Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика обучения русскому языку

Курсовая с практикой на тему Семантические группы фразеологизмов в школьном учебнике русского языка (8 класс . Ладыженская Т.А. ,Тростенцова ,Москва Просвещение 2014

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ КАК РАЗДЕЛА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА.. 5

1.1.Фразеология как
раздел лексикологии. 5

1.2.Идеографическая
классификация фразеологизмов. 8

1.3.Фразеологическая картина мира как
часть языковой картины

мира. 12

1.4.Изучение фразеологии в школьном курсе
русского языка. 14

ГЛАВА 2. СЕМАНТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В УЧЕБНИКЕ
РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 6 КЛАССА Т.А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.. 17

2.1. Методы и приемы работы с семантическими группами
фразеологизмов на уроках русского языка. 20

2.2.Разработка урока русского языка в 6 классе по теме
«Фразеология». 25

  

Введение:

 

Проблема изучения фразеологии в школе в
настоящее время весьма актуальна, поскольку многие исследователи считают, что разделу
фразеологии в школьном курсе русского языка отводится небольшое количество
часов, а задача учителя сводится к тому, чтобы в короткие сроки дать учащимся
комплексное представление о фразеологизмах. Кроме
того, семантика фразеологизмов в школьном курсе русского языка не изучается,
хотя является необходимой для формирования личности (языковой личности) и
языковой картины мира в соответствии с ФГОС ООО.

Новизна
исследования заключается в том, что фразеологизмы
рассматриваются в семантическом ключе, что дает возможность комплексного
выявления ценностных ориентиров, которые присутствуют в картине мира русской
культуры.

Объект
исследования – фразеологизмы в учебнике русского языка
для 6 класса Т.А. Ладыженской под редакцией Н.М. Шанского.

Предмет
исследования – семантические группы фразеологизмов в
учебнике русского для 6 класса Т.А. Ладыженской под редакцией Н.М. Шанского.

Основная
цель исследования – определить, семантические группы
фразеологизмов в учебнике русского языка для 6 класса Т.А. Ладыженской под
редакцией Н.М. Шанского.

Целью исследования определяются задачи:

1. Изучить
лингвистическую литературу по теме семантические группы фразеологизмов;

2. Рассмотреть
семантические группы фразеологизмов выделенные и описанные в современной
лингвистике;

3. Выяснить,
что такое «идеографическая классификация» фразеологизмов и «фразеологическая
картина мира»;

4. Выяснить,
как и в каком объеме изучаются фразеологизмы в школе и конкретно в 6 классе в учебнике
Т.А. Ладыженской под редакцией Н.М. Шанского.

5. Какие
сведения о фразеологии и фразеологизмах должен усвоить школьник при изучении
фразеологизмов в школьном курсе русского языка и конкретно в 6 классе Т.А.
Ладыженской под редакцией Н.М. Шанского.

6. Собрать,
систематизировать и выделить семантические группы фразеологизмов, которые представлены
в учебнике по русскому языку для 6 класса Т.А. Ладыженской под редакцией Н.М.
Шанского, как во всем учебнике, так и в конкретном разделе Фразеология.
Культура речи.

7. Интерпретировать
полученные результаты и ответить на вопрос, какое представление о
действительности дают собранные и систематизированные фразеологизмы, какую
систему ценностей они представляют.

Методы исследования и приемы. Описательный
метод, сбор, наблюдение и анализ языкового материала.

В основе исследования — монографии В.В.
Виноградова, Н.М. Шанского и др. Методическая база исследования представлена
УМК, авторов: В.В. Бабайцева, Т.А. Ладыженской под редакцией Н.М. Шанского.

Практическая
ценность материалы исследования могут быть использованы для
преподавания русского языка в школе.

Структура
работы представляет собой: введение, основную часть,
состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Фразеология является сравнительно молодой
лингвистической дисциплиной, и некоторые ее аспекты до сих пор остаются
спорными и до конца не изученными, поэтому остаются вопросы на которые нет
однозначного ответа.

В данной работе мы попытались разграничить
подходы лингвистов к этой проблеме и рассмотрели различные точки зрения, чтобы
понять, что именно ученые понимают под фразеологией и фразеологизмом.

Также мы рассмотрели классификацию,
которую предложил В.В. Виноградов, она основана на функции фразеологических
единиц в коммуникации, которая определяется их структурно-семантическими
характеристиками. В.В. Виноградов выделял 5 классов фразеологических единиц: «именные»,
«глагольные», «адъективные», «адвербиальные» и «междометные».

Затем мы изучили идеографическую
классификацию фразеологизмов и рассмотрели понятия: «картина мира» и
«фразеологическая картина мира».

В практической части работы мы отобрали из
учебника для 6 класса Т.А. Ладыженской фразеологизмы и провели семантический
анализ на основе тематико – идеографического подхода, разделив их на тематические
группы, а именно: «Человек как живое существо», «Восприятие окружающего мира
человеком», «Речь, память, умственные способности человека», «Внутренний мир
человека», «Человек в обществе», «Человек и вещи» «Природа и человек»,
«Пространство и время человеческого бытия». В данные тематические группы мы
отнесли 90 фразеологических единиц, которые затем распределили между подгруппами
по классификации Г.В. Михеевой.

Данная работа может послужить материалом
для дальнейших исследований в области фразеологии, так как тема играет немаловажную
роль в жизни общества.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ КАК РАЗДЕЛА
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Изучение фразеологии русского языка имеет длительную
историю, основу которой заложили отечественные лингвисты Е. Д. Поливанов и Б.А
Ларин. В своих работах они высказывали
мысли о природе устойчивости, воспроизводимости, грамматических и семантических
особенностях фразеологизмов. Несмотря на это, в настоящее время
возникают спорные вопросы, в первую очередь они связаны с местом, ролью и
объемом классификации
фразеологизмов в системе русского языка.

Одним из актуальных направлений современной фразеологии и
семасиологии является исследование семантики фразеологических единиц, их
идеографическая классификация. В этом плане актуальным является
использование новых знаний, полученных в области исследования фразеологии, в
школьном курсе русского языка.

1.1.Фразеология как раздел лексикологии

Фразеология является сравнительно молодой
лингвистической дисциплиной, так как в советском языкознании возникла в 40-х г.
XX в.

Е. Д. Поливанов первый поставил вопрос о фразеологии
как лингвистической дисциплине, поскольку возникла необходимость в «особом
отделе», который «соизмерим с синтаксисом в индивидуальном значении отдельных
словосочетаний» [Поливанов 1991: 61, 119].

В настоящее время среди лингвистов
существует множество концепций, характеризующих фразеологизм и его основные
свойства, однако дать его четкое определение все еще не удается. Существует «широкое»
и «узкое» понимание объема фразеологии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы