Курсовая с практикой на тему Семейные ценности современных мужчин и женщин
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Изучение
феномена ценностей в зарубежной и отечественной научной литературе. 6
1.1. Ценности: определение, типология. 6
1.2. Семейные ценности в культурно-исторической
перспективе: каким образом менялись семейные ценности в семьях разных
исторических эпох. 12
Глава 2.Психодиагностические методы эмпирического исследования ценностей 30
2.1 Описание методов исследования. 30
2.2 Анализ системы
ценностей мужчин и женщин. 32
Заключение. 38
Список использованных
источников. 40
Приложение 1. 42
Введение:
Актуальность проблемы стереотипов,
которые присущи и мужчинам, и женщинам, приобрела
в настоящее время особое значение. Изучение психологии мужчин и женщин имеет
прямое отношение к каждому человеку в отдельности и ко всему обществу в целом,
так как роль мужчины и женщины в обществе сегодня претерпевает серьезные
изменения.
Практически во всём мире семья и семейные ценности потеряли свою
актуальность. Наши деды и родители в 20-25 лет имели собственную семью, работу,
дом. Вся жизнь строилась вокруг семьи. Тех, кто поздно женился или не смог до
30 лет обзавестись потомством, искренне жалели. Современный мир – мир одиночек. Семейные ценности потеряны, и брак стал
невыгодной сделкой для обеих сторон. Мужчин пугают корыстные замыслы женщин,
перспектива алиментов и раздела имущества. Женщины боятся остаться в
одиночестве с ребёнком, которого придётся воспитывать и содержать
самостоятельно. А главное – все боятся ответственности.
Понятие ценности возникло в философии в 18 веке, в
трудах И. Канта для обозначения должного в отличие от сущего, вещей, того, что
имеется. Мораль, нравственный закон и долг И. Кант ставит перед склонностями
человека и их ублажением. И. Кант писал: «Именно с благодеяния не по склонности, а из
чувства долга и наступает нравственная и за пределами сопоставления ценность ».
В 1860-е годы понятие ценности вводит в особый
общефилософский лексикон немецкий философ Г. Лотце, а область философского
изучения ценностей начинает выделяться в отдельную научную дисциплину
аксиологию. Правило аксиологического шага научного познания традиционно связывается
с его работами. Аксиологический шаг характеризуется конечным делением мнений
действительности и значения желаний человека.
Учение о ценностях имело последующее развитие в
работах В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Предметом философского исследования становятся
ценности. Теоретический анализ феномена ценностных ориентаций личности в
становления человечества, является основой духовной жизни. В неокантианстве, в
концепциях В. Виндельбанда, Г. Риккерта целый мир можно разделить на
действительность и ценности, а сознание на «эмпирическое» и «нормативное». Г.
Риккерт считает, что суть ценностей «состоит в их значимости, а никак не их фактичности», они выступают как
безупречная всеобщая норма, придающая действительности смысл.
В обществе происходят
процессы демократизации и гуманизации, они уравнивают возможности
для реализации личности любого социального происхождения, национальности,
возраста и пола.
Сегодня на человеческие ценности воздействует
окружающая среда. Растет социальное неравенство, это способствует утрате
общепринятых человеческих ценностей. Нарушается равновесие семьи, в которой
уходит в прошлое преемственность поколений, снижаются этические нормы. В
последнее время опасно обострилась проблема приобщения к нормальным
человеческим ценностям как порядочность, честность, справедливость среди
молодежи с появлением агрессивных молодежных групп, пропагандирующих расизм,
насилие, вандализм, правонарушения.
Моральную тяжесть происходящего в обществе принимает
на себя подрастающее поколение, которое еще не обладает социальным иммунитетом
к подобным явлениям.
Отечественные ученые (Н.Д. Никандров, Д.И. Фельдштейн, С.К. Бондырева, Е.В. Бондаревская и другие) акцентировали в своих исследованиях
проблематичность процессов, происходящих в обществе, нестабильность ситуации,
поэтому выбор темы данного исследования определил вопрос о недостаточной
изученности этого процесса.
Объект исследования: система ценностей личности.
Предмет исследования: семейные ценности современных мужчин и женщин.
Цель настоящей курсовой работы – исследование семейных
ценностей современных мужчин и женщин.
Задачи исследования:
1. Изучение различных научных трактовок
понятия «ценности».
2. Изучение теоретических подходов к понятию
ценностей личности в отечественной и зарубежной психологии.
3. Исследование гендерных различий и социализации.
4. Эмпирическое исследование гендерных различий в системе ценностей личности.
Гипотеза исследования:
Гендерные
факторы оказывают определенное влияние на формирование и развитие
ориентаций, нацеленных на смысл жизни.
В качестве теоретической
базы исследования выступили исследования советских, зарубежных и российских
ученых психологов, педагогов, философов.
Методы исследования: анализ
литературных источников,
диагностический инструментарий, метод количественной и качественной обработки результатов
исследования.
Данная работа состоит из двух
глав. В первой главе даны определения основных понятий социальной психологии,
теоретические трактовки понятий с точки зрения разных ученых. Во второй дано описание эмпирического
исследования автора данной работы на предмет исследования гендерных
различий в системе ценностей конкретной аудитории, его анализ и выводы.
Завершает работу перечень источников, приложение, описывающее методику
диагностического инструментария.
Заключение:
Ценности являются основным личностным новообразованием в
психологии индивидуума. Они выявляют сознательное отношение человека к тому,
что происходит в обществе, определяют и конкретизируют мотивацию определенного
поведения личности и оказывают влияние на все стороны его деятельности. Наличие
определенных ценностей на каком-либо отрезке жизни свидетельствует об
этапах формирования личности, появлении психологических
структур, которые способствуют становлению его мировоззрения.
Система ценностей определяет наполнение содержанием личность
и является основой мировоззрения, фундаментом ее взглядов на окружающий мир, к
другим людям, к самому человеку.
По результатам экспериментального эмпирического
психологического исследования структуры ценностей молодых людей разного пола
можно сделать выводы:
В системе терминальных ценностей мужчин наиболее высокий
уровень значимости имеют здоровье, наличие хороших и верных друзей и активная
деятельная жизнь, уверенность в себе. Такие ценности, как красота природы, искусство,
интересная работа, счастье других людей, занимают в их иерархии последние
места.
Иерархия терминальных ценностей женщин характеризовалась
значительны акцентом на конкретные жизненные ценности: дружба, здоровье,
материально обеспеченная жизнь, интересная работа. Как не особо значимые для
них были выявлены ценности познания, продуктивной жизни, развития. Творчество
было поставлено на последнее место.
Групповая иерархия инструментальных ценностей мужчин
характеризуется ориентацией на ценности
внутренних качеств личности: ответственность и честность, жизнерадостность,
воспитанность. Значимость таких жизненных ценностей как высокие запросы, непримиримость с недостатками в себе и других
имеет низкую ценность.
Иерархия инструментальных ценностей женщин характеризуется
большей ориентацией на воспитанность, честность и ответственность. Такие
ценности как эффективность в делах, терпимость, высокие запросы имели для
опрашиваемых довольно низкую значимость.
При контент-анализе результатов эмпирического
исследования были получены следующие результаты: для мужчин характерны ценности
терминального характера. Тестирование показало, что аспектов, которые присущи
для терминальных ценностей, больше, чем инструментальных. Для мужчин
характерно, что терминальные ценности проявляются у них в основном в сфере
здоровья и в области взаимоотношений. Что касается женщин, характерной
особенностью их выбора стали также ценности терминального характера в основном
в таких областях как мудрость, наличие верных друзей, здоровье, но они проявляются в меньшей степени, чем у мужчин.
Инструментальные ценности у мужчин и женщин различны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Изучение феномена ценностей
в зарубежной и отечественной научной литературе.
1.1.
Ценности: определение, типология
Проблема ценностей является одной из основных и в социологии с самого ее
происхождения. Обстоятельную разработку она возымела в трудах Э. Дюркгейма,
который утверждал, что на важных ценностных эталонах создаются и основываются
целые цивилизации. Он считает, что в ценностях слиты объективные и субъективные
составляющие. Он считал, что «ценностям присуща та же объективность, что и
вещам », а с иной, что «каждая ценность
подразумевает оценку, исполняемую субъектом в узкой связи с конкретным
состоянием эмоций».
Э. Дюркгейм обращал внимание на конкретную иерархию ценностей, так как
«есть разные типы ценностей» нравственные, эстетические, верующие, метафизические,
в силу чего «религия, нравственность, ни чем иным как системой ценностей ».
Выведенные из данных систем
ценностные суждения выступают в окончательном счете как ценностные ориентиры
личных и коллективных деяний людей. Они работают как интегрирующая держава
становления общества, проявление его целостности. В 80-е годы ХГХ в. М. Вебер
ввел в социологию проблему ценностей и возвысил понятие ценности как одно из
главных в данной области познания. В концепции М. Вебера ценностная мотивация
действий рассматривается в качестве одного из 4-х главных мотивов социального
действия.
По его суждению, социальное действие считается «ценностно-рациональным,
если оно базируется на вере в абсолютную эстетическую, религиозную либо всякую
иную ценность какого- то поведения, не смотря на то, к чему оно может привести».
Он говорил, что ценностно-рационально действует тот, кто, не взирая на
возможные последствия, следует собственным убеждениям. Т. Парсонс в собственном
учении о системах современных обществ акцентировал внимание на том, что одной
из 4-х функциональных потребностей любого общества, параллельно с функциями
привыкания, интеграции и достижения целей, считается воспроизводство эталона.
Данная функция реализуется как «поддержание главного эталона
институциализированных в обществе ценностей».