Курсовая с практикой на тему Семейные традиции как средство нравственного воспитания детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей 6
1.1. Сущность понятия нравственного воспитания и нравственности у детей 6
1.2. Семейные традиции как средство формирования нравственности у детей 21
Глава 2. Организация экспериментальной работы по формированию нравственности у детей 34
2.1 Диагностика и анализ результатов по формированию нравственности у детей 34
2.2 Экспериментальная работа по формированию нравственности детей средствами семейных традиций 42
Заключение 53
Литература 54
Введение:
Одной из задач современной системы образования, которая зафиксирована во ФГОС ОО является воспитание всех аспектов гармоничной социализированной личности, в том числе ее патриотической, эстетической, морально-нравственной составляющей.
Формирование перечисленных характеристик личности оптимальным является производить в тесном сотрудничестве с семьей, т. к. именно во семейных отношениях естественным образом происходит формирование гражданской позиции, нравственных устоев и ценностей, эстетических и художественных взглядов.
Благодатной почвой для формирования личности и ее составляющих являются семейные традиции. Соблюдая семейные традиции, ребенок ощущает стабильность и спокойствие, причастность к семье и всем предыдущим поколениям, а через общность с семьей формируется ощущение общности с народом. Дети учатся уважать старших, чтить традиции, у них формируется интерес к истории семьи и, соответственно, истории государства.
Однако современность, динамичный темп жизни, занятость членов семьи на работе, причем это характерно и для старшего поколения, уход в виртуальное пространство становятся источником того, что утрачивается тенденция к соблюдению семейных традиций. Во многих семьях нет сплоченности, желания осуществлять совместные поездки, вести семейные альбомы. В многих случаях представления подростков о своих родственниках завершаются на поколении бабушки и дедушки, прерывается связь поколений. Зачастую семье сложно даже собраться вместе за ужином или обедом.
Вышеперечисленные факты детерминируют необходимость включения мероприятий по формированию представлений школьников о семейных традициях в образовательную деятельность, объединение усилий семьи и образовательного учреждения для эффективного осуществления данной деятельности с целью нравственного воспитания личности.
Подростковый возраст, в который вступают дети начинающие обучение в среднем звене школы, является этапом активного поиска ребенком собственного мира в социуме. У него происходит становление картины мира, ребенок находится в процессе активного самоопределения, в том числе ему предстоит определиться с понятиями «хорошо» и «плохо. Иными словами, происходит активное формирование нравственных ценностей, представлений о нравственных и моральных правилах и нормах, стратегиях поведения в ситуациях, предполагающих тот или иной нравственный выбор. Соответственно, актуальность грамотно организованного нравственного воспитания, в том числе с привлечением семьи, остается на высоком уровне.
Цель исследования: исследовать особенности нравственного воспитания и формирования нравственных качеств обучающихся 5 класса в процессе формирования представлений о семейных традициях.
Объект исследования: формирование нравственных качеств у обучающихся 5 класса.
Предмет исследования: семейные традиции как средство нравственного воспитания школьников.
Гипотеза исследования: формирование нравственных качеств у обучающихся 5 класса посредством обращения к семейным традициям будет успешным, если:
1) Установить уровень сформированности нравственных качеств у школьников;
2) Разработать проект педагогической технологии нравственного воспитания подростков через формирование представлений о семейных традициях на основе исходного уровня развития нравственных качеств, состоящего из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного.
Заключение:
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты нравственного воспитания и значимости семьи, формирования представлений о семейных традициях пятиклассников в подобной деятельности.
Установлено что формирование представлений о семейных традициях, наличие разнообразных традиций в семье, соблюдение их и передача традиций из поколения в поколения, знакомство ребенка с традициями предыдущих поколений выполняет ряд функций в развитии личности и социализации ребенка. Так, семейные традиции выполняют ряд функций по отношению к семье и ребенку: сплочение семьи, социализация ребенка, знакомство ребенка с нормами и правилами поведения, формирование бережного, уважительного отношения к старшему поколению, закладывание нравственных основ.
Тенденции развития личности ребенка в данном возрастном периоде позволяют успешно осуществлять деятельность по нравственному воспитанию.
Во второй главе проведено эмпирическое исследование уровня сформированности нравственных качеств личности учащихся в пятом классе.
Был зафиксирован недостаточный уровень развития нравственных оценок, нравственных ориентиров и нравственных отношений
Это говорит о необходимости поиска технологии формирования обучения, которая позволяла бы успешно формировать представления о семейных традициях у данной категории обучающихся, и осуществлять за счет этого нравственное воспитание.
Такой технологией может стать технология социального проектирования, которая позволяет ученику занимать активную позицию для осуществления познавательной деятельности, а также привлекать родителей к продуктивному сотрудничеству.
Фрагмент текста работы:
В современных социальных условиях формирование личности представляет собой основной целевой ориентир образовательной деятельности. Личностный подход в образовательной деятельности подразумевает включение в ее содержание ценностных смыслов нравственной ответственности и гражданской активности, говоря иначе, происходит достижение основной цели – становление социально зрелой личности. В современной социокультурной ситуации формирование нравственных характеристик детей представляется одной из главных задач, решаемых образовательной деятельностью на всех ступенях образования.
С точки зрения В. А. Садовничего, большое значение имеет двуединая задача, решение которой лежит на системе образования – «обучение и воспитание, подготовка специалистов, сочетающих глубокие знания с гражданской ответственностью и патриотизмом» . Образование занимает центральную позицию в духовно-нравственном совершенствовании и подъеме представителей современного общества.
В рамках описанной деятельности особое место принадлежит проблеме подготовки личности к способности контроля над собственным сознанием, выработки духовных ценностей и приоритетов, сознательного отказа от негативных форм поведения, формирования гуманистической направленности. Эффективность нравственного воспитания и, соответственно, всего процесса формирования духовно-нравственной сферы субъекта, обусловлено спецификой деятельности общественных институтов, групп и организаций, обеспечивающих подрастающему поколению условия, способствующие успешному нравственному развитию и совершенствованию. Соответственно, необходимо грамотно координировать деятельность всех субъектов общества, которые играют какую-либо роль в формировании нравственных структур личности. Теоретико-методологическая платформа духовно-нравственного воспитания охарактеризована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» .
Формирование патриотических ценностей личности имеет значение нравственной базы для выработки их активной жизненной позиции. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания (проект), сформулированы цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, система базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности [3; 4].
В докладе «Российская государственность и образовательные традиции: взгляд сквозь века» в рамках Международной конференции В. А. Садовничий выделяет тот факт, что государственность «прежде всего – это единое смысловое пространство, в котором живет и развивается народ, общие духовно-нравственные ценности, общий язык. Логика исторического развития неизбежно приводит к активизации образовательной политики, к новым образовательным инициативам» .
Глобальные проблемы современности, которые представляют собой опасность для существования человека и человеческой цивилизации, привели к необходимости разработки основ экологического образования, целью которого выступает осуществление тезисов активно развивающегося эколого-информационного социума. Формирование ответственного поведения, ориентированного на социокультурную среду, согласно представлениям А. В. Афонина, должно представлять собой основной блок и обязательный структурный компонент образовательной деятельности на разных ступенях образования.