Курсовая с практикой на тему Сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов РФ 5
1.1 Понятие и сущность бюджетов 5
1.2 Характеристика сбалансированности бюджета 12
Глава 2. Сбалансированность бюджета РФ в современных условиях 21
2.1 Анализ доходов и расходов бюджета 21
2.2 Основные проблемы и пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации 27
Заключение 37
Список использованных источников 39
Введение:
Сбалансированность федерального бюджета и бюджетной системы Российской Федерации является одним из факторов устойчивого экономического роста, повышения реальных доходов, качества и уровня жизни населения. Ввиду чего, в современных реалиях сбалансированность бюджета принято рассматривать не только как показатель баланса между доходами и расходами бюджета, но и как показатель, который отражает достаточность доходов бюджета для удовлетворения общественных потребностей, предоставления государственных и муниципальных услуг в достаточном количестве и ожидаемом потребителями качестве. Главной целью механизма обеспечения сбалансированности бюджета Российской Федерации являются долгосрочная сбалансированность и устойчивость как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом. На сегодняшний день в условиях увеличения расходов бюджета при растущем объеме выпадающих по всем статьям доходов, что, в том числе, связано с принятием мер поддержки по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции Covid-2019, особую актуальность приобретают вопросы обеспечения сбалансированности бюджетной системы.
Несмотря на совершенствование бюджетной политики в направлении обеспечения сбалансированности бюджета и реализацию механизма по устранению препятствий для сбалансированного развития экономики, в реалиях прогнозируемого дефицита, необходим поиск эффективных мер, в том числе нацеленных на сокращение и перекрытие бюджетного дефицита. Кроме того, актуализируют данную задачу существующие структурные дисбалансы в экономике и большой объем расходных обязательств.
В настоящее время, в условиях неопределенности и прогнозируемого дефицита бюджета, вызванного кризисом и повсеместным введением карантинных мероприятий, особенно актуальной является проблема обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. Это связано с тем, что федеральный бюджет является основным средством перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, через него происходит мобилизация финансовых ресурсов, которые предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации по вопросам обороноспособности государства, социально-экономической политики и обслуживания государственного долга. От уровня наполненности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации зависит развитие страны, благополучие граждан, экономический рост, а также связанные с ними положительные процессы снижения уровня инфляции, рост реальных доходов, снижение валютного курса, а также снижение уровня процентных ставок.
Объектом исследования является бюджет Российской Федерации, а его предметом – особенности сбалансированности бюджета Российской Федерации.
Цель исследования – проанализировать состояние бюджета Российской Федерации, выявить проблемы его сбалансированности и сформулировать меры по их устранению.
Задачи исследования:
— изучить понятие и сущность бюджетов;
— дать характеристику сбалансированности бюджета;
— провести анализ доходов и расходов бюджета;
— выявить основные проблемы и пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.
Для решения задач был использован ряд методов научного исследования: структурно-функциональный метод и системный подход; абстрактно-логический метод; статистический анализ и ситуационный подход; стратегический и факторный анализ.
Заключение:
В условиях рыночной экономики бюджет выступает ключевым компонентом системы финансового регулирования экономического роста. Результативность бюджетного регулирования зависит от уровня научной обоснованности роли бюджета в развитии общественных отношений, модели социально-экономического развития государства. Бюджет как финансовый план государства и органов местного самоуправления выступает главным инструментом реализации бюджетно-налоговой политики государства в рамках всей страны в условиях институциональных преобразований.
Устойчивость и сбалансированность бюджетной системы достигается за счет соблюдения основных прогнозных индикаторов социально-экономической политики. Дефицит государственного бюджета возникает тогда, когда его доходы меньше его расходов — а профицит — когда его доходы выше его расходов.
Исследование факторов финансовой устойчивости в части формирования доходов бюджета показало слабую функциональность налоговой системы, проявляющаяся в недовыполнении фискальной, ограниченности потенциала регулирующей и недоверии к контролирующей функции налогов.
К законодательной основе обеспечения сбалансированности федерального бюджета относится ст. 94 БК РФ, содержащая не только перечень источников финансирования дефицита бюджета помимо источников доходов бюджета, но и направления расходов. Отмечается, кроме того, что несбалансированным признается также бюджет, принятый с профицитом.
Исследование показало, что бюджетное законодательство страны вообще не рассматривает возможности обеспечения сбалансированности. Правовая регламентация такого механизма предусмотрена лишь для случаев принятия его с дефицитом, в то время как порядок и направления использования профицита бюджета кодексом в настоящее время не регулируются. Между тем, эффективной и безболезненной мерой по покрытию дефицита бюджета является механизм секвестирования расходов бюджета.
До принятия БК РФ бюджетное законодательство предусматривало реализацию механизма секвестирования расходов бюджетов, но при этом он применялся лишь в случае превышения предельного уровня дефицита бюджета, а также при значительном снижении поступления бюджетных доходов. Секвестр — пропорциональное снижение расходов на 5–15% ежемесячно. Необходимо отметить, что сокращение расходов происходило по незащищенным статьям, в то время как защищенные (социально направленные статьи расходов) — под такое сокращение не подпадали.
К сожалению, современное бюджетное законодательство не упоминает о механизме секвестрования расходов, однако сокращение расходов бюджета происходит, и прежде всего, путем осуществления процедуры внесения изменений в закон о бюджете. Поэтому на нынешнем этапе развития бюджетной системы необходимо провести комплекс мероприятий по усовершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей сбалансированность федерального бюджета, в том числе по механизму секвестирования его расходов. Считаем, что результаты исследования будут полезны специалистам, участвующим в подготовке основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также должностным лицам органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Фрагмент текста работы:
1.1 Понятие и сущность бюджетов
Важнейшей функцией государства является регулирование экономической структуры общества. Основой данного регулирования является финансовый механизм, который определяется в соответствии с экономической политикой государства. Главным инструментом, позволяющим государству осуществлять социальное и экономическое регулирование, является финансовая система общества. Центральное место в этой системе занимает государственный бюджет.
Законодательство Российской Федерации даёт следующее определение термину «Бюджет»: «Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (Статья 6 Бюджетного Кодекса РФ) . Понятие дано слишком общее, в узком значении, характеризует лишь одну сторону бюджета – как «форму образования и расходования денежных средств…». В связи с тем, что Российская Федерация, согласно Конституции, является федеративным правовым государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов РФ. Иными словами, государственный бюджет – «основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства и административно-территориальных образований» .
Иными словами, государственный бюджет представляет собой определённую смету (план) расходов и доходов, обычно на 1 год. Определив, что же есть государственный бюджет, следует подробно рассмотреть доходы и расходы, как два явления, тесно связанные с ним. Мацегорова М.А. считала: «Разница между доходной и расходной частью составляет сальдо государственного бюджета.