Олигофренопедагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Санитарно-гигиениеское воспитание детей с УО младших возрастов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы санитарно-гигиенического воспитания младших школьников с умственной отсталостью 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с умственной отсталостью 6
1.2. Понятие санитарно-гигиеническое воспитание 10
1.3. Особенности санитарно-гигиенического воспитания младших школьников с умственной отсталостью 13
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Практические аспекты санитарно-гигиенического воспитания младших школьников с умственной отсталостью 21
2.1. Диагностика уровня развития санитарно-гигиенических навыков младших школьников с умственной отсталостью 21
2.2. Практические рекомендации по организации санитарно-гигиенического воспитания у детей младшего школьного возраста
с умственной отсталостью 28
Выводы по 2 главе 32
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 39

 

  

Введение:

 

Модернизация образования, проводимая в России в последние годы, одним из приоритетных направлений определила формирование здорового образа активной жизни школьников. Для его реализации требуется создание благоприятной школьной среды через здоровьесберегающие технологии, рациональную организацию учебного процесса, активные формы физического развития и ответственное отношение школьников к своему здоровью.
Актуальность данного перспективного направления реорганизации школы связана с постоянным ухудшением здоровья школьников и возрастанием негативного влияния здоровье разрушающих факторов на них. Так, исследования физического здоровья младших школьников, проведенные в российском масштабе, выявили резкий рост среди младших школьников хронических заболеваний, близорукости, нарушения пищеварительных функций, психические расстройства.
Такое неудовлетворительное состояние младших школьников объясняется многими физиологическими, гиподинамическими, социокультурными факторами и напряжением, возникающим у младших школьников в процессе усвоения образовательных стандартов современной школы.
Анализ научных исследований показывает, что проблема здорового образа жизни школьников стала одной из приоритетных в последние годы школьных реформ и социально-экономических преобразований в обществе.
Так, во всех исследованиях даются характеристики понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «санитарно-гигиеническое воспитание».
Однако содержательно описывая их, исследователи не дают точного значения, определения этих понятий. Здоровым образом жизни названы формы жизнедеятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Проведенный анализ научных и методологических исследований показывает, что они касаются разных сторон здорового образа жизни, но связаны с той средой и культурной жизнью народов, к которой с рождения адаптируются школьники. Слабость влияния проводимой школами работы по формированию здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий объясняется от их отдаленностью от ментальной жизни народов и влиянием её на поведение младших школьников.
Согласно ФГОС, основная задача, стоящая перед школой, – создание оптимальных условий для разностороннего развития личности, в первую очередь, в направлении социальной компетентности каждого ребёнка, призванной обеспечить ему успешную социализацию.
Это в равной степени относится и к обычным детям, и к детям с особыми образовательными потребностями, в частности, к детям со стойкими нарушениями в интеллектуальной сфере.
Более того, развитию социальных компетенций детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, в последние годы стало уделяться повышенное внимание, что обусловлено государственной политикой перехода к инклюзивному образованию, предполагающему включение детей с умственной отсталостью в общеобразовательную среду обычной школы.
Инклюзия и успешная социализация сопряжены с объективной необходимостью развития у умственно отсталых детей санитарно-гигиенических навыков.
Цель: выявить особенности санитарно-гигиенического воспитания младших школьников с умственной отсталостью.
Объект: санитарно-гигиеническое воспитание младшего школьника.
Предмет: развитие санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с умственной отсталостью на уроках в начальной школе.
Задачи:
1)Изучить особенности психического развития младших школьников с умственной отсталостью;
2)Ознакомиться с подходами к формированию и развитию санитарно-гигиенических навыков у детей с умственной отсталостью;
3)Проанализировать коррекционно-развивающий потенциал уроков как средства развития санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с умственной отсталостью;
4)Организовать и провести констатирующий эксперимент по исследованию сформированности санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с умственной отсталостью;
5) Организовать и провести формирующий эксперимент по развитию санитарно-гигиенических навыков для младших школьников с умственной отсталостью.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, как представлены педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности формирования санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с умственной отсталостью.
Методы исследования:
Общенаучные методы теоретического исследования: анализ научно-педагогической литературы, содержания программ, государственных документов по проблеме исследования;
• эмпирические: изучение педагогической практики и обобщение передового опыта здоровьесберегающей деятельности школы;
• диагностические: беседы.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дети с умственной отсталостью имеют стойкое необратимое нарушение психического, в первую очередь интеллектуального, развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга. Наличие данного дефекта негативно отражается на их развитии, они с раннего детства являются инвалидами. Они имеют недоразвитие познавательной деятельности из-за низкой способности к мышлению, у них практически не сформированы процессы обобщения, отвлечения, имеют слабое предметно-практическое мышление, поверхностный характер, замедленность, инертность, некритичность и стереотипность мышления, низкий уровень регулирующей функции мышления и недоразвитие речи. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не умеет анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать и абстрагировать. Все эти особенности делают ребенка с умственной отсталостью несамостоятельным в жизни, требующим постоянного внешнего ухода. Однако при ранней и комплексной коррекционно-воспитательной работе у них можно сформировать санитарно-гигиенические навыки.
Санитарно-гигиенические навыки — это начальный этап трудового воспитания, имеющий важное значение для развития личности, так как способствует его самостоятельности и социализации. Поэтому они являются одним из важнейших этапов в развитии каждого ребенка, в том числе и ребенка с умственной отсталостью.
Санитарно-гигиенические нормы детей не сводится только к исполнительной части, оно обязательно включает и психические процессы, отражающие действительность, и регулируют деятельность. Выполняя действия, ребенок должен спланировать их, найти пути и средства реализации плана, предусмотреть необходимые для работы материалы и инструменты, определить пути осуществления контрольных действий. Чтобы достичь положительных последствий, он вынужден сравнивать результаты собственной работы с образцом. С усложнением содержания практической деятельности активизируется психическое развитие ребенка. Поэтому даже для детей с тяжелой умственной отсталостью в содержание коррекционно-воспитательной работы включено направление по формированию самообслуживания у детей: формирование навыка приема пищи; формирование гигиенических навыков; формирование навыка опрятности; формирование навыка одевания и раздевания.
У детей с умственной отсталостью формирование санитарно-гигиеническим навыком не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи.
Процесс формирования санитарно-гигиенического навыка детей с отставанием в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Для реализации данной работы должны быть использованы разнообразные методы, прежде всего подражание, показ, объяснение, игровые технологии, имитационные и подготовительные упражнения, выполнение работы по образцу, инструкции, практические упражнения с использованием разнообразной наглядности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы санитарно-гигиенического воспитания младших школьников с умственной отсталостью

1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с умственной отсталостью
Состав обучающихся неоднороден по клинико-патогенетическому составу. Почти в каждой учебно-трудовой группе есть обучающиеся, отличающиеся неуверенностью в своих возможностях и трудовых действиях. Одни с трудом усваивают школьную программу, одни отличаются замедленным темпом деятельности, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к ошибочному выполнению действий. У обучающихся с нарушением интеллекта нарушены процессы осознанной саморегуляции, и является основной особенностью деятельности у данной категории воспитанников. Формирование ориентировочных основ деятельности у обучающихся с нарушениями в развитии – это необходимое условие продуктивной деятельности, это целостный и систематический процесс. В трудовом обучении обучающихся с нарушением интеллекта особенно важную роль играют различные наглядные пособия, позволяющие активизировать и направлять практическое мышление обучающихся.
Изучением вопроса умственной отсталости занимались такие психологи и учёные, как И. М. Бгажнокова, Л. С. Выготский, А. Н. Граборов, Х. С. Замский, С. Л. Мирский, Б. И. Пинский и другие.
Умственная отсталость – это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) [17].
Понятие «умственной отсталости» можно применить к детям с разной степенью интеллектуальной недостаточности. Чем раньше возникло поражение центральной нервной системы, тем могут быть тяжелее последствия. На организм ребёнка могут воздействовать различные вредные факторы, что определяет степень выраженности интеллектуальных нарушений. Обучение и медицинское сопровождение обучающихся осуществляется в специальных образовательных организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ – 50-69 баллов), умеренная (IQ – 35-50 баллов), тяжелая (IQ – 20-34 баллов), глубокая (IQ <20 баллов).
Познавательную деятельность детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо развивать, расширять и их личностную сферу.
Особенности развития высшей нервной деятельности (слабость процессов возбуждения и торможения, замедленное формирование условных связей, тугоподвижность нервных процессов и др.) затрудняют психическое развитие обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На ранних стадиях онтогенеза в большинстве случаев вследствие органического поражения центральной нервной системы у детей могут возникнуть интеллектуальные нарушения. Обобщение, способность к отвлечению, мышление, эмоции, воля, поведение, а иногда и физическое развитие при умственной отсталости находятся на недостаточном уровне. Вместе с тем, российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей [11].
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием.
По наблюдениям исследователей, словесно-логическое мышление у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) среди всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) недоразвито в большей степени. При понимании и рассмотрении смысла явления или факта, а также при обобщении у школьников возникают трудности. Обучающимся необходимо перед началом деятельности давать более точные инструкции, добиваться того, чтобы ученики их дослушали до конца и поняли смысл, цель задания, помочь м разработать внутренний план действий. Однако скорректировать недостатки мыслительной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно. При использовании рациональных и целенаправленных способов выполнения задания происходит коррекция недостатков мыслительной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [22].
Особенности памяти детей тесно связаны с восприятием и осмыслением детьми учебного материала. Происходит большое количество искажений при бессистемности запоминаемого материала. Для более глубокого запоминания и осмысления изучаемого материала используются различные дополнительные средства и приемы в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т.д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала [11].
У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдается низкая устойчивость внимания, замедленность переключения, трудности распределения как особенность познавательной деятельности. Произвольное внимание в большей степени нарушено. Объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются при правильно организованном процессе обучения [17].
Представление и воображение также необходимы для успешного обучения. Узнавание и понимание учебного материала затруднено у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как их представлениям свойственна фрагментарность, уподобление образов. Процесс воображения примитивен, неточен и схематичен.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы