Курсовая с практикой на тему Семантика звериного стиля в искусстве населения Алтая в скифскую эпоху.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СКИФСКОЙ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ И СКИФО-СИБИРСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ 6
1.1. Этимология пазырыкской культуры как критерий формирования зооморфных образов искусства скифского населения Алтая 6
1.2. Семантика изображений скифо-сибирского звериного стиля 13
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В ИСКУССТВЕ ПАЗЫРЫКЦЕВ 19
2.1. Исследование вещественных источников 19
2.2. Классификация и типология образов скифо-сибирского звериного стиля 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Актуальность исследования семантики искусства звериного стиля, в частности, его сути и особенностей интерпретации изображений в пазырыкской культуре обуславливается, прежде всего, актуальностью раскопок Н.В. Полосьмак на территории Алтая, в ходе которых вновь повысился интерес с пазырыкцам и их культуре вследствие произведенных последних находок, в которых были предприняты попытки воссоздать первоначальный контекст ритуальных атрибутов и артефактов, которые имеют художественно-изобразительную и символическую значимость. В частности, особенно следует уделить внимание зооморфным мотивам, которыми увенчаны головные уборы, нашейные гривны, фрагменты одежды, предметы вооружения и прочее. Многие артефакты, в частности, мотивы коней были призваны для сопровождения умерших.
Археологи все чаще обращают внимание на устройство и планировку погребально-поминальных комплексов. Эпизодически работа в этом направлении ведется и в Горном Алтае, в ходе исследования курганов пазырыкской культуры VI-Ш вв. до н.э. Однако, за редкими исключениями, рассматривается лишь надмогильная конструкция (насыпь кургана) без устроенных по периметру оград с коридорами, поминальных колец, отходящих от насыпи каменных «лучей», стел (бал-балов) и других объектов. Основные причины тому: недооценка значимости надмогильных сооружений (насыпей) и сопутствующих поминальных объектов как высокоинформативных источников, а также нежелание исследователей нести значительные дополнительные трудозатраты на расширение площади раскопов без гарантии получения каких-либо результатов. В связи с этим несомненный интерес представляют работы по изучению поминальных сооружений
Проблема исследования, соответственно, выстраивается вокруг контекстуальности и типологических характеристик в семантике звериного стиля скифов.
Объект данного исследования: звериный стиль в искусстве населения Алтая в скифскую эпоху.
Предмет исследования: семантические и типологические характеристики звериного стиля в искусстве населения Алтая в скифскую эпоху.
Цель исследования: изучить вещественные источники пазырыкской культуры.
Исходя из поставленной цели исследования необходимо решить следующие исследовательские задачи:
— представить этимологию пазырыкской культуры как критерий формирования зооморфных образов искусства скифского населения Алтая;
— выявить семантику изображений скифо-сибирского звериного стиля;
— произвести исследование вещественных источников;
— выделить классификацию и типологию образов скифо-сибирского звериного стиля.
Теоретической и практической основной исследования стали труды таких ученых и археологов как А.К. Акишева (основатель национальной школы, совершивший находку «Золотого человека»), М.И. Артамонова (Основатель советской школы хазароведения), Л.Л. Барковой (российская исследовательница мифологии), П.К. Дашковским (заведующий кафедрой регионоведения России), А.А. Тишкиным (исследователь археологии Алтая), Т.Н. Дмитриевым (ведущий научный сотрудник, исследователь традиций), Д.М. Дудко (исследователь скифо-сарматской истоии), Л.А. Евтюховой (исследователь археологических памятников Сибири и Центральной Азии), С.И. Руденко (член Парижского антропологического общества) и другими.
Методологической базой исследования являются ключевые принципы отечественной археологии как исторической науки, которая исследует культурное наследие по артефактам предметного мира. Исследование зооморфных мотивов алтайского искусства в скифскую эпоху произведено с помощью традиционного типологического метода. В частности, были применены следующие методы:
— формационный подход;
— стадиальный подход.
Территориальные рамки: Горный Алтай.
Временные рамки: VI-Ш в. до н.э.
Структура данной работы. Исследование состоит из введения, основной части, которая включает две главы, заключения и списка литературы.
Заключение:
В ходе данного исследования были решены следующие задачи:
— представлена этимология пазырыкской культуры как критерий формирования зооморфных образов искусства скифского населения Алтая;
— выявлена семантика изображений скифо-сибирского звериного стиля;
— произведено исследование вещественных источников;
— выделена классификация и типология образов скифо-сибирского звериного стиля.
В ходе решения первой задачи было выяснено, что преимущество зооморфного мотива являлось отражением этимологического пространства пазырыкской культуры. Соответственно, значение зооморфной семантики проявляется в святости отношения к коням и другим животным в том числе. Однако конь, как сопровождающий человека в «царство мертвых» — это самое явное представление сущности зооморфного образа в культуре пазырыкского народа.
В ходе решения второй задачи был продемонстрирован семантический потенциал скифо-сибирского искусства на Алтае. Он рассматривался нами как мифологическая и ритуально-образная мировоззренческая структура, которая выражает метафизические свойства верований и уходит корнями в глубокие традиции предков скифского народа.
В ходе решения третьей задачи стало ясно, что проанализированные вещественные источники позволяют подтвердить ценность скифо-сибирского зооморфного искусства Алтая, поскольку в они имеют высокий художественный потенциал и семантическое значение.
В ходе решения четвертой задачи было выяснено, что типология скифо-сибирского искусство просматривается в диспропорциональности фигур, в преимущественном изображении неполных фигур, в акцентировании анатомических деталей, в нетипичных позах и сюжетах.
Задачи данного исследования решены. Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СКИФСКОЙ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ И СКИФО-СИБИРСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ
1.1. Этимология пазырыкской культуры как критерий формирования зооморфных образов искусства скифского населения Алтая
Этимологические особенности пазырской культуры являют собой характерные черты культуры скифов, а именно, скифо-сибирского мира в VI-III веках до н.э. на территории Алтая, а также на территориях Северо-Восточного Казахстана, Северо-Западного Китая, Монголии. При этом необходимо обратить внимание на то, что исследование памятников пазырской культуры стало производится с прошлого столетия, а именно, с 1865 года (в тот период были исследованы Катандинский курган на Алтае и Берельский курган в Казахстане, раскопки В.В. Радлова).
Интересно обратить внимание на то, что чаще всего исследовались непосредственно курганы, притом, в достаточно разномасштабном соотношении (на 600 курганов было исследовано 130 могильников). Примечательной находкой курганов являлись кони, которые сопровождали погребенных людей. Более известными в настоящее время являются Башадарские курганы, Туэктинские курганы (Центральный Алтай; раскопки С.И. Руденко в 1954 году), которые следует отнести к пазырской культуре VI-V века до нашей эры; Укок, Пазырыкские курганы и прочее, относящееся к более позднему этапу пазырской культуры (V-III века до н. э.).
Среди особенностей Пазырыкской культуры следует отметить погребение в деревянных срубах, а также определенный восточный акцент и использование средств мумифицирования. Важно, что в пазырской культуре захоронения осуществлялись в паре с захоронениями коней. Вероятно, так происходило по причине развитого полукочевого скотоводства. При этом следует отметить, что население, которое формировало и развивало пазырскую культуру, являлось европеоидной и монголоидной расы.
Пазырыкская культура формировалась на базе местных культур раннескифского периода (майэмирской, бийкенской культур), а также культур внешних, которые пришли с территории Малой и Средней Азии, а также с территорий Северо-Западного Китая. С этих территорий пазырская культура приобрела погребальную обрядовость и керамические изделия. Ряд традиций, которые имеют то или иное отношение к Пазырыкской культуре, также можно проследить в более поздних культурах, причем, вплоть до культур периода возникновения Тюркских каганатов.
Эпоха ранних кочевников – так можно именовать пазырскую культуру. С того периода, когда они освоили езду верхом на лошадях, преодолевая широкие степные просторы, разобщенность людей существенно снизилась. Преодоление больших расстояний стало не просто возможным, а обыденным делом. Однако, важно обратить внимание на то, что кочевая жизнь имела различные разновидности, в зависимости от географического положения того или иного региона. Культуры, которые придерживались кочевого стиля в своей культуре, стало принято объединять одним этимологическим корнем: скифские культуры. У всех них имелись определенные общие уклады в ведении хозяйства, также существовали и идеологические свойства.
Так, пазырская культура как составная часть обширной скифской культуры опиралась на три фундаментальных компонента, которые ее составляли непосредственно: вооружение, конская упряжь, и непосредственно «звериный стиль» в искусстве. Последнее имеет наиболее обширный научный интерес. По сути, можно говорить о том, что пазырская культура – это культура, которую формировало смешанное кочевое население. Скотоводство и кочевой образ жизни – основные характеристики пазырыкцев как народного этноса.
В соответствии со спецификой образа жизни пазырыкцев, все объекты культурного наследия так или иначе наделялись мотивами зооморфного мотива, что выражаюсь в орнаменталистике, формах изделий и прочих характеристиках.
Особенно известными объектами являются курганы, которые представлены группой из пяти крупных курганов и ряда менее крупных, которые расположены в межгорном урочище Пазырык, рядом с селом Балыктуюль. Хронологические и этимологические данные говорят о том, что крупные Пазырыкские курганы были построены с интервалом в 49-летний период. Однако де, еще в древние времена курганы были разграблены. Тем не менее, сохранными остались различные предметы из таких материалов как дерево, кости, кожа, мех, войлок, ткань. Примечательно, что среди находок имелись конские погребальные уборы с рогами оленей, козлов, баранов и с изображениями фантастических животных, ковры с зооморфными мотивами. Так, татуировки на телах погребенных и на найденных предметах были увенчаны узорами в скифо-сибирском зверином стиле. Пазырыкское общество возглавляли вожди, посмертно для которых сооружались огромные курганы, располагавшиеся в различных живописных местах: в устьях рек, например.
Интересно обратить внимание на то, что роль лошади в мировоззрении пазырыкского общества является подробно исследованной, в частности таким автором как А.А. Тишкин. В соответствии с этим следует рассмотреть то этимологическое ядро, которое сегодня присваивается пазырыкской культуре и культуре скифов в целом.