Курсовая с практикой на тему Санации, как метод антикризисного управления на примере ПАО Ростелеком
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САНАЦИИ КАК МЕТОДА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Сущность санации предприятия 5
1.2 Диагностика банкроства как элемент акнтикризисного управления 7
2 ДИАГНОСТИКА ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» И РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ САНАЦИИ 11
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 11
2.2 Экспресс-анализ финансового состояния организации 13
2.3 Диагностика вероятности банкротства организации 25
2.4 Разработка антикризисных мероприятий 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Введение:
Актуальность исследования обусловливается тем, что рыночная система хозяйствования обусловила значительные изменения условий и принципов деятельности предприятий. Наряду с элементами ее положительной структурной перестройки продолжается обострение экономических проблем хозяйствования, среди которых можно выделить ограниченность ресурсов и отсутствие опыта управления ими, конфликтность интересов, недостаточную стабильность, субъективность приоритетов и несоответствие финансовых решений возможностям предприятий.
В условиях реформирования экономической системы хозяйствования деятельность отечественных предприятий направлена на обеспечение выполнения их финансовых обязательств. Однако, отсутствие надлежащей практики договорной дисциплины предопределяет возникновение нестабильных финансовых ситуаций и углубление явлений неплатежеспособности, что приводит к значительному увеличению числа низкорентабельных предприятий. Преодоление указанных причин обусловливает необходимость применения неотъемлемых элементов рыночной экономики, среди которых ключевое место принадлежит санации.
Банкротство или ухудшение платежеспособности, в большинстве своих случаев, связаны с неверно принятыми управленческими решениями менеджментом организации. Обладая необходимыми знаниями и инструментами, применяя их на практике, организация, а в частности топ менеджмент, имеет возможность заблаговременно определить те или иные тенденции, которые указывают на ухудшение общего благосостояния компании.
Существенный вклад в разработку фундаментальных основ санации предприятий сделали экономисты Э. Альтман, Р. Таффлер, У. Бивер, А.Н. Ряховская, В.Б. Попов, Э.М. Коротков, Ю.А. Арутюнов, Т.Н. Водоносова, И.И. Мазурова, В.И. Орехов, К.А. Гореликов и другие ученые.
Учитывая важность наработок в теоретико-методологической базе санации предприятий, стоит отметить, что отдельные теоретические, методические и практические аспекты остаются недостаточно разработанными, преобладает фрагментарный анализ и выборочный подход к освещению отдельных аспектов ее инструментария.
Целью работы – на основе результатов по проведенной диагностики вероятности банкротства организации разработать программу санации для ПАО «Ростелеком».
Для достижения поставленной цели при написании работы необходимо выполнить следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты санации как метода антикризисного управления;
– дать организационно-экономическую характеристику ПАО «Ростелеком»;
– провести диагностику несостоятельности (банкротства) ПАО «Ростелеком»;
– предложить программы санации предприятия.
Объектом исследования является ПАО «Ростелеком».
Предмет исследования – санации как метод антикризисного управления.
Методами исследования выступают методы финансового анализа: горизонтальный (временной) анализ; вертикальный (структурный) анализ; трендовый анализ; анализ относительных показателей (коэффициентов); сравнительный (пространственный) анализ; факторный анализ, а также методы оценки вероятности банкротства предприятия.
Информационной базой исследования являются научные труды, информационные источники, интернет источники, статьи из научных сборников и периодики, учебная и методическая литература, устав, годовая отчетность ПАО «Ростелеком».
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.
Санация – это экономический комплект реорганизационных мер, с помощью которого улучшается финансовое положение и контрактная способность компании.
Эффективность осуществления санации предприятий обеспечивается своевременным выявлением угрозы неплатежеспособности, что позволяет вовремя применить инструментарий санации.
Санация может быть предоставлена на безвозвратной основе или сопровождаться обязательствами по отношению к лицам, оказавшим финансовую поддержку. Этот метод приемлем на любой стадии производства о присвоении юридическому лицу статуса финансово несостоятельного.
Для оценки вероятности банкротства предприятия используют различные математические модели и методы. В их основе лежит ряд показателей, являющихся критериями платежеспособности компании. На практике при проведении расчета вероятности банкротства предприятия какие-то показатели оказываются ниже нормы, другие превышают ее. Редко бывает так, что абсолютно все значения явно свидетельствуют о плачевном положении дел. Поэтому для оценки вероятности банкротства критерии анализируются в совокупности и в динамике.
Известные многофакторные модели, позволяющие оценить риск банкротства компании, это модели Альтмана, Лиса, Таффлера-Тишоу и др. В целом, можно сказать, что диагностика вероятности банкротства предприятия – это анализ его финансовой устойчивости и анализ его ликвидности и платежеспособности.
ПАО «Ростелеком» – крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений, который присутствует во всех сегментах рынка и охватывает миллионы домохозяйств, государственных и частных организаций.
Анализ показал, что выручка организации ПАО «Ростелеком» за три года составил 8,23%. В результате за 2018 г. сумма выручки составила 305 939 млн. руб. Наблюдается снижение эффективности процесса управления расходами в рамках текущей деятельности, ведь показатель себестоимости увеличился на 110,72% за 2016 – 2018 гг., в то время как выручка демонстрирует прирост на уровне 108,23%.
Чистая прибыль организации за 2016 год составила 10 845 млн. руб. Сокращение суммы чистой прибыли на 50,38% в течение трех лет говорит о снижении потенциала предприятия повышать уровень благосостояния собственников. С другой стороны, следует отметить, что конечный финансовый результат предприятия остается положительным.
Каждый рубль, направленный в активы ПАО «Ростелеком, позволил получить 0,0092 рублей чистой прибыли в 2018 г. Текущее низкое значение коэффициента указывает на посредственную работу управленцев и неэффективное использование доступных ресурсов. С
Сумма итого баланса ПАО «Ростелеком» на конец 2018 г. составила 602 685 млн. руб. Рост за три года составил 7,14%. Увеличение произошло как за счет роста оборотных активов, так и внеоборотных.
Стоимость дебиторской задолженности растет более быстрыми темпами по сравнению с объемом сбыта, что приводит к необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения стабильной деятельности.
Самую большую долю оборотных активов на конец 2018 г. занимала дебиторская задолженность (доля равна 9,57%).
На конец 2018 г. финансирование ПАО «Ростелеком» состоит на 23,86% из краткосрочных обязательств, на 35,08% из долгосрочных обязательств, на 41,06% из собственного капитала.
У ПАО «Ростелеком» низкий уровень платежеспособности. Риск потери способности отвечать по долгам является ощутимым, так как у организации на 86 615 млн. руб. меньше наиболее ликвидных активов для того, чтобы вовремя погасить наиболее срочные обязательства.
На конец 2018 г. ПАО «Ростелеком» могло срочно погасить 7,9% краткосрочных обязательств, что указывает на риск потери способности отвечать по долгам в течение ближайшего месяца.
Организации демонстрирует недостаточный объем собственных оборотных средств и долгосрочных обязательств. Как результат, организация сможет продолжать свою деятельность только в условиях наличия доступа к краткосрочным займам, товарным кредитам и т. п.
Существенной проблемой, которая имеет негативное влияние на текущее финансово-хозяйственное состояние ПАО «Ростелеком», имеет чрезмерный объем денежных средств, который увяз в дебиторской задолженности. Это указывает на необходимость оптимизации объема дебиторской задолженностью за товары, услуги, которая составляет основу дебиторской задолженностью предприятия. Наблюдается отвлечение существенной части средств предприятия клиентами, которые используют отсрочку платежа и не погашают вовремя свои долги.
В данной работе ПАО «Ростелеком» было предложено внедрить системную политику управления отсрочкой платежа клиентов. Для этого всех клиентов необходимо разделить на несколько групп, после чего каждой из групп предложить свои индивидуальные условия получения права на отсрочку. В главе было отмечено, что на эти средства будет начисляться определенный процент, а в случае своевременного погашения обязательств по погашению отсрочки платежа, начисленные проценты сгорают. Это позволит сократить объем дебиторской задолженности, а высвобожденные средства можно направить на финансовые вложения, которые в свою очередь позволят увеличить прибыль.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САНАЦИИ КАК МЕТОДА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность санации предприятия
При формировании и развитии условий рыночного хозяйствования понятие «санация» связано с устранением противоречий экономических интересов в условиях потери предприятием платежеспособности и способности ее восстановить, что может привести к его финансовой несостоятельности или банкротству.
Несостоятельностью (банкротством) является документально подтвержденная неспособность субъекта хозяйственной деятельности провести расчеты по своим долговым обязательствам и осуществлять финансирование текущей основной деятельности по причине отсутствия средств.
Происхождение термина «банкрот» корнями уходит в итальянское право и означает убегающих должников. Термин «bancus» дословно означает «лавка», «rotto» -закрывать, ломать [14].
Федеральный Закон №476-ФЗ (о банкротстве) [3], регламентирует порядок действий в случаях невозможности самостоятельного погашения долгов по кредитам индивидуальными предпринимателями и обычными гражданами России.
Основной целью банкротства является восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности перед кредитором, удовлетворение основных требований кредитора за счет имущества, которым владеет собственник.
В научной полемике по поводу экономического содержания санации и механизмов ее осуществления участвует широкий круг ученых.
В. Евтушевский под санацией понимает ряд мер, направленных на урегулирование проблемы долгов и финансового оздоровления предприятия-должника, осуществляющихся на основе соглашений участников этой процедуры [22].
В. Бугаев понятие «санация» раскрывает через систему мероприятий. Автор утверждает, что санация является системой мер по улучшению финансового состояния предприятия с помощью банков и государства без помощи кредиторов [8].
На постоянном осуществлении санации настаивает Е. Анрущак, указывая на то, что меры санации необходимо применять не только к предприятиямдолжникам, но и к другим субъектам хозяйствования, которые пытаются внедрять на предприятиях оздоровительные мероприятия [19].
Изложенное позволяет сделать вывод, что первоочередной задачей неплатежеспособного предприятия является осуществление мероприятий, способствующих восстановлению платежеспособности, ликвидности и достижению прибыльности предприятия. Такие меры предусматривают мобилизацию и использование денежных ресурсов внутреннего и внешнего происхождения.
Таким образом, санация – это экономический комплект реорганизационных мер, с помощью которого улучшается финансовое положение и контрактная способность компании.
Санирование основано на вливании денежных средств. С помощью них организация, которая находится на пороге несостоятельности, может попробовать восстановить свое финансовое положение [21].
Санирование направлено на восстановление финансового положения организации. Санация осуществляется за счет денежных средств, которые были выделены крупными банками, государством или же заинтересованными частными инвесторами.
В ходе санации проводятся следующие действия [26]:
– сокращается персонал организации и повышается работоспособность оставшиеся специалистов;
– реорганизуется структура организации;
– изучается перечень услуг или продуктов, которые предоставляет или продает юридическое лицо, находящиеся на грани банкротства. Если в ходе санации выясняется, что перечень нужно менять, его изменяют полностью или частично;