Курсовая с практикой на тему Семья как социальный институт, проблемы социального управления в современном российском обществе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 2
1. Научно-теоретические основы исследование семьи как социального института 4
1.1. Понятие и функции социального института 4
1.2. Семья как социальный институт 11
2. Анализ семьи в контексте социального управления в современном российском обществе 15
2.1 Специфика социального управления в современном обществе 15
2.2. Институт семьи в контексте социального управления 19
Глава 3. Проблемы и перспективы решения семейных проблемы 27
3.1. Проблемы института семьи в российском обществе 27
3.2. Пути решения семейных проблем 32
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение А 40
Введение:
Актуальность курсовой работы. Семья, как определенное социальное образование, претерпела довольно глубоких изменений за длительный путь своего развития — от полигамного первобытного общества к моногамной семье нового типа, которую имеем сейчас. Семья представляет собой неотъемлемую часть современной общественной системы, которая в качестве первичного и основной ячейки общества тесно связана с другими элементами этой системы.
Общество влияет на семью, формируя ее определенный тип, а семья, в свою очередь, оказывает обратного влияния на другие социальные институты, процессы и отношения. В то же время, она представляет собой относительно самостоятельное явление общественной жизни со своими специфическими закономерностями развития.
Таким образом, семья выступает одновременно и как инструмент для удовлетворения разноплановых индивидуальных потребностей личности (духовных, материальных, физиологических, культурных и т.д.), и как социальный институт, который непосредственно влияет на значительное количество общественных процессов. Семья как социальный феномен, сложившийся в обществе, имеет для каждого отдельного человека очень большое значение, и в самом обществе составляет общепризнанную социальную ценность.
Изменение структуры российского социума в первую очередь спровоцировали появление новых видов социальных связей, что способствует перестройке гражданского общества и взаимоотношений между людьми. Главной проблемой является преобразование системы института семьи, где наблюдаются такие негативные явления, которые обусловлены неэффективным выполнением семьей своих социальных функций. Серьезные изменения в жизни современного российского общества приводят к трансформации социальной жизни и социальных связей, сто послужило расшатыванию и ослаблению института семьи и брака. В жизни общества появилось огромное количество негативной информации и факторов деятельности, влияющие на нравственное сознание и духовную сферу молодежи. Это подрывает их отношение к традиционным понятиям семьи, брака, любви и взаимоотношений. Происходит трансформация взглядов общества на семейные отношения, что привело к увеличению разводов и уменьшению заключения браков, снижению деторождения, участились случаи появления ребенка вне брака, появилось большое количество неполных семей, что также отрицательно сказывается на их воспитании, формировании нравственных взглядов и отношению к семье. Такая тенденция изменений может привести российское общество к социально-демографической катастрофе, поэтому актуально изучение социального управления, семейной политики и принятие мер для укрепления и стабилизации института семьи как социального института.
Цель исследования: выявление проблем и последствий социального управления в современном российском обществе.
Объект исследования: семья, как социальный институт.
Предмет исследования: негативные изменения в структуре семейных отношений.
Задачи исследования:
— изучение понятия и функций социального института;
— рассмотрение семьи как социального института;
— дать характеристику специфики социального управления в современном обществе;
— исследование актуальных проблем в сфере семейных отношений.
Заключение:
По проведенному нами исследованию теоретической базы, можно сделать выводы о том, что деформация отношений и духовно-нравственных ценностей сказывается на большой разности браков и разводов в России, причем перевес идет в сторону разводов. Чтобы избежать этой ситуации и ориентировать молодежь на ответственное построение семейных отношений необходимо со школьной скамьи вкладывать знания и установки, служащие основой для мировоззрения молодежи. Для готовности молодежи к семейной жизни нужна определенная организация этого процесса, нужные специалисты и программа для педагогов. Важно повышать ответственный подход к созданию семьи, особенно актуально это в последние годы, когда многие семьи не проходят испытания семейными узами, что приводит к многочисленным разводам. Особенно негативная ситуация при разводе, когда ребенок растет в неполноценной семье, это влияет на его психику и дальнейшее становление мировоззрения. Преобразования современного отношения к жизни рождают новые процессы, которые приводят к различным новым формам брака, создания семьи. Так, в последнее время участились случаи такого явления как гражданский брак, что нередко приводит к разногласиям, связанным с различиями культурных традиций, национальными обычаями, нравственно-духовными ценностями и жизненными взглядами. Знания о взаимоотношениях мужчин и женщин, любви, детях, семейных узах и культуре поведения дети перенимают у старшего поколения, что абсолютно логично. Поэтому особенно важно родителям, педагогам и обществу направлять развитие ребенка в этой сфере в нужное русло. В воспитании молодежи нужно информировать о разных сторонах семейной жизни. Изучение институтов семьи и брака, в том числе неофициальных брачных союзов важно не только с научной точки зрения. Возрастающая тенденция к гражданским бракам, повышает интерес к вопросам, касающихся различных аспектов данной области межличностных отношений. Для решения этих задач необходимо формирование новых политических подходов и определенной законодательной базы государственной семейной политики. Для готовности молодежи к семейным отношениям необходимо организовывать мероприятия по их подготовке. Укрепление семьи стоит на первом месте в формировании благополучного общества. Это должны понимать школьники при вступлении во взрослую жизнь. Кроме того, они должны иметь представление обо всех задачах, которые встретятся на пути семейной жизни и уметь грамотно их решать. Осознание важности семейной жизни является одной из характеристик социальной зрелости человека. Также актуальной является проблема социального управления в современном российском обществе, это обуславливается происходящей трансформацией экономических, законодательных и политических условий жизни общества в России. Такая перспектива лишь теоретически разрабатывает базу для создания благополучных условий существования института семьи, но на практике не происходит должной реализации необходимых соглашений, приводя к расшатыванию и деградации функций семьи в общественной жизни. Для восстановления и укрепления семейной жизни людей, важно ориентировать в этом направлении семейную политику для исключения, снижения количества кризис и нестабильность браков в России. Будущее современного российского общества напрямую зависит от здоровья, стабильности и благополучия семьи, что в первую очередь должно обеспечивать государство и семейная политика. Для этого необходима разработка новых принципов и стратегий управления и взаимодействия современного общества и государства, целью которых должно быть: укрепление института семьи, удовлетворение интересов семьи и родительства и счастливого детства, повышение качества жизни, для возможности самостоятельной жизнедеятельности и развития семьи.
Фрагмент текста работы:
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
1.1. Понятие и функции социального института
Социальные институты действуют в системе социальных структур общества от имени общества и в интересах людей с целью удовлетворения их потребностей. Любой социальный институт возникает только тогда, когда возникает определенная социальная потребность, и работает до тех пор, пока существует эта необходимость. Отпадает потребность — и социальный институт становится ненужным, даже выступает тормозом общественной жизни. То есть институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения людей, определяется их потребностями и действует в их интересах. Хотя сам социальный институт формирует социальные взаимосвязи и нормы поведения, все же отношения между людьми осуществляются не в рамках социального института, но институциональные связи и отношения используются иногда практически. Это вызывает необходимость формирования социальных общностей людей и тому подобное. Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что каждый социальный институт охватывает различные социальные общности и определяет их поведение в обществе. Итак, социальный институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанная на четко разработанной системе правил и норм в соответствии с социальным статусом и роли, а также на развитом социальном контроле за их осуществлением. Социальные институты поддерживают социальные структуры и порядок, стабильность в обществе.
Процесс возникновения и становления социальных институтов как основных структурных элементов общества называется институализацией. Институциализация — чрезвычайно сложный, длительный и постепенный процесс, представляющий собой формирование различных типов социальной практики в качестве социальных институтов. Важно заметить, что институциализация проявляется как процесс достижения системного уровня организации определенной сферы деятельности, и степень его завершения определяет уровень воздействия сферы деятельности в жизнедеятельности всего общества.
Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, правил, объединяет наиболее значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества. В данном случае общественные ценности здесь понимаются как идеи и задачи, общественные процедуры — стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а система социальных связей — набор ролей и статусов, благодаря которым это поведение осуществляется и удерживается в определенных пределах [5, с. 121-177]. Социальные институты выполняют в обществе роль «стабилизатора» общественных отношений, регулируя, стандартизируя поведение своих членов. Основное назначение социальных институтов — способствовать удовлетворению материальных и духовных, личных и общественных потребностей своих членов в конкретно-исторических условиях развития общества.
Интересными и важными по выявлению сущности и возникновения социальных институтов является взгляды представителей социологии знания. Так, П. Бергер и Т. Лукман объясняют возникновение социального института механизмом габитуализации, то есть нормирования, что сопровождает любую человеческую деятельность. Габитуализация освобождает индивида от осуществления выбора у знакомых, типичных ситуациях, упрощая их путем стандартизации. В этом смысле социальный институт — это любая типизация человеческого опыта. Процесс габитуализации находится в неразрывной связи с институционализацией [6, с.15]. В действительности, институты, как правило появляются в достаточно многих сообществах. Однако важно отметить, что в теории процесс институциализации взаимной типизации будет иметь место даже в том случае, если только два индивида начинают взаимодействие заново. Зародыши институциализации появляются в каждой социальной ситуации продолжается в течение определенного времени [7, c.93-95]. Габитус обеспечивает воспроизводство социальных институтов: структура института вписывается во внутреннюю структуру индивида и воспроизводится в его будущих практиках. В то же время габитус вписывает индивида в существующие социальные структуры, генерируя практики и представления так, что они становятся объективно адаптированными к социальным отношениям, результатом которых они являются [8]. Важнейшая часть габитуализации человеческой деятельности связана на практике с процессом институциализации. Институциализация имеет место везде, где осуществляется взаимная типизация принятых действий разными субъектами.
Согласно взглядам, П. Бергера и Т. Лукман, институциональный мир воспринимается в качестве объективной реальности, созданной человеком. Процесс, благодаря которому экстернализованные продукты человеческой деятельности приобретают характер объективности, называется объективацией. Институциональный мир, как и любой социальный институт — это объективная человеческая деятельность [7, с. 101-102]. В данном контексте институты возникают перед индивидами в качестве исторически объективных неоспоримых фактов, которым они не могут противоречить. Институты сами по себе имеют принудительную власть над индивидом благодаря силе своей фактичности и механизмам контроля, которыми обычно они наделены. Итак, социальные институты уже благодаря самому факту своего существования контролируют поведение индивидов, устанавливая определенные ее образцы. Так, важная роль в становлении и утверждении институтов общества принадлежит механизму социального контроля [7, с. 93]. Социальный контроль — эффективный механизм, с помощью которого социальные институты организуют жизнедеятельность своих членов. Он выступает способом саморегуляции социальной системы, обеспечивает упорядоченную взаимодействие ее компонентов благодаря нормативному регулированию. Основная задача социального контроля заключается в создании условий для устойчивости той или иной социальной системы, а также сохранении социальной стабильности.
По мнению Ж. Гурвича, в обществе существуют различные сферы социального контроля, которые, в свою очередь, имеют различные иерархии ценностей и идеалов. Среди таких сфер социального контроля следует отметить религию, мораль, право, искусство, познания и обучения. Соотношение между этими сферами социального контроля определяется конкретным типом общества. Кроме того, в разных обществах могут доминировать различные подотрасли этих сфер [9, с.135-136]. Одной из предпосылок динамического развития общества являются постоянные изменения социального контроля, его адаптация к социальным условиям и целей, возникающих в процессе социального развития.
Объективация и историзация социальных институтов обусловливают необходимость разработки специальных механизмов общественного контроля. Отклонение от институционально заданных образцов, норм, правил поведения становится возможным, как только социальные институты становятся реальностями, которые являются оторванными от первичных социальных процессов, в контексте которых они возникают. То есть, по мнению П. Бергера и Т. Лукман, более вероятным является тот факт, что поведение индивида будет отклоняться от тех программ (образцов, норм и правил), устанавливаемые для него другими субъектами, чем от тех, которые он сам для себя устанавливает. Перед новым поколением стоит проблема выполнения существующих в обществе правил, нарушение которых предусматривает соответствующие санкции. Институты должны утверждать свою власть над индивидом независимо от тех субъективных значений, он может оказывать той или иной конкретной ситуации, а также постоянно поддерживать приоритет институциональных определений ситуации относительно попыток индивида определять их по-своему, заново. Чем больше поведение индивида будет институализированным, тем больше он будет предсказуемым, а значит и контролируемым [7, с. 105]. Такое поведение индивида основано на повторении уже разработанных схем действий и направлено на получение уже известного результата известными средствами.
Каждый социальный институт имеет свой специфический набор элементов, степень организованности и функции. Структура социальных институтов содержит определенный набор взаимосвязанных элементов, среди которых можно выделить следующие: цель и сфера деятельности социального института; функции, предусматривающие достижение цели; ценности, идеалы, символы, нормы, правила, санкции; образцы деятельности и поведения индивидов; нормативно обусловленные социальные роли и статусы; средства и учреждения достижения цели и реализации функций и тому подобное. Эта система структурных элементов социальных институтов обеспечивает удовлетворение важнейших потребностей людей, создает предпосылки для разрешения конфликтов, возникающих в процессе повседневной жизни, обеспечивая равновесие и стабильность в пределах той или иной социальной общности и общества в целом.