Курсовая с практикой на тему Сатирические и юмористические издания середины XIX века: объекты и приемы сатиры.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ САТИРИЧЕСКИХ И ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ В РУССКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА 5
1.1. Появление и развитие сатирических и юмористических жанров в русской журналистике 5
1.2. Стилистические и жанровые особенности сатирических и юмористических приёмов в русской журналистике девятнадцатого века 13
ГЛАВА 2. САТИРА И ЮМОР В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1. Сатира в работах авторов журналов «Искра» и «Свисток» 22
2.2. Юмор в работах В. С. Курочкина 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Актуальность темы исследования. Сатирический журнал – феномен литературы, в исключительной мере характерный для этой эпохи: реализуя просветительскую дидактическую установку, он ищет наиболее ясных и убедительных форм ее выражения. Стремление к ясности содержания не означает, однако, конструктивной простоты. Сатирический журнал XIX века представляет собой сложную эстетическую систему, требующую комплексного, многоаспектного исследования. Такое исследование до сегодняшнего дня не предпринималось. Цель поэтологического анализа русской сатирической журналистики не формулировалась во всей своей полноте.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить поэтикальные закономерности механизмов построения юмористического эффекта в юмористических и сатирических журналах России в девятнадцатом веке. Поставленная общая цель обуславливает поэтапное решение следующих задач:
— рассмотрение истории функционирования понятия «юмор», «сатира»;
— выделение типологии юмористических приемов в публицистике;
— определение особенностей юмористических и сатирических журналов России в девятнадцатом веке;
— анализ механизмов построения юмористического эффекта в юмористических и сатирических журналах России в девятнадцатом веке.
Объектом исследования являются юмористические и сатирические журналы России девятнадцатого века.
Предмет исследования – закономерности достижения юмористического эффекта в российских юмористических журналах девятнадцатого века.
Методика исследования носит комплексный характер: аналитический или описательный метод используется при идентификации жанровых доминант и описании их основных признаков; количественный метод и метод компонентного анализа – для определения объективных показателей исследуемого явления, сравнительный (компаративный) метод – для сопоставления характера формирования жанра в различных эстетических системах.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования полученных результатов в курсе лекций и семинарских занятий по литературоведению, специальных курсов, посвященных сатирической и юмористической прессе России девятнадцатого века.
Структура исследования соответствует его целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Авторский концепт как мировоззренческая единица, экспликация которой происходит как на уровне поэтики, так и на уровне смысла, может стать инструментом для изучения литературной традиции, что может оградить исследователя от того, чтобы использовать случайные текстуальные совпадения в качестве аргументов типологической связи произведений писателей или даже неразрывной генетической спаянности их биографий.
Концептуальное понятие «комическое», которое существует в области научного знания, можно представить в виде модели, включающей в себя различные концепты, созданные на основе семантических полей. Комическое присуще различным аспектам человеческого бытия, поэтому исследование данной категории разделилось на несколько категорий: с точки зрения философии, психологии, лингвистики, эстетики, социологии, лингвокультурологии, журналистики.
Комическое – эстетическая категория, отражающая несоответствие между несовершенным, следовательно, неполноценным содержанием явления или предмета и его формой, что претендует на полноценность и значимость, между важным действием и его несовершенным результатом, высокой целью и непригодным средством. Проявление и раскрытие этого несоответствия порождает чувство комического.
Русская журналистика XVIII века представляет собой серьезную и важную часть общественной жизни России той эпохи. В течение одного столетия из малозаметного и маловлиятельного факта, каким она была при Петре I, журналы превращаются в явление, прочно вошедшее в сознание общества, отражающее и, самое важное, серьезно воздействующее на жизнь общества.
Возникнув в результате правительственной политики, они постепенно становятся выражением не правительственных мнений, а взглядов и стремлений радикально настроенных общественных групп. И сатирическая журналистика сыграла в этом процессе немаловажную роль. Журналы того времени ставили перед собой достаточно серьезные цели просветительского характера, являясь не только и не столько развлекательными изданиями. И, не смотря на свое сравнительно недолгое существование (1769-1774 года), сумели показать реальное положение дел в стране.
Сатира XVIII века полностью раскрывает смысл просветительских мероприятий Екатерины II, показывает абсолютную бесполезность и даже опасность стремлений императрицы повлиять на общественное мнение. Более того, целый ряд изданий выступает против идеологического штурма Екатерины Великой и ее журнала Всякая всячина, 1769 год издания. И, если судить по быстро последовавшей цензуре и закрытии оппозиционных журналов, довольно успешно. Сатира была основным литературным жанром для выражения антидворянских тенденций, которые иначе, в условиях ущемления русской буржуазии, невозможно было ввести в литературу.
В истории русской литературы и общественной мысли XVIII в. сатирическая журналистика 1769—1774 гг. занимает важное и недостаточно еще оцененное место. В дореволюционном русском литературоведении сложилась точка зрения, будто сатирические журналы 1769 и последующих годов явились в свет в результате либеральных начинаний Екатерины II и представляли собой разработку предначертаний императрицы. Легенда о либеральности «Тартюфа в юбке и короне» (Пушкин) не вполне изжита, к сожалению, и в наше время. Сатирическая журналистика 1769—1774 гг., в ее лучших проявлениях, в журналах Н. И. Новикова, Л. И. Сичкарева и Ф. А. Эмина, вопреки общепринятому в старом литературоведении мнению, не следовала указаниям Екатерины, а, напротив, энергично боролась с ней, ее политикой и ее придворным окружением, ее литературными агентами. Это было серьезное и продуманное наступление русской передовой литературы на самодержавие Екатерины, это было первое большое литературное выражение формировавшегося общественного мнения в России.
Сатирические журналы 1769—1774 гг. возникли в итоге довольно длительного и напряженного развития русской общественной мысли XVIII в.
«Свисток» и «Искра» говорили горькую и смелую правду о самодержавной России и скоро приобрели необыкновенную популярность. Несмотря на то что «Свисток» выходил всего четыре года (в 1863 г. он был запрещён цензурой), он оставил после себя заметный след в истории русской литературы и явился одним из самых ярких отражений литературной борьбы конца 50-х — начала 60-х годов XIX в.
«Искра» просуществовала дольше «Свистка»: она была запрещена цензурой в 1873 г. Особенно велика была известность «Искры» в первой половине 60-х годов, когда её тираж достигал небывалой для того времени цифры в десять тысяч экземпляров.
Номера «Искры», выходившей сначала еженедельно, э потом даже два раза в неделю, становились значительным общественным событием. Не было такого вопроса, которого не касалась бы «Искра». Все крупные, а иногда и мелкие безобразия тогдашней русской жизни находили в ней немедленный отклик в стихах, фельетонах, пародиях, карикатурах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ САТИРИЧЕСКИХ И ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ В РУССКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА
1.1. Появление и развитие сатирических и юмористических жанров в русской журналистике
Социум диктует производителям информации свои требования. Продолжается широкое внедрение многочисленных стандартов и технологий в журналистскую деятельность, а самые частотные из них становятся универсальными. Научные разработки теоретического и практического направления, призванные найти способы представления фактов, лучше отражают сущность того или иного события. Современный журналист становится универсальным, он осуществляет полный цикл работы с данными: выбирает тему, ищет первоначальные факты и анализирует их, проверяет достоверность, обладает современными техническими средствами для интерпретации фактов в нужный способ. Журналисты изучают, оценивают, объясняют, интерпретируют сведения и подают их в удобной и привлекательной форме. Эта форма учитывает предыдущие знания человека, его привычки, культурные и социальные особенности. Реакция читателя будет согласовываться с поставленной задачей только в случае правильно сформулированной концепции медийного продукта.
Проблеме концепции издания посвящено немало научных трудов. Подробно рассматривал понятие концепции газеты болгарский исследователь Д. Георгиев, выделяя при этом формулу газеты, что содержит ее общественную миссию и главные задачи; типологическую концепцию, в состав которой входит содержание и литературно-художественные формы; графическую концепцию, охватывающую структуру и графическое оформление и организационную концепцию, которая рассматривает организацию редакционной работы . В. Иванов делает акцент на роли редактора: «В концепции отражается основной взгляд редактора на издание – его состав, содержание и форму всех элементов, редакционно-технические и полиграфические средства исполнения» .
Т. Крайникова различает издательскую концепцию и концепцию издания, разбивая издательскую концепцию на смысловую, художественно-графическую и маркетинговую: «Издательская концепция – это множество взглядов на издание, которые его организуют, дисциплинируют, создают определенный содержательно-художественный «образ», делает его успешным и эффективным на рынке» . И. Дзялошинский разделяет существование концепции печатного органа как замысла основателя организовать выпуск периодического издания в течение определенного периода и общей концепции как теоретического плана издания, отражает основную направленность, отличительные признаки и формально-содержательные характеристики, то есть финансовую, полиграфическую, содержательную и кадровую концепции .
В целом работа над медийным продуктом выполняется в три последовательных этапа:
1. Подготовительный этап, на котором разрабатывается концепция продукта в соответствии с поставленной задачей и социальной значимостью.
2. Этап выполнения и редактирования: сбор и анализ данных, выбор наиболее подходящей визуальной формы и программного продукта для реализации.
3. Композиционно-технический этап: реализация проекта, подготовка оригинал-макета .
Формирование целостного коммуникативного продукта начинается с формулирования концепции. Концепция как система взглядов на то или иное явление предстает воплощением идейного замысла произведения, предпосылкой существования медиапродукта. В ней сконцентрированы все аспекты существования периодического издания: содержание, объем, читательское назначение, значение, условия пользования, полиграфическая база, редакционная организация. Поэтому подробность ее разработки важна как при создании нового проекта, так и при подготовке конкретного журналистского материала.
Русская журналистика XVIII века представляет собой серьезную и важную часть общественной жизни России той эпохи. В течение одного столетия из малозаметного и маловлиятельного факта, каким она была при Петре I, журналы превращаются в явление, прочно вошедшее в сознание общества, отражающее и, самое важное, серьезно воздействующее на жизнь общества [27].