Курсовая с практикой на тему Семейное воспитание и его влияние на формирование личности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЬ 6
1.1 Взгляды на роль родителей в формировании личности ребенка 6
1.2 Типы семей и стили детско-родительских отношений 10
1.3 Роль семьи в формировании личности младшего школьника 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДИТЕЛЯМИ 21
2.1.Методы и методики исследования 21
2.2 Результаты экспериментального исследования 23
2.3 Методические рекомендации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 36
Введение:
Актуальность темы. Воспитание детей начинается в семье. Другие социальные институты включаются в воспитательный процесс значительно позже, когда формирование основных черт характера ребенка уже начато. Именно в семье закладываются основы физического, интеллектуального и нравственного развития ребенка, формируются гражданские чувства, мировоззрение, эстетические вкусы. Определяющими для ребенка становятся личный пример родителей, их отношение к труду, общественной жизни, принципиальность, честность, доброта и отзывчивость, бережливость, простота и скромность.
Семья осуществляет решающий ориентационный влияние на формирование личности: становление характера, ценностных ориентаций, ведущих приоритетов социальной зрелости. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени определяют жизненный путь ребенка.
Кроме целенаправленного родительского воспитания на ребенка воздействует внутрисемейная атмосфера в целом, причем эффект этого воздействия проявляется с возрастом, отражаясь в структуре личности. Особенно актуальным это является для школьников, ведь именно в этом возрасте родительское отношение, приобретает решающее значение для становления и закрепления образа «Я». Этот образ и отношение к себе формируются под воздействием того образа, что сложился у родителей. Поэтому в современных условиях России именно семьи придается приоритетное значение.
Основные теоретические, методологические, научные направления проблемы воспитания ребенка в семье отражены в работах многих классиков педагогики и психологии, в частности Л. Выготского, Я. Коменского, Г. Костюка, П. Лесгафта, Д. Локка, А. Макаренко, И. Песталоцци, Н. Пирогова, В. Сухомлинского, К. Ушинского, С. Шацкого и других.
За последнее десятилетие заметно увеличилось количество содержательных исследований проблемы перехода от детства к взрослости (Г. Боришевский, В. Конел, Н. Максимова, Т. Мальковская, Т. Снегирева, Н. Удовенко, А. Василенко, Н. Ярошко и др.). Однако недостаточно разработанной, а потому актуальной остается проблема взаимоотношений родителей и детей в этом возрасте. Ведь с каждым новым поколением она ставится по-новому, в зависимости от той социальной ситуации развития, в которой они находятся. Возникают новые проблемные ситуации, которые требуют исследования и решения.
Актуальность, социальная значимость проблемы и ее недостаточная исследованность обусловили выбор темы курсовой работы «Семейное воспитание и его влияние на формирование личности».
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель взаимодействия семьи и школы в становлении личности учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза основывалась на предположении, что процесс становления личности младшего школьника оптимизируется по условиям изучение особенностей личностных качеств ребенка; разработки и внедрения технологии взаимодействия школы и семьи с целью формирования педагогической культуры родителей, гуманизации отношений в семье.
Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы выполнялись задачи исследования:
— изучить проблему семейного воспитания в историческом и психолого-педагогическом контекстах;
— раскрыть сущность основных понятий исследования «семья», «семейное воспитание», «стили воспитания»;
— обосновать теоретические основы, содержание, формы и методы семейного воспитания;
— исследовать влияние стилей родительского воспитания на становление личности учащихся;
Объектом исследования является процесс семейного воспитания.
Предметом – Семейное воспитание и его влияние на формирование личности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и экспериментальных методов: теоретический анализ, сравнение, систематизация и обобщение научных источников по проблеме исследования; индивидуальные беседы с учителями, родителями, учащимися, анкетирование, тестирование, прямое и косвенное наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности учащихся, констатирующий и формирующий эксперименты, статистические приемы обработки экспериментальных данных.
Заключение:
Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения.
Под стилем семейного воспитания понимается многомерное образование, которое включает отношение родителей к ребенку и переживание этого отношения (эмоциональный компонент) , особенности восприятия и понимания характера ребенка (когнитивный компонент) , поведенческие стереотипы, практикуемые в отношении ребенка (поведенческий компонент). Эмоциональный компонент исследователи считают важнейшим, определяющим (А.Я. Варга, А.В. Буренкова и др.). Родительский стиль — это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку[16].
Для развития положительных детско-родительских отношений взрослые должны обладать высоким уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком. Основой семейного микроклимата, являются межличностные отношения, и определяют его климат. Позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений складывается его личность.
В процессе констатирующего эксперимента было определено, что самыми распространенными среди всех стилей родительского отношения к младшим школьникам является стиль «маленький неудачник» (24,2%) и «авторитарная гиперсоциализация» (20,4%). Установлено, что в семьях преобладает удовлетворительный уровень отношений родителей с детьми (30%), зависит от стиля родительского воспитательного взаимодействия с ребенком.
Эффективность проведенной экспериментальной работы подтверждено динамикой улучшения уровня отношений в семье. Установлено, что показатели благополучного и менее благополучного уровней отношений родителей с детьми получили положительной тенденции (на 8% и 5% соответственно).
Результаты педагогического эксперимента подтвердили, что предложенная технологическая модель взаимодействия семьи и школы дала возможность родителям повысить свою психолого-педагогическую компетентность в создании гармоничных родительско-детских отношений, что является важным фактором в становлении личности младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЬ
1.1 Взгляды на роль родителей в формировании личности ребенка
Система родственно – семейного воспитания чрезвычайно важна в жизни каждого человека. Именно поэтому Генеральная Ассамблея ООН установила Международный день семьи, который отмечается ежегодно 15 мая во всех странах мира.
Издавна идет дискуссия, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).
Так выдающийся педагог Я. А. Коменский склонялся в пользу семьи и назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери, уроки матери без перерыва в расписании и без выходных и каникул. Соглашался с ним Г. Песталоцци: «Семья является истинным органом воспитания.
Другой взгляд на семью имел Роберт Оуэн. Он рассматривал семью как препятствие на пути формирования нового человека. Известный психолог О. М. Леонтьев выделил объем близких ребенку людей, к воспитательным воздействиям которых он чувствителен. Оказывается, что ребенок в первые годы не воспринимает замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (воспитателя, соседки, прохожей…), для нее самое авторитетное – «Так мама сказала», «Так велел папа» [15,c.97].
Педагогическое наследие гуманистов – просветителей наполнена ценными советами по воспитанию малышей и детей в семьях: «Материнская школа» Я. Коменского; «Мысли о воспитании» Д. Локка; «Эмиль, или о воспитании» Ж.-Же. Руссо; «Как Гертруда учила своих детей». Песталоцци.
На важность семейного воспитания указывали известные деятели А.Пушкин, С. Русова, Т. Шевченко, П. Кулеш, Б. Гринченко, И. Франко, О. Духнович, Т. Лубенец, Г. Ващенко.
Современная наука также оперирует данными о важности семейного воспитания для полноценного развития личности ребенка, поскольку его сила и влияние не сравниваются ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Психологические и социально-педагогические исследования позволяют утверждать, что семья занимает очень важное место среди факторов и социальных групп, которые влияют на формирование личности.
Именно семья с ее интимно-личными связями, как никакая общественная организация, может обеспечить ребенку эмоциональную защиту, ощущение важности и существенности своего существования, искренней заинтересованности в ней. Семья – это та среда, в которой у ребенка формируется представление, где он принимает первые решения относительно себя и где начинается развитие социальной природы ребенка. Нет таких качеств личности, в формировании которых не участвовала бы семья [3].
Подобно тому, как взрослые проявляют себя, реализуют свои потребности, интересы и стремления в процессе социальной практики, так и дети развивают свои силы и возможности в условиях семейной жизни, и прежде всего, через общение с родными, включаясь в определенную систему семейных отношений.
Важным фактором становления личности является самосознание в лице родителей определенного пола и овладение соответствующим ролевой поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношения, элементы трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания согласно своего пола.
Семья – дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), профессиональные «подсистемы» (мама – врач, папа – инженер, дедушка – шофер, бабушка – продавец). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать свои потребности (А.Т.Харчев, И.В.Гребенников, Ю.П.Азаров).
Родители – главные природные воспитатели ребенка. Основной фактор в формировании личности – это воспитательный климат семьи. Родной дом – не только место убежища, крыша над головой, но и семейный очаг, место защиты от жизненных неурядиц. Родители являются первой общественной средой ребенка, а семья-ведущим институтом социализации. Родители первыми раскрывают маленькому человеку предметный мир и придают ему эмоциональную окраску [14,c.138].