Курсовая с практикой на тему Семантические и стилистические функции антонимов в поэтических текстах Д. Самойлова.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Антонимы и их роль в поэтическом тексте 5
1.1. Антонимы: понятие, сущность, определение 5
1.2. Значение антонимов в тексте 7
Глава 2. Семантические и стилистические функции антонимов в поэтических текстах Д. Самойлова 12
2.1. Особенности поэтического текста Д. Самойлова 12
2.2. Функции антонимов в поэтических текстах Д. Самойлова 18
Заключение 27
Литература 28
Введение:
Итак, порождение поэтического текста можно представить как процесс поиска истины в сознании автора и подбора оптимальных, с его точки зрения, языковых средств для выражения найденного знания. При этом автор поэтического текста не стремится точно и исчерпывающе выразить доступное ему знание. Оно выражается в сжатой и образной форме, чтобы вновь развернуться в сознании читателя.
Естест¬венно, невозможно рассчитывать на то, что каждый читатель адекватно и во всей полноте воспримет смысл, заложенный в тексте. Однако создатель последнего ста¬вит перед собой цель передать самое главное из того, что ему доступно, чтобы под¬толкнуть читателя к самостоятельному поиску невыраженной части истины.
Автор верит в то, что истинное знание объективно, субъективен лишь способ его эксплика¬ции, в противном случае творчество было бы бессмысленным. В процессе создания поэтического текста автор стремится вы¬разить те или иные концептуальные смыслы средствами языка.
В рамках данной работы рассмотрим вопрос о семантических и стилистических функциях антонимов в поэтических текстах Д. Самойлова.
Актуальность данной темы обусловлено важностью рассмотрения разных аспектов творчества поэта с целью понимания его идейной позиции и раскрытия тонкостей литературного мастерства.
Цель работы – изучить семантические и стилистические функции антонимов в поэтических текстах Д. Самойлова.
Объект исследования – текст стихов Д. Самойлова.
Предмет исследования — функции антонимов в поэтических текстах.
Задачи работы:
— раскрыть суть понятия антонимов,
— определить место и роль антонимов в текстах,
— изучить функции антонимов в поэтических текстах Д. Самойлова.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из:
— введения,
— двух глав основной части,
— заключения,
— списка литературы.
Заключение:
Поэтический текст является пись¬менной фиксацией этого диалога. В сознании автора до того, как он создаст текст, нет понимания смысла произ¬ведения как законченной картины, но есть замысел, который можно соотнести с герменевтическим предпониманием. В процессе создания текста замысел видоизме¬няется, что связано как со стохастической природой концептуального смысла как такового, так и с некоторыми особенностями поэтического творчества.
Смысл про¬изведения с точки зрения автора есть найденная им истина, зафиксированная в напи¬санном тексте. Причем создатель текста является не только субъектом поиска исти¬ны, но и одновременно объектом этого когнитивного процесса, поскольку истина сама по себе не объективируется иначе, кроме как некое знание в сознании субъекта. Поиск абсолютной истины является конечной целью поэтического творчества, веро¬ятно недостижимой. Целью же создания конкретного текста является нахождение части истины. Это может быть, например, ответ на какой-то вопрос или разрешение противоречия.
Автор постоянно спрашивает себя, является ли то, что он нашел в процессе поиска, то есть создания текста, частью истины, и сам себе дает ответ. Если ответ положительный, то текст считается завершенным, поскольку он является фик¬сацией результата поиска. Однако впоследствии создателю текста может открыться другая часть истины, противоречащая уже найденной. В этом случае автор может либо переработать написанный прежде текст, либо создать новый в дополнение к нему.
Субъектом же отнесения определенного знания к истинному или неистинному всегда является сознание автора с отраженной в нем индивидуальностью (характе¬ром, опытом, картиной мира и т. д.).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Антонимы и их роль в поэтическом тексте
1.1. Антонимы: понятие, сущность, определение
На современном этапе в лингвистике еще не выработано единого, общепринятого определения антонимов. Такая ситуация, по замечанию Я.И. Гельблу, складывается по той причине, что, с одной стороны, «нельзя полностью изучить явление антонимии, не установив, что следует под этим понимать; с другой стороны, нельзя дать определение термина «антонимия», не изучив раньше этого явления» [1, с. 153].
В теоретической литературе, посвященной проблеме антонимии, существует большое количество определений данного лексического явления. Согласно «Философскому словарю», определение — это «логический прием, позволяющий отличать, отыскивать, строить какой-либо объект, формулировать значение вновь вводимого или уточнять значение уже существующего в науке термина» [2, с. 342].
При определении антонимов основополагающим понятием является понятие противоположности. Некоторые ученые, чтобы избежать такое многозначное слово, как «противоположность», при определении антонимии пытались использовать другие семантически близкие слова: «контрастный», «противопоставленный», «обратный», «полярный». Однако употребление этих слов-синонимов еще больше усложнило ситуацию. Так, В.А. Иванова провела небольшой эксперимент: она выписала словарные дефиниции каждого из вышеперечисленных слов и сравнила их между собой. Результатом подобного сопоставления явилось то, что дефиниции всех этих слов осуществляются при помощи того слова, которого ученые пытаются избежать: «противоположность». В итоге, исходя из полученных результатов, В.А. Иванова пришла к следующему выводу: «чтобы понятия противоположное значение, противоположность адекватно отражали семантику антонимов и служили средством для их опознавания, необходимо вложить в них строго терминированный смысл, семантически ограничить» [3, с. 6].
В зарубежной лингвистике вопрос об особенностях понятия «противоположность» как ключевого при определении антонимии решает Дж. Лайонз. Он выделяет три типа «противоположности»:
1) дополнительность;
2) антонимия;
3) конверсивность.
Как видим, термин «антонимия» автор применяет только к одному из перечисляемых типов.