Основы теории английского языка Курсовая с практикой Иностранные языки

Курсовая с практикой на тему Семантическая структура слова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА 5
1.1 Свойства лексической системы языка. Структура лексической системы языка (теория поля) 5
1.2 Сущность лексического значения слова 15
2 АНАЛИЗ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ 20
2.1 Анализ языкового материала 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ 32

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Современное состояние развития языкознания характеризуется повышенным интересом к проблемам семантической структуры слова и лексико-семантических процессов, поскольку лексико-семантический уровень языка является наиболее чувствительным ко всем сдвигам в социуме и языковом сознании его носителей. Проблемы лексической семантики в разное время и с помощью различных методов рассматривали многие языковеды (А.А. Потебня, Л.А. Булаховский, Л.А. Лисиченко, А.А. Тараненко, В.А. Звегинцев, А.А. Уфимцева, Ю.Д. Апресян, В.Г. Гак, В.Н. Телия, Е.А. Селиванова и др.).
Заметной тенденцией в современных семантических исследованиях является расширение исследовательской парадигмы – от структурной к когнитивной, что обусловлено ее антропологическим характером: язык рассматривается не только и не столько как объективно существующая система, но и как мир человека (социума) с характерной для него системой ценностей.
Одной из самых сложных в лингвистике является проблема определения слова и выяснения сущности его лексического значения. Понимание языка как системы, где ничто ничего не значит само по себе согласно своим природным качествам, но где все имеет значение вследствие зависимости от целого, приводит толкование слов как материальных единиц языка, которые связываются между собой по определенным законам. Использование закона относительно отдельного слова зависит от его места в системе, ведь целостность системы образуется иерархическим упорядочением отдельных элементов, а элементы, в свою очередь, зависят от всей системы.
Как отмечает А.А. Уфимцева, речь может функционировать только благодаря тому, что между ее элементами существуют связи, которые и определяют эти элементы. То есть место отдельного элемента в системе определяет его роль и содержание, а значение целого определяется связями его составных частей [Уфимцева, 2002, с. 11]. Относительно элементов или составных частей языка отметим, что традиционно ими считаются слова, основной характеристикой которых в системе является их знаковость. Чтобы понять реальное существование слова и дать ему научное определение, выделяется одна из его дифференциальных признаков: лексическое значение.
Объект исследования – лексическая система языка.
Предмет исследования – семантическая структура слова.
Цель исследования – проанализировать особенности семантической структуры слова.
Задачи исследования:
1. Описать свойства лексической системы языка.
2. Рассмотреть структуру лексической системы языка.
3. Раскрыть сущность лексического значения слова.
4. Провести анализ семантической структуры слова.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; описательный метод.
Научная новизна исследования состоит обобщении и систематизации информации о семантической структуре слова.
Теоретическая база исследования представлена трудами таких исследователей, как Н.Ф. Азимова, Л.М. Владимирова, И.В. Кашина, А.М. Кузнецов, Б.Ф. Ломаев, Н.П. Тропинина и др.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и списка источников примеров.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Язык, в частности, английский представляет собой систему, в которой взаимодействуют все его элементы. Это внутренне организованная совокупность элементов (единиц) языка, которые связаны устойчивыми отношениями.
Наблюдения над структурно-семантическими связями языковых единиц, проведенные разными исследователями, позволяют им констатировать факт полевой организации языка. В зависимости от предмета и объекта изучения выделяют различные поля: семантическое, морфосемантическое, синтагматическое, ассоциативное, грамматическое и др.
Таким образом, анализ, проведенный в первой главе, позволяет сделать вывод о системности языка, как значимой его характеристики. Системность также прослеживается и субстантивной лексике, которая выражается в ее лексико-семантических особенностях.
Значение слова в языке является трехступенчатым, оно существует в трех видах в зависимости от уровня манифестации: 1) концепт – на уровне когнитивно-семантического универсума; 2) понятие – на уровне определенных социумов в языках отдельных народов; 3) значение – на уровне слова в конкретном речевом акте.
Анализ структур лексических значений отобранного лексического материала показал, что разбивка их толковых частей на основные значения и оттенки представляет собой феномен, в котором отражены разнонаправленные отношения слова к другим элементам системы английского языка, и наоборот. В результате проанализированные лексические единицы обнаруживают тождественные, частично тождественны и специфические черты, которые, в свою очередь, сводят и одновременно разводят слова по одинаковым или различным микросистемам.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
1.1 Свойства лексической системы языка. Структура лексической системы языка (теория поля)

Понятие «система» с точки зрения философии представляет собой совокупность элементов, которые определенным образом между собой связаны, создают соответствующее единство и целостность, а как сложные объекты характеризуются не только множественностью, но и разнотипностью, разнокачественностью элементов и связей, которые они формируют [Солнцев, 1977, с. 27-28]. Системность всегда связана с определенной формой организованности, которая является свойством объекта, как единого целого и выражается в иерархичности его строения, то есть в наличии у него нескольких уровней организации, находящихся в отношении последовательного подчинения, а также наличия в системе особого рода внешних и внутренних связей [Richards, 1992, с. 371].
Относительно языка, то под системой вслед за А.М. Кузнецовой мы понимаем внутренне организованную совокупность элементов (единиц) языка, которые связаны устойчивыми отношениями [Кузнецов, 2007, с. 47]. Процесс исследования является систематика элементов языка, который заключается в классификации языковых единиц, полученных синтагматикой, что приводит к системно-функциональному подходу к рассмотрению внутренних или системных отношений в языке с изучением особенностей их функционирования в речи.
Первые попытки выявления общих принципов организации лексики языка были предприняты в XVIII веке, когда в учении В. фон Гумбольдта о «внутренней форме языка» проявился системно-целостный взгляд на язык, а Д. Дидро и Ж.Л. д’Аламбер при определении основных задач лексикологии отметили системный характер организации слов в языке.
В XIX в. М.М. Покровский высказал мнение о том, что существуют объективные семантические связи между словами и количество этих слов может быть достаточно большим. Исследователь считает, что слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, они сочетаются, независимо от нашего сознания, в разные группы, при этом основанием для группировки является сходство или прямая противоположность по основному значению [Цит. по: Кашина, 2013, с. 206].
В Европе идея системности языковых явлений получила развитие в первой половине ХХ века в связи с возрождением интереса к учению К.В. Гумбольдта (в Германии – И. Трир, В. Порциг, Г. Ипсен, Ф. Дорнзайф; в Швейцарии – В. фон Вартбург). Особенно плодотворными оказались разработки немецких лингвистов; наибольшую популярность имели работы И. Трира и В. Порцига [Кашина, 2013, с. 312].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы