Курсовая с практикой на тему Семантика пространственных образов в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК КАТЕГОРИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ 6
ГЛАВА 2 СИМВОЛИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТОПОСОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» 14
2.1 Вариативность поместных топосов 14
2.2 Городские топосы 21
2.3 Образ дороги 25
ГЛАВА 3 СЕМАНТИКА ПЕРСОНАЖНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОЭМЕ 31
3.1 Павел Иванович Чичиков 31
3.2 Ноздрев 34
3.1 Андрей Тентетников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» была выпущена почти два столетия назад, однако, несмотря на свой возраст, продолжает интересовать исследователей в области литературоведения и лингвистики, так остается актуальной и по сей день. Та метафоричность, которой наполнена поэма, продолжает интересовать исследователей, которые на протяжении почти двух столетий занимаются ее изучением. К таковым относятся такие классики литературоведения, как Ю.М. Лотман , М.М. Бахтин , В.Ф. Бояценовский ; исследователи второй половины XX века такие как М.Я. Вайпскоф , М.М. Городовднюк , А.Х. Гольденберг ; ряд современных авторов: Т.И. Печерская , З.М. Рашидова и др.
Творчество Николая Васильевича Гоголя всегда ценилось не только на родине, но и за рубежом. К примеру, в Китае XX века писатели-революционеры, благодаря творчеству русского автора и других классиков, смогли изменить устоявшиеся литературные формы в своей стране. Очевидно, что на родине творчество классика имеет более высокое значение, так как является нестареющим источником русской культуры. Данный факт объясняет то, почему произведения Н.В. Гоголя, в частности «Мёртвые души», остаются в школьной программе до сих пор. Актуальность исследования заключается в том, что в нем приводятся конструктивные признаки поэмы «Мертвые души». Так как произведение анализируется учащимися общеобразовательных школ, необходимо использовать объективные и понятные методы в изучении самой поэмы, чтобы в будущем ученики сами могли определять смысл и проблематику поэмы.
Новизна исследования заключается в том, что в работе проведен анализ семантики пространственных образов при помощи авторского алгоритма анализа.
Объектом исследования является пространственная организация в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Предметом исследования является организация и семантика пространства в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Целью работы является анализ значения пространства в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— Изучить место художественного пространства и специфику его изучения в литературоведении;
— Изучить изображение помещичьих усадеб и их значение в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»;
— Изучить изображение города NN и его значение в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»;
— Изучить изображение дороги и ее значение в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»;
— Изучить характеристики персонажей через пространство на примере Чичикова, Ноздрева и Тентетникова.
Теоретическую базу исследования составляют монографии и статьи в научных журналах на указанную тему исследования.
Эмпирическая база исследования строится на поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Методологическая база исследования строится на структурно-семантическом методе.
Теоретическая ценность работы заключается в характеристике и трактовке пространственных образов в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Практическая ценность работы состоит в возможности применения результатов исследования в рамках специальных курсов по литературоведению.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
В рамках выполнения поставленных в исследовании задач были написаны главы, в которых были сформулированы определенные выводы.
В первой главе, посвященной месту пространства в литературоведении, содержатся следующие выводы:
1. Пространство является составным элементом «картины мира», которое изучается как в философии, так и в литературоведении.
2. Пространство часто рассматривается совместно со временем.
3. Пространство в художественном тексте классифицируется несколькими типами и видами.
4. Чаще всего художественное пространство представляет собой сочетание отдельных элементов.
Во второй главе, посвященной различным топосам в произведении, были сформулированы следующие выводы:
1. Вариативность помещичьих образов выражена в их описании и в том, как они контрастируют с помещиками. Для кого-то они являются зеркалом, для кого-то искажением.
2. Город NN является типичным для России местом, городом в котором может побывать герой. Он одновременно и жив, и мертв. В нем проводятся мероприятия различного типа, но среди его жителей не чувствуется связи. Каждый из них будто завис в собственном пространстве внутри пространства городского.
3. Дорога отражена в двух ипостасях: реальная дорога и дорога метафорическая. Причем все лучшее, что есть в дороге метафорической способно погибнуть в дороге реальной.
В третье главе, посвященной персонажному пространству в поэме, содержатся следующие выводы:
1. У Чичикова отсутствует личное пространство. Однако существуют две пространственные точки, между которыми он мечется: город NN характеризующий его типичность и схожесть с остальными чиновниками города и бричка, символизирующая внешнее и внутреннее движение Чичикова.
2. Ноздрев, в отличие от других помещиков, более подвижен и не так зациклен на своем окружении, как другие. Однако его движение объясняется желанием вовлечь в собственное пространство других людей. Это можно объяснить желанием видеть подле себя что-то живое и настоящее.
3. Тентетников не похож на других персонажей, как характером, так и внешними проявлениями. Мы не видим вокруг него четкого пространства, и отсутствие какого-либо интерьера вокруг него характеризует его так же, как других помещиков характеризует его наличие.
Подводя общий итог, стоит сказать, что художественное пространство в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» выполняет сразу несколько функций:
— Обеспечение места действия;
— Характеристика персонажей;
— Передача авторских мыслей.
Николай Васильевич Гоголь не всегда использует достоинства пространства только лишь через его описание. Иногда пространство может отсутствовать вовсе или передаться через топонимы. Тем не менее явным остается то, что пространство в поэме «Мертвые души» не просто декорация, а еще один художественный элемент, позволяющий автору донести свои идеи до аудитории.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК КАТЕГОРИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
XX век в философии и литературоведении характеризуется планомерным изучением такого понятия как «картина мира», которое еще со времен античности является одним из ключевых мировоззренческих понятий. «Современный процесс познания невозможно представить без понятия “картины мира”» . Ученые приходили к выводу, что через анализ и осмысление картины мира приходит решение и понимание многих вопросов бытия. В.Е Хализев в своей работе приводит слова Хайдеггера, который говорил: «Где дело доходит до картины мира, там выносится кардинальное решение относительно сущего в целом» . Через картину мира становится возможным понять, что такое бытие, что такое сущее и каково место человека в этом сущем. Именно по этой причине данная категория взывает особый интерес в литературоведении. Постижение бытия лежит в основе литературы как искусства.
Картина мира, как правило, наиболее четко выражается в понятиях «пространство» и «время». Именно они определяют характер картины мира. Реальность в художественном произведении, как и реальность мира реального, не может существовать вне пространства и времени. В художественном тексте через эти категории раскрываются глубинные смыслы текста. С категориями пространства и времени тесно связаны различные составляющие художественного текста (композиция, повествование, образы персонажей). Также исследователи часто ставят себе задачей определить, каким именно образом «пространство» и «время» связаны с литературным героем.
О «пространстве» и «времени» существует большое количество научной литературы, как в гуманитарных, так и технических и естественных дисциплинах. В российском литературоведении интерес к данным