долг, «моральная ответственность», соучастие, сопереживание, «нравственный самоконтроль» [15].
Нравственность и общественное сознание находятся в диалектическом единстве. Вся нравственность человека детерминирована общественно-историческими, социально-культурными и этнопсихологическими условиями. В процессе своего становления все народы вырабатывают индивидуальное и групповое нравственное сознание. Нравственные нормы формируются раньше, чем этические правила, которые проявляются во внешних формах поведения и характерны для более высокого уровня развития культуры. Нравственные (общественно принятые) нормы поведения поддерживаются как разумные и целесообразные с помощью различных форм общественного сознания: нравственных принципов, понятий добра и зла, идеалов и т.д. Эти нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека, осознаваемых им как мотив своего поведения. Мотив — собственный, внутренний побудитель к совершению поступка в том числе и благородного; это источник чувства ответственности, который является главным критерием степени нравственного развития.
Нравственные представления личности начинают формироваться с раннего возраста на основе положительного собственного житейского опыта, ориентированного на этические ценности общества. Этот опыт закрепляется в сознании человека, определяя его нравственную культуру.
Нравственное сознание формирует нравственное самосознание, включающее самосознание социальной активности и социальной ответственности, и ведёт к формированию собственных нравственных ценностей: убеждений, субъективного отношения к окружающим, потребности поступать согласно этим ценностям, надлежащих интеллектуально-этических навыков. Критерий оценки нравственного сознания ребенка -глубина осознания им значимости нравственных норм. Именно нравственное сознание обеспечивает переживание, эмоциональное положительное восприятие осваиваемых норм нравственности. Исходя из этих представлений различают «уровни нравственной осознанности: низкий, средний, высокий» [5].
Структуру нравственных чувств раскрывает в своей работе Н.Б. Трофимова. Так, в данную структуру входят: отношения — эмоции — рефлексия — знания [31].
В педагогической литературе акцент делается на изучение нравственных качеств, однако их полного списка нигде не представлено. В некоторых работах рассматриваются отдельные группы. Так, например, «нравственное самосознание» (Е.В. Савченко, Н.М Трунова Н.И. Швецова); «терпимость» (толерантность) (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук); «сочувствие», «сопереживание», «эмпатия» как нравственное качество, (Л.А. Григорович; Е.В. Рязанова); «нравственная воспитанность» (Т.А. Шилова); «самопознание» (Ю.М. Орлов, К.Г. Селевко); «совесть» (В.В. Кузнецов), «нравственное самосознание, самооценка, самоконтроль личности как категории совести» (Психолого-педагогический словарь); «самооценка» (З.С. Абикеева), «эмоционально-нравственная саморегуляция» (И.В. Резанович), «нравственно-этические» характеристики О.Н. Мантонина).