Курсовая с практикой на тему Сценарно- режиссёрские технологии на примере вокального конкурса «Голос» категория молодежь
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Анализ категориального аппарата исследования 5
1.2. Специфика разработки сценария и реализации режиссерского замысла культурно-массовых программ 9
ГЛАВА 2. СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОКАЛЬНОГО КОНКУРСА «ГОЛОС» КАТЕГРИЯ МОЛОДЕЖЬ
2.1. Телевизионные вокальные проекты, как форма творческой деятельности сценаристов и режиссеров 17
2.2. Анализ сценарно-режиссерского решения вокального конкурса «Голос» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
В современном культурном пространстве России одной из наиболее востребованных в молодежной среде досуговой деятельностью является музыкальное искусство. Интересы молодежи охватывают практически все виды музыкальной деятельности, стили и направления. В связи с этим одной из важных задач, которая стоит перед учреждениями культуры, – это организация культурно-массовых программ, направленных на творческое развитие подрастающего поколения. Результативность организации культурно-массовых программ зависит от правильной организации проекта, что чрезвычайно важно в воспитании всех слоев населения средствами искусства, как наиболее доступного и понятного вида отображения окружающей действительности, духовных и культурных ценностей общества.
Перед работниками культуры и искусства поставлена задача не только организовывать культурно-массовые мероприятия, обеспечивая досуг, но и выявлять и развивать талантливую молодежь, повышать мотивацию аудитории к новым познаниям, формировать творческое воображение, развивать интеллектуально-творческие способности каждого члена общества. Именно правильная организация и реализация культурно-массовых проектов обеспечивает решение выше сказанных задач. Проблемной стороной организации и реализации культурно-массовых программ является грамотное и творческое использование сценарно-режиссерских технологий авторами мероприятия.
Теоретические основы технологий культурно-досуговых программ рассматривали А. Жарков, Г. Заярская, А. Каменец, И. Урмина и др. Особенности применения сценарно-режиссерских технологий раскрыты такими известными деятелями культуры, как А. Белов, Е. Беломоина, И. Бурая, П. Ершов, Н. Опарина, А. Розенспен, Т. Фисюк, Т. Фогель и др.
Тем не менее, анализ научной литературы показал, что проблема использования сценарно-режиссерских технологий в процессе подготовки и реализации вокальных конкурсов недостаточно раскрыта, что и определяет актуальность нашего исследования. Проблемной стороной выбранной темы исследования также является недостаточная изученность такого вида досуга, как вокальный конкурс и практическое описание особенностей вокальных телевизионных кастинг-программ.
Исходя из актуальности исследования, нами была выбрана тема курсовой работы «Сценарно-режиссерские технологии на примере вокального конкурса «Голос». Категория «Молодежь»
Объект исследования: вокальный конкурс «Голос».
Предмет исследования: сценарно-режиссерские технологии
Цель исследования: раскрыть и проанализировать сценарно-режиссерские технологии на примере вокального конкурса «Голос», категория «Молодежь».
Задачи исследования:
1. Теоретически проанализировать и обобщить категориальный аппарат исследования.
2. Выявить специфику разработки сценария и реализации режиссерского замысла культурно-массовых программ.
3. Раскрыть особенности телевизионных вокальных проектов, как формы творческой деятельности сценаристов и режиссеров.
4. Проанализировать и описать сценарно-режиссерские решения вокального конкурса «Голос», категория «Молодежь» (сезон 7, 1-14 выпуски).
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа расположена на 39 стр., основной текст 30 стр.
Текст работы:
Теоретический анализ литературы по проблеме показал, что основу для успешного будущего культурной жизни России создают условия, которые раскрывают смысловую нить культурно-массового проекта, а инновационные сценарно-режиссерские технологии становятся тем фактором, который объединяет все форы и методы массовой деятельности в учреждениях культуры. Конкретизация категориального аппарата изучаемого феномена дала возможность обобщить основные понятия, которые существенно раскрывают сущность изучаемой проблемы. В результате анализа научной литературы нами было определено, что сценарно-режиссерские технологии – это система условий, форм, методов, средств и критериев реализации авторского замысла сценариста с последующим воплощением его в реальность при помощи режиссуры культурно-массового мероприятия с учетом всех факторов эффективности осуществления процессуальных действий.
Установлено, что сценарно-режиссерские технологии – это творческая деятельность группы людей, которая проявляется в искусстве, профессиональном мастерстве создания целостной формы культурно-досуговых программ. Основополагающими понятиями процесса создания и реализации культурно-массовых программ являются драматургия и режиссура. Основные характеристики культурно-массовых программ – это содержание мероприятия, его актуальность, форма организации и реализации сценарно-режиссерского замысла, жанровость задуманного проекта, коммуникативность и активность приглашенной аудитории, организационно-материальные условия и пр.
Обоснованы основные требования, необходимые для построения композиции сценария: экспозиция, основное действие, кульминация, финал, режиссура. Одним из наиболее важных аспектов сценарно-режиссерского замысла – выбор концепции мероприятия, которую наиболее эффективно начинать с поиска идей. Второй способ определения концепции программы мероприятия – аудитория. Для этого необходимо очень четко прочувствовать потребность аудитории.
Уточнено, что специфика сценарно-режиссерских технологий воплощения проекта культурно-массовой программы предусматривает концептуальную линию решения ряда творческих, организационно-технических, финансовых задач: поиск и воплощение идеи в сценарий, инновационные методы режиссуры, включая сценографию, музыкальное сопровождение, сценическое мастерство ведущих и участников мероприятия, костюмы, мотивация аудитории и пр.
Выявлено, что отличительные особенности реалити шоу состоят в том, что формат дает возможность талантливым любителям, достичь популярности и победы в ходе зрительского голосования. Одним из самых молодых инновационных проектов российского телевидения является «ПЕСНИ» на ТНТ. Именно здесь молодые артисты делают свою музыку и пробиваются на большую сцену.
Установлено, что Проект «Голос» является аналогом голландского шоу «The Voice», который впервые стартовал на российском телевидении в эфире Первого канала в сентябре 2012 года. Сценарный план проекта «Голос» разделен на несколько планов: слепое прослушивание, Поединок, Турнир, четвертьфинала, полуфинал, суперфинал.
Самый напряженный этап всего проекта – это кастинг. На протяжении всего времени существования проекта является эпатажный и яркий Дмитрий Нагиев. У проекта есть свои сюжетные и внесюжетные эпизоды, что отличает его от драматургического произведения. Анализ видеоматериалов по проекту «Голос 7. Перезагрузка» дал возможность раскрыть основные характеристики мероприятия: соответствие современных требований к такой форме организации. Кроме того, сценарно-режиссерские технологии, которые использовались на проекте включают в себя все пункты требования к сценариям и режиссуре с использованием последних достижений науки и техники.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
В современном культурном пространстве России одной из наиболее востребованных в молодежной среде досуговой деятельностью является музыкальное искусство. Интересы молодежи охватывают практически все виды музыкальной деятельности, стили и направления. В связи с этим одной из важных задач, которая стоит перед учреждениями культуры, – это организация культурно-массовых программ, направленных на творческое развитие подрастающего поколения. Результативность организации культурно-массовых программ зависит от правильной организации проекта, что чрезвычайно важно в воспитании всех слоев населения средствами искусства, как наиболее доступного и понятного вида отображения окружающей действительности, духовных и культурных ценностей общества.
Перед работниками культуры и искусства поставлена задача не только организовывать культурно-массовые мероприятия, обеспечивая досуг, но и выявлять и развивать талантливую молодежь, повышать мотивацию аудитории к новым познаниям, формировать творческое воображение, развивать интеллектуально-творческие способности каждого члена общества. Именно правильная организация и реализация культурно-массовых проектов обеспечивает решение выше сказанных задач. Проблемной стороной организации и реализации культурно-массовых программ является грамотное и творческое использование сценарно-режиссерских технологий авторами мероприятия.
Теоретические основы технологий культурно-досуговых программ рассматривали А. Жарков, Г. Заярская, А. Каменец, И. Урмина и др. Особенности применения сценарно-режиссерских технологий раскрыты такими известными деятелями культуры, как А. Белов, Е. Беломоина, И. Бурая, П. Ершов, Н. Опарина, А. Розенспен, Т. Фисюк, Т. Фогель и др.
Тем не менее, анализ научной литературы показал, что проблема использования сценарно-режиссерских технологий в процессе подготовки и реализации вокальных конкурсов недостаточно раскрыта, что и определяет актуальность нашего исследования. Проблемной стороной выбранной темы исследования также является недостаточная изученность такого вида досуга, как вокальный конкурс и практическое описание особенностей вокальных телевизионных кастинг-программ.
Исходя из актуальности исследования, нами была выбрана тема курсовой работы «Сценарно-режиссерские технологии на примере вокального конкурса «Голос». Категория «Молодежь»
Объект исследования: вокальный конкурс «Голос».
Предмет исследования: сценарно-режиссерские технологии
Цель исследования: раскрыть и проанализировать сценарно-режиссерские технологии на примере вокального конкурса «Голос», категория «Молодежь».
Задачи исследования:
1. Теоретически проанализировать и обобщить категориальный аппарат исследования.
2. Выявить специфику разработки сценария и реализации режиссерского замысла культурно-массовых программ.
3. Раскрыть особенности телевизионных вокальных проектов, как формы творческой деятельности сценаристов и режиссеров.
4. Проанализировать и описать сценарно-режиссерские решения вокального конкурса «Голос», категория «Молодежь» (сезон 7, 1-14 выпуски).
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа расположена на 39 стр., основной текст 30 стр.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Анализ категориального аппарата исследования
В последние десятилетия конца XX начала XXI вв. прослеживается стремительно растущая тенденция в мировом культурном пространстве на выявление и развитие новых талантов. Стратегия развития культурной сферы РФ до 2030 г. направлена на предотвращение проявлений гуманитарного кризиса путем организации и проведения культурно-массовых мероприятий с привлечением всех слоев населения на различных уровнях: местных, региональных, окружных, республиканских, всероссийских и т.д. Одной из основных целей Стратегии определяется «создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала» и обеспечение всех граждан страны доступу к знаниям, информации и культурным ценностям. Реализация поставленных целей и задач в Стратегии запланировано осуществлять в сфере всех видов культурной деятельности в непосредственной связке с развитием связанных с ними индустрии [12]. Именно решение поставленных задач обеспечивает выявление и развитие новых талантов страны, воспитание и просвещение населения, формирование информационной среды, благоприятной для становления личности.
Как показывает практика, для реализации целей и задач, обозначенных в государственной Стратегии, организаторы культурно-массовых мероприятий различного уровня, форм деятельности и направлений находятся в постоянном поиске инновационных решений модификации и трансформации сценарно-режиссерских замыслов, технологических методов, приемов и средств воплощения задуманного или уже существующего проекта. Создание условий, которые раскрывают смысловую нить культурно-массового проекта, инновационные сценарно-режиссерские технологии становятся тем фактором, который объединяет все вышесказанное и создает основу для успешного будущего культурной жизни России.
Таким образом, исходя из государственного заказа в области развития культуры и цели нашего исследования, нам необходимо более конкретно проанализировать категориальный аппарат изучаемого феномена. Основными понятиями, которые существенно раскрывают тему исследования, мы определяем «технология культурно-массового мероприятия», «сценарий культурно-массовой программы», «режиссура культурно-массовой программы» и связанные с ними положения.
Понятие «технология культурно-массового мероприятия» следует рассматривать как совокупность основных дефиниций – «технология» и «культурно-массовые программы».
Понятие «технология» образовано от греческого techne – искусство, мастерство и Iоgоc – учение. С. Кузнецов раскрывает понятие «технология», как систему условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи, что характеризует общее современное определение технологии. Одним из основных значений технологии С. Кузнецов определяет «совокупность производственных операций, методов и процессов в определенной отрасли производства, приемов, применяемых в каком-л. деле, мастерстве и т.п.» [2, С. 1322].
Культурно-массовые программы в контексте нашего исследования мы рассматриваем с позиции массовой культуры, как продукции производства для массового духовного потребления; культурных мероприятий и продукции, которая ближе к интеллектуальным и эмоциональным предпочтениям самых крупных демографических групп общества; многофункциональную социально-культурную деятельность, целью которой является организация рационального досуга людей, который направлен на удовлетворение культурных потребностей, а также призван создавать все условия для развития и самореализации каждой отдельно взятой личности. В основе любой культурно-массовой программы лежит драматургия с присущими ей приемами и методами воздействия на личность. Драматургия, как известно, это искусство построения и сюжетно-образная концепция действия. Так или иначе, человек, наблюдая то или иное развернувшееся событие, начинает сопереживать героям и оказывается вовлеченным в действие [18].
В успешном проведении любого культурно-массового мероприятия важную роль играет сценарий. От того, насколько интересно, красочно и содержательно написан сценарий мероприятия (концерта, спектакля, конкурса, фестиваля и т.д.), зависит оригинальность творческого решения действия и возбуждение интереса зрительской аудитории к теме мероприятия, идейному замыслу автора. Большинство людей считает, что для написания сценария достаточно хорошо развитой фантазии и образного мышления. Например, многие художественные руководители учреждений культуры, задумав провести тематическое мероприятие, считают, что достаточно отобрать отрывки авторских сценариев и скомпоновать их в соответствии с тематическим замыслом. Тем не менее, реализация такого сценарного плана мало эффективна, так как даже компиляция эпизодов не оправдывает себя, нет логики монтажа.
Драматургия культурно-массовой программы – это сценарно-режиссерское решение концепции проведения того или иного вида деятельности, направленного на привлечение массового зрителя и формирование у него эстетически-мировоззренческой позиции. Основой любой драматургии является сценарий, как краткое изложение интриги, указания относительно мизансцен и специальных эффектов. Сценарий предназначен для постановки представлений с детальным описанием действий и речевым текстом персонажей. Структура сценария включает план, сюжетную схему и. композиционное построение представления [17]. Таким образом, понятие «сценарий культурно-массовой программы» мы рассматриваем как детальная схема-описание, авторский замысел действий всех участников мероприятия, задействованных в организации и проведении социально-культурного действия. Цель сценарного замысла состоит в описании интриги, мизансцен и специальных эффектов; концепция предоставления возможности культурного досуга всем членам общества, привлечение массового зрителя к конкретному виду драматургического действия.
Реализация сценарного замысла осуществляет режиссер, являясь постановщиком, организатором, художественным руководителем драматургического действия, концерта, праздника и пр. Отличительной особенностью культурно-массовой программы является максимальная концентрация вокруг национальной культурной традиции, которая в процессе развития переходит в театрально-зрелищные формы. Основной задачей режиссера является органическое сочетание традиционной культуры, непрофессионализма, изменчивости, которая является априори массовой культуры, с определенными правилами и законами исполнительского искусства как профессионального мастерства. Также перед режиссером стоит задача органичного сочетания прошлого и настоящего, а также построения драматургической акции таким образом, чтобы мотивировать и вдохновлять участников к мировым традициям, освещать и представлять их на эстетическом языке современности [23].
Другим важным фактором в сегодняшней режиссуре культурно-массовых программ, является коммерциализация. Перед режиссером современной культурно-массовой программы стоит задача уделить максимальное внимание коммерческой части, которая влияет на видение общей картины действия, а также на выбор участников, выразительные художественные методы и приемы режиссуры. Прежде всего, перед режиссером стоит задача разработать эффектную художественную экспликацию, оригинальный формат действия, рассмотреть сквозное действие, которое должно связать в логичную последовательность выступления участников; предложить оригинальную сценографию, звуковое и световое оформление сценических площадок, разработать режиссерскую экспликацию церемоний открытия и закрытия, а также главное событие мероприятия. Как правило, музыкально-игровое зрелище становится центральным событием, выражающим основную идею культурно-массовой программы [5].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что сценарно-режиссерские технологии – это система условий, форм, методов, средств и критериев реализации авторского замысла сценариста с последующим воплощением его в реальность при помощи режиссуры культурно-массового мероприятия с учетом всех факторов эффективности осуществления процессуальных действий. Драматургия культурно-массовых программ характеризуется тесной связью с реальной жизнью, должна идти от ее актуальности, злободневности, жгучих проблем. В основе содержания культурно-массовых программ лежит фактологический материал, что является отличительной чертой от театральной драматургии.