Теоретическая грамматика анлийского языка Курсовая с практикой Иностранные языки

Курсовая с практикой на тему Семантические функции артикля в художественном тексте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки анализа артикля в английском языке 5
1.1 Понятие артикля и его виды 5
1.2 Функции артиклей в английском языке 7
Выводы по главе 1 10
Глава 2. Реализации семантических функций артикля в произведении N. Hornby «About a boy» 11
2.1. Семантические функции определенного артикля 11
2.2. Семантические функции неопределенного артикля 14
2.3. Семантические функции нулевого артикля 16
Выводы по главе 2 17
Заключение 18
Список использованной литературы 20

  

Введение:

 

Английский язык, который является одним из самых распространенных языков в современном мире, относится к аналитическому языку, характеризующемуся особенностями порядка слов, а также использования предлогов и артиклей. В течение нескольких веков исследователи различных гуманитарных дисциплин, таких как языкознание, философия и логика, изучают роль и назначение артикля.
Исследованию особенностей употребления артикля в лингвистике посвящено много работ как зарубежных, так и отечественных исследователей: В.А. Виноградов (1990), А.И. Смирницкий (1959), Т.Ю. Иванова (1997), Н.Л. Огуречникова (2008), М.Ю. Чернышов (2008), Е.А. Долгина (2010), О. Есперсен (1958), Г. Суит (1958) и др.. В данных исследованиях анализируются подходы к определению артикля, проводится системный анализ его функций, а также выделяются его функционально-семантические особенности. В частности, к отличительной черте английского артикля исследователи выделяют его связь не только с падежом, но и с родом, в результате чего артикль обладает расширенной семантической структурой и оказывается более независимым от существительного.
Актуальность данного исследования обусловлена дискуссионным характером рассматриваемого явления. Так, в большинстве случаев возникают трудности с анализом функционирования артиклей, что объясняется частым и разнообразным употреблением именных структур с артиклем, нарушающим языковую норму в различных функциональных стилях, в особенности в художественном стиле. Соответственно, возникает потребность в разработке такого описания артиклей, которое, будучи ориентированным на системные отношения в языке, объясняло бы контекстно-обусловленные семантические функции артиклей в речи.
Таким образом, данная работа посвящена исследованию семантических функций артикля в английском художественном тексте.
Цель данной курсовой работы – проанализировать семантические функции артикля в художественном тексте на примере произведения «About a Boy» N. Hornby.
Объектом исследования нашей курсовой работы являются артикли английского языка.
Предметом исследования являются функционально-семантические особенности артиклей в художественном тексте.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
 дать определение понятию артикль в лингвистике и рассмотреть их виды;
 выделить функции артикля в английском языке;
 проанализировать семантические функции артикля в художественном произведении.
Методы исследования – теоретический анализ литературы по данной теме, описательный метод, метод функционального анализа.
Материалом анализа является произведение «About a Boy» N. Hornby.
Данная работа может быть использована как исходный материал для дальнейших исследований по изложенным в ней проблемам, т.к. вопросы, касающиеся роли артикля в современном английском художественном тексте очень важны.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения артиклей в лингвистике. Во второй главе рассматриваются основные типы семантических функций артиклей в произведении «About a Boy». В заключении проводится обобщение результатов анализа отобранного материала.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Следуя задачам нашей работы, мы рассмотрели основные разработки лингвистов по проблеме семантической роли артиклей в художественном произведении N. Hornby «About a Boy».
Понятие артикля рассматривается множеством лингвистов, применяя различные подходы. В нашей работе под артиклем мы понимаем служебную часть речи, которая служит для выражения категории определенности / неопределенности.
У артикля, как служебной части речи, выделяют следующие функции: морфологическая, синтаксическая, семантическая, коммуникативная.
В зависимости от видов артикля, им присущи следующие функции: индивидуализирующая, классифицирующая, идентификации, ограничительная (определенный артикль), дифференцирующая и другие.
Что касается видов артикля, то все исследователи выделяют определенный и неопределенный артикль, как показатели определенности, неопределенности. Спорным является вопрос о выделении нулевого артикля или так называемого значимого его отсутствия. Ясно одно, что использоваться нулевой артикль стал все чаще и чаще.
Артикли не являются формальными элементами грамматических структур. Преимущественная встречаемость того или иного артикля в составе каких-либо структур объясняется их содержательным соответствием.
Проанализировав семантическое значение артикля на материале романа Н. Хорнби «Мой мальчик», можно сделать вывод, что артикли являются средствами выражения имплицитного содержания, подтекста. Так, неопределенный артикль чаще всего выражает обобщенное значение, а определенный артикль – индивидуализированное значение.
Следует также отметить, что кроме существительного чаще всего артикль употребляется с числительными, а именно определенный артикль, выражая при этом индивидуализирующее значение, выделяя определенный круг предметов из общей массы. Порядковые числители также употребляются с определенным артиклем, который в этом случае имеет значение конкретизации существительного.
Употребление определенного артикля с именами прилагательными и причастиями, превратившимися в имена существительные, со значением множественного числа, выражает обобщающее значение. Хотя иногда в этом случае артикль имеет также индивидуализирующее значение.
В романе «About a Boy» также наблюдается использование артиклей с прилагательными в превосходной степени, при этом используется определенный артикль, который выражает значение индивидуализации, выделяя самые важные из характеристик данного предмета.
В романе также встречается комбинация артикля с местоимением, причем артикль имеет значение конкретизации.
Нулевой артикль в проанализированном произведении выполняет номинативную функцию и функцию обеспечения формирования значений именных фраз.
Очень часто артикли встречаются в устойчивых выражениях.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АНАЛИЗА АРТИКЛЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Понятие артикля и его виды
На современном этапе развития лингвистики существует четыре подхода к изучению артикля. В первом случае артикль определяется достаточно разнообразно в теоретических университетских грамматиках. Например, как средство передачи определенности и неопределенности существительного [9].
Сюда также можно отнести грамматика Г. Суита, который рассматривал артикль в качестве местоименного прилагательного, причем в его исследованиях функция определенного артикля противопоставлялась функции неопределенного артикля, поскольку последний выделяет существительное особым образом, не отождествляя и не определяя его [16].
Согласно М.Я. Блоху, артикль следует воспринимать в качестве «особого типа вспомогательной грамматической единицы, детерминанта существительного, составляющего с ним аналитическое образование, занимающего промежуточное положение между свободным синтаксическим соединением слов и соединением грамматического аффикса со значимой основой» [2, 215].
Как переходное явление, не относящееся целиком ни к морфологии, ни к синтаксису, рассматривают артикль авторы «Теоретической грамматики английского языка» под редакцией И.П. Ивановой, В.В. Бурлаковой и Г.Г. Почепцова. «Являясь маркером существительного, показателем его частиречной принадлежности, в то же время артикль выступает самостоятельным словом, которое в силу своей служебности не имеет самостоятельной синтаксической позиции» [7, 185].
Вторая группа исследователей проводит сопоставительный анализ артиклей в разных языках, который направлен, в первую очередь, на выявление сложностей, возникающих при интерференции двух артиклевых языков. В результате исследований ученые пришли к выводу, что главной причиной трудностей, которые вызывает у изучающих английский артикль, является регламентация употребления артикля правилами, каждое из которых привязано к определённой конкретной ситуации. Это объясняется тем, что использование английского артикля не связано с принадлежностью существительного к определенному лексико-семантическому классу, а определяется тем, как говорящий смотрит на предмет, обозначаемый существительным [8; 10].
В третьем же случае – это когнитивный подход к изучению артикля, в результате которого лингвисты пришли к выводу о недостаточной разработанности данного вопроса и необходимости продолжения исследований в этой области. Е.А. Долгина отмечает, что данный подход дает возможность представить языковую структуру «артикль + существительное» как средство репрезентации мыслительных процессов абстракции/конкретизации и их результатов – соответствующих ментальных структур (структур знания)» [5, 6].
Существует также и «логико-семантический» подход к артиклю, который восходит к логико-философским работам Б. Рассела. В частности, данный подход позволяет описать семантику артикля на основе языкового материала, т.е. на основе анализа реального функционирования артиклей в контексте определенного языка [11; 13].
Данного подхода придерживается и М.Ю. Чернышов, который под артиклем понимает «один из классов логико-семантических операторов естественных языков» [14; 15].
Таким образом, анализ теоретического материала показал существование исследований двух основных направлений, а именно теории артикля как служебного слова с лексическим значением и теории артикля как компонента грамматической аналитической формы существительного.
Что касается видов артикля, то в современном английском языке однозначное мнение у всех ученых относительно выделения определенного и неопределенного артиклей, как показателей определенности / неопределенности. Спорным является вопрос о выделении нулевого артикля или так называемого значимого его отсутствия.
Анализирую вопрос о нулевом артикле, исследователи отмечают, что его отсутствие является значащим только в том случае, если речь идет о существительном в единственном числе. В случае же отсутствия артикля при существительном во множественном числе речь идет, как правило, об употреблении неопределенного артикля при существительном в единственном числе [13].
Существует две формы выражения неопределенного артикля: a (используется перед словами, начинающимися с согласной буквы) и an (используется перед словами, начинающимися с гласной буквы). Следующим видом артикля является определенный артикль the, который восходит к древнеанглийскому местоимению that со значением «тот» и употребляется перед существительными в единственном и множественном числе [13].
Таким образом, артикль является служебной частью речи, в которой эта служебная функция реализуется на всех уровнях, начиная с отдельных существительных и заканчивая текстом. Перейдем к рассмотрению основных функций артиклей английского языка.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы