Курсовая с практикой на тему Себестоимость продукции предприятий МСК: состав, факторы, пути снижения.(на основа компании лукоил)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 5
1.1 Подходы к определенифю понятия «себестоимость» 5
1.2 Сущность и структура себестоимости продукции 7
1.3 Классификация затрат для формирования себестоимости продукции 10
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ КОМПАНИИ «ЛУКОЙЛ» 13
2.1 Краткая характеристика исследуемого объекта 13
2.2 Оценка эффективности деятельности компании 18
3 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 26
Заключение 33
Список использованных источников 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Введение:
Себестоимость продукции – важнейший показатель, который отражает в денежной форме затраты организации, связанные с производством и продажей продукции, проведением и сдачей заказчику работ, оказанием и реализацией услуг. Величина себестоимости зависит от специфики производства, качества сырья и материалов, умения руководителей эффективно организовать процесс производства и множества других факторов.
Все вышеизложенное предопределило выбор темы курсовой работы и свидетельствует об актуальности исследуемого вопроса.
Целью курсовой работы: на основе теоретической и правовой базы проанализировать себестоимость продукции и ее влияние на финансовые результаты деятельности организации.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть подходы к определению понятия «себестоимость»
— рассмотреть сущность и структура себестоимости продукции
— дать классификацию затрат для формирования себестоимости продукции
— провести анализ себестоимости продукции и ее влияние на финансовые результаты деятельности организации ПАО «Лукойл»
— разработать мероприятия по снижению себестоимости продукции предприятия ПАО «Лукойл»
Объект исследования – хозяйственная деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл».
Предмет исследования – экономические отношения по поводу снижения себестоимости продукции производственного предприятия.
При выполнении курсовой работы были использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, методы экономического анализа.
Информационной базой к данной работе послужили нормативно-правовые акты РФ, труды отечественных и зарубежных авторов, материалы периодических изданий, финансовая отчетность ПАО «Лукойл». Исследованием проблем снижения себестоимости занимаются такие ученые, как Шебек С. В., Волкова О.И., Скляренко В.К., Зайцев Н.Л., Сафронов Н.А., Раицкого А.К. и другие, труды которых были изучены при подготовке настоящей курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
В результате выполнения курсовой работы, поставленные задачи были решены, цель работы достигнута и сделаны следующие выводы.
Себестоимость – это затраты на производство продукции и ее продажу, выполнение работ, оказание услуг выраженные в стоимостной оценке используемых в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг сырья, материалов, топлива, энергии, природных ресурсов, основных средств и другого имущества, трудовых ресурсов, а также других затрат на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг, управление непосредственно производством и организаций в целом, продажу продукции.
Финансовое положение компании «Лукойл» положительное (ВВВ).
Для любого коммерческого предприятия одним из наиболее важных критериев способности формировать адекватную бизнес-модель, эффективно противостоять конкурентам на рынке, достигать поставленных перед управленцами целей является прирост объема собственного капитала. При условии, что прибыль остается в компании, а не выводится ежегодно на текущие счета собственников, например, в виде дивидендов, сумма собственного капитала является одним из ключевых показателей эффективности компании. Увеличение показателя для компании «Лукойл» на 7,05% в 2019-2021 гг. свидетельствует о том, что имущественное положение собственников улучшается. С точки зрения целей, которые поставлены перед управленцами, такая динамика указывает на компетентность последних. Кроме этого, расширение финансовой основы за счет собственных средств дает сигнал партнерам в рамках финансово-хозяйственных отношений о повышении устойчивости организации, ведь в случае накопления значимых собственных средств легче отвечать по своим обязательствам краткосрочного и долгосрочного характера. Это означает, что интересы кредиторов лучше защищены. Сумма доли собственников в источниках финансирования компании «Лукойл» составляет 1 024 630 000 тыс. руб. на конец 2021 г. против 957 169 000 тыс. руб. в 2019 г.
Одним из способов оценить стоимость компании «Лукойл» является метод чистых активов. Однако важно понимать, что отрицательной стороной такого аналитического метода является предположение о том, что компания немедленно прекращает свою деятельность, а стоимость активов и оценка обязательств в балансе отображают реальную рыночную цену этих элементов. Это не всегда так, так как предприятие как целостный имущественный комплекс способно генерировать чистую прибыль в течение длительного периода времени, имеет определенную репутацию у поставщиков, клиентов, банков. Если же немедленно прекратить работу предприятия, то его гипотетическая цена выросла на 7,05% в 2019-2021 гг., что указывает на улучшение имущественного положения собственников.
Качество маркетинга компании «Лукойл», а также других процессов, которые связаны с достижением конкурентного преимущества на рынке, находится на высоком уровне, о чем свидетельствует постоянное повышение объема выручки компании c 444 471 000 тыс. руб. до 2 389 320 000 тыс. руб. (на 437,56%). Именно продажа товаров и услуг должна обеспечивать основу притока денежных средств, что в дальнейшем позволяет покрыть операционные расходы. Нижняя строка основной части второй формы отчетности, а именно чистая прибыль, является наиболее важным абсолютным показателем качества выстроенной бизнес-модели компании. Это тот показатель, который формируется под влиянием как угроз и возможностей внешней среды, так и сильных и слабых сторон самого субъекта хозяйственной деятельности. Он представляет собою кумулятивную оценку влияния самых различных факторов и адекватности реагирования управленцев на них. Чистая прибыль компании «Лукойл» равна 405 760 000 тыс. руб. в 2019 г. На конец 2021 г. зафиксировано увеличение показателя компании «Лукойл» по сравнению с 2019 г. на 56,67%. Это приводит как к увеличению показателя рентабельности при прочих равных, то есть обеспечивает усиление эффективности работы предприятия, так и снижает уровень различных финансовых рисков, так как чистую прибыль всегда можно использовать в случае возникновения непредвиденных угроз. Если собственники оценивают предприятие как перспективное, то они также могут инвестировать обратно заработанную чистую прибыль.
В условиях более низкого роста интенсивности производства и продажи товаров и услуг компании «Лукойл» наблюдается более быстрое увеличение запасов в 2019-2021 гг. Это указывает на нерациональное выстраивание политики управления запасами, ведь такие процессы приводят к увязанию части капитала в различных запасах, в том числе сырье, материалах, запасных частях, товарах. Следовательно, его нельзя направить на интенсификацию основного бизнеса или в различные доступные инструменты, обеспечивающие пассивный денежный поток. Кроме этого, ухудшение политики управления запасами приводит к росту расходов на логистику, складскую работу, прочие вспомогательные процессы компании, направленные на сохранение и перемещение привлеченных материальных ценностей.
Лица, которые приобретали товары и услуги компании в 2021 г., в среднем погашали свою дебиторскую задолженность в течение 54,27 дней. Следовательно, дебиторская задолженность совершала 6,63 оборотов в год. Улучшается платежная дисциплина клиентов, ведь наблюдается рост интенсивности оборачиваемости дебиторской задолженности на 5,59 оборотов. Поставщики, получающие аванс, клиенты, другие дебиторы использовали в своей деятельности капитал организации в течение более длительного времени (в течение 54,27 дней в 2021 г.), чем само предприятие использовало капитал поставщиков, предоставляющих сырье, другие материальные ресурсы, а также услуги и работы (в течение 52,17 дней в 2021 г.). С одной стороны, это сокращает объем доступного капитала, который можно было бы выделить на привлечение дополнительных основных средств, создание запасов, но, с другой стороны, такая политика приводит к тому, что по результатам года организация фиксирует более высокий объем выручки. Это означает, что важно анализировать целесообразность формирования дебиторской задолженности конкретного контрагента на индивидуальной основе.
Индикатор рентабельности характеризует способность компании достигать основной намеченной собственниками цели, а именно генерирования чистой прибыли и обеспечения прироста собственного капитала за счет реализации взвешенной и продуманной бизнес-модели. Кроме этого, высокие показатели рентабельности также характеризуют значимый уровень финансовой устойчивости, ведь создание дополнительных фондов позволяет быстро и адекватно реагировать на всевозможные финансовые и нефинансовые риски, реализующиеся в практике деятельности компании. Кроме этого, высокая чистая прибыль в расчете на привлеченные ресурсы обеспечивает источник финансирования дальнейшего роста и развития как за счет использования экстенсивных факторов, так и различных инноваций. В 2021 г. был сформирован чистый результат в размере 0,332 рублей на каждый рубль, который вовлечен в активы компании «Лукойл». Уровень рентабельности активов выше инфляции демонстрирует качественную работу менеджмента, который способен обеспечивать не только номинальное увеличение стоимости имеющихся в распоряжении компании активов, но достигать реального увеличения стоимости имеющегося имущества. Соответственно, работа управленцев была качественной и рациональной. Ключевыми факторами сформированного тренда рентабельности активов были сумма активов и чистая прибыль. Положительное воздействие на целевой показатель оказали рост чистой прибыли компании «Лукойл» с 197 559 000 тыс. руб. до 635 708 000 тыс. руб. и уменьшение активов с 2 209 170 000 тыс. руб. до 2 100 950 000 тыс. руб. в 2019-2021 гг. Как результат, если рентабельность активов и их окупаемость сохранятся на уровне 2021 г., ПАО «Лукойл» удвоит объем активов в течение 3,01 лет.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Подходы к определению понятия «себестоимость»
Себестоимость продукции, как бухгалтерская экономическая категория включает в себя затраты, как напрямую связанные с производством продукции, так и связанные с ее реализацией. Именно состав затрат предприятия определяет величину себестоимости, произведенной им продукции. В связи с чем, рационально организованный учет себестоимости продукции, является значимым элементом управления предприятием, а эффективная система сокращения себестоимости представляет собой одну из важнейших задач предприятия.
К понятию сущности себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия, существует несколько различных подходов, отличающихся друг от друга лишь содержанием самой формулировки к определению данного понятия, при этом сама сущность, как правило, сохраняется. Рассмотрим несколько определений данного понятия с позиции различных авторов и проанализируем их подходы.
Оскинова Е.В. под понятием «себестоимость», понимает стоимостную оценку текущих затрат, а также фактическую первоначальную стоимость трудовых и денежных ресурсов, затраченных на производство и реализацию выпускаемой продукции, денежную сумму или ее эквиваленты, начисленную при производстве или уплаченную при приобретении объекта (или при учете кредиторской задолженности).
На наш взгляд, автор дает не совсем точное определение рассматриваемому понятию, прежде всего это выражается в определении денежной составляющей себестоимости продукции и эквивалентов этой суммы. Ведь себестоимость формируется только исходя из денежного выражения затрат, себестоимость не может исчисляться в килограммах, штуках, метрах, человеко – часах и т.п.
Скорее всего, автор данного определения подразумевает под ним такое понятие как смета затрат. Именно смета может быть представлена, как в денежном, так и натуральном выражении, например на строительство дома необходимо 1000 м3 бетона, стоимостью по 1500 руб. м3, что в денежном выражении составляет 1500 тыс.руб.
Согласно мнению Петровой Ю.А. под себестоимостью производства подразумевается оценка природных ресурсов, сырья, рабочей силы, материалов, топлива, энергии, основных фондов, используемой в процессе производства, а также издержек производства и продаж. Ю.А. Петрова делает акцент именно на оценки элементов себестоимости производства в денежном выражении.
Под себестоимостью Р.Х. Бахтеева понимает все совокупные затраты, которые были понесены при изготовлении или покупке единицы товара (работ). Однако, автор дает поверхностное определение себестоимости и не отражает ее вид, ведь именно производственная себестоимость включает только все затраты, а себестоимость, например продаж, включает помимо производственных затрат, еще и расходы на продажу.
Себестоимость, как отмечает Радостева Э.М., представляет собой денежное выражение затрат, необходимых на производство и продажу продукции (работ, услуг). Рассматривая значение себестоимости в деятельности предприятия Ошовская Н.В. отмечает, что себестоимость продукции является одним из важнейших показателей, который способен охарактеризовать эффективность производственного процесса коммерческой организации, поскольку от уровня себестоимости производимой продукции зависит объем финансовых накоплений и ресурсов предприятия и рост его производственного потенциала.
Соглашаясь с мнением Н.В. Ошовской, считаем необходимым отметить тот факт, что уровень себестоимости является показателем, который также оказывает влияние в конечном итоге на уровень платежеспособности предприятия и его финансовую устойчивость.
Проведя исследования основных подходов к определению понятия «себестоимость», можно сделать обобщенный вывод о том, что себестоимость возможно рассматривать как показатель, характеризующий затраченную сумму денежных средств на производство (работ, услуг), а также средств, затраченных на реализацию произведенной продукции.
1.2 Сущность и структура себестоимости продукции
В экономической теории, экономике предприятия существуют как минимум четыре близких по содержанию понятия: «затраты», «издержки», «расходы», «себестоимость». Эти понятия участвуют в качестве зависимых и независимых переменных в целевой функции, отражающей зависимость между производственными ресурсами и выпуском продукции (работ, услуг), а также в целевой функции, являющейся обратной по отношению к производственной функции, отражающей зависимость между объемом производства (работами, услугами) и затратами [16].
Затраты на производство или продукцию относятся к затратам, понесенным бизнесом от производства продукта или оказания услуги. Производственные затраты могут включать различные расходы, такие как рабочая сила, сырье, расходные материалы для производства и общие накладные расходы. Затраты на продукт могут также включать расходы, понесенные как часть доставки услуги клиенту. Налоги, взимаемые правительством, или роялти, причитающиеся с компаний, добывающих природные ресурсы, также учитываются как издержки производства.
Чтобы затраты были квалифицированы как производственные затраты, они должны быть напрямую связаны с получением дохода для компании. Производители несут производственные затраты, связанные с сырьем и рабочей силой, необходимой для создания продукта. Сфера услуг несет производственные затраты, связанные с рабочей силой, необходимой для реализации услуги, и любыми материальными затратами, связанными с предоставлением услуги [7].
Производство несет как прямые, так и косвенные затраты. Например, прямыми затратами на производство автомобиля будут такие материалы, как пластик и металл, а также заработная плата рабочих. Косвенные расходы будут включать накладные расходы, такие как аренда, административные оклады и коммунальные расходы.
Общая стоимость продукта может быть определена путем сложения общих прямых затрат на материалы и трудозатраты, а также общих накладных расходов на производство. Чтобы определить стоимость продукта на единицу продукта, необходимо разделить эту сумму на количество единиц, произведенных в период, покрываемый этими затратами [11].
Такие данные, как «стоимость производства на единицу», могут помочь установить соответствующую цену продажи готового изделия. Чтобы рассчитать себестоимость единицы продукции, разделите издержки производства на количество произведенных единиц. Чтобы добиться безубыточности, цена продажи должна покрывать стоимость за единицу. Цены, которые выше, чем стоимость за единицу, приводят к прибыли, тогда как цены, которые ниже, чем стоимость за единицу, приводят к убыткам.
Если стоимость производства продукта превышает продажную цену, производители могут сначала попытаться снизить свои производственные затраты. Если они не могли, тогда производители могли бы временно или навсегда прекратить работу. Например, в декабре 2019 года цена продажи барреля нефти упала до 45 долларов за баррель. Если себестоимость добычи нефти варьируется от 20 до 50 долларов за баррель, то для производителей с высокими производственными затратами возникнет отрицательная денежная ситуация. Эти производители могут остановить производство до тех пор, пока отпускные цены не вернутся к прибыльному уровню [19].