ИДО Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Самовоспитание как фактор развития личности подростка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Аннотация 3

Введение 4

Глава 1. Теоретические аспекты развития подростков 6

1.1. Психолого-педагогические особенности подростков 6

1.2. Социально-педагогическая характеристика современного подростка 10

Глава 2. Практические аспекты самовоспитания как фактора развития личности подростка 16

2.1. Диагностика самовоспитание как фактор развития личности подростка 16

2.2. Рекомендации по реализации самовоспитания подростков 19

Заключение 31

Список использованной литературы 34

Приложения 36

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.

Тема самовоспитания всегда была и остается актуальной. Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым возрастом, – это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в той или иной форме в течение всей последующей жизни человека.

Говоря о начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что, достигнув возраста 12—13 лет, дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосо-вершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.

Самовоспитание проходит определенный путь развития. Если попы-таться охватить его основные возрастные ступени, то весь путь его преобра-зования с возрастом представляется следующим.

Проблема самовоспитания широко отражена, как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козло-ва, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг, К. Лоренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.).

Цель исследования: проанализировать самовоспитание как фактор развития личности подростка.

Объект исследования: самовоспитание личности подростка.

Предмет исследования: самовоспитание как фактор развития личности подростка.

В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследо-вания:

1. Проанализировать психолого-педагогические особенности подрост-ков

2. Изучить социально-педагогическую характеристику современного подростка

3. Провести диагностику самовоспитания как фактора развития лично-сти подростка

4. Предложить рекомендации по реализации самовоспитания подрост-ков

Теоретико-методологическая основа исследования:

— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);

— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Бра-тусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);

— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);

Методы исследования:

— теоретические: анализ научных источников;

— эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент;

— математические и статистические методы обработки эксперименталь-ных данных.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обо-гащении педагогических знаний; расширении научных представлений.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной дея-тельности педагогов образовательных организаций и организациях допол-нительного образования детей.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Новизна работы заключается в исследовании особенностей реализации самовоспитания подростков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В подростковый период происходит обновление, так называемая пере-стройка организма ребенка. Этот процесс связан с увеличением скорости фи-зического и полового развития. Характерная особенность указанного перио-да заключает в том, что у ребенка происходит внешнее взросление, в то врем как внутри ему необходима та же забота и внимание как обычному ребенку.

По мере того, как подросток начинает самостоятельно жить, члены се-мьи, в частности родитель, в свою очередь часто становится более требова-тельным к нему, производит контроль. Все это может негативным образом отразится на поведении ребенка. В результате этого подросток лишается той самостоятельности, не может научиться использовать свободу в нужном направлении. Тогда и происходит активация его стремления к самостоятель-ности, что также влечет жесткий контроль со стороны родителей, приводя все это к изоляции подростка от сверстников. В таком случае противостояние между родителями и детьми становится более острым.

Подростковый возраст является тем периодом, когда ребенок начинает становление себя как отдельной личности, происходит развитие представле-ний и принципов уже собственных, а не навязанных окружающими. Подро-сток ставит сам для себя цели и эталоны в жизни, формирует правила соб-ственного поведения. Ключевой положительный аспект в данной деятельно-сти – это моделирование реальных отношений в социуме, оказывающие воз-действие на потребности ребенка для того, чтобы в будущем внедрить его в активный социум.

В период подросткового развития проходит процесс развития мышле-ния параллельно с такими мыслительными операциями как восприятие и па-мять.

В этом возрасте происходит формирование интересов к самостоятель-ной деятельности, в частности творческого характера. Подросток начинает задумываться о будущей профессии, сопоставляет свои мечты и желания с реальными умениями и направленностью самостоятельной деятельности.

Впервые профессиональные интересы возникают в учении и труде, что способствует благоприятной атмосфере для формирования деловых качеств. Подросток стремится создавать и совершать деятельность как взрослый. Данные аспекты приводят к симулированию самообразования и самосовер-шенствования.

Современный подросток находится на границе не только возрастных изменений, но и на своеобразном «перекрестке времен», что в свою очередь влечет к переменам в традиционном понимании особенностей, характерных для современного подростка.

В этом возрасте происходит противостояние подростка и взрослого. Оно заключается в том, что подросток стремится быть самостоятельным, вы-ступает против опеки и недоверия, но в то же время он встречает на своем пути новые жизненные трудности, испытывая тревогу и опасения, ждет по-мощи от взрослого, хочет получить поддержу, но не всегда желает признать-ся в этом открыто.

Общение подростков является своеобразной формой воспроизведения отношений, существующих в обществе взрослых, ориентации на нормы этих отношений и их усвоения.

Тип деятельности, ведущей к подростковой стадии, подразумевает, что в этой деятельности отношения между детьми и взрослыми должны быть очень разнообразными и развернутыми и иметь довольно ощутимую значи-мую объективную цель, стоящую за ними.

Социальное развитие подростка заключается в том, что он входит в но-вую систему отношений. Общение со взрослыми и сверстниками становится на новое место, выполняет новые функции. Подростку необходимо устанав-ливать контакт не с одним учителем, а с большим их количеством, при этом нужно учитывать особенности личностного характера и выдвигаемые ими требования, которые порой бывают противоречивы. Все эти аспекты форми-руют новую позицию в отношениях с учителями или воспитателями. Таким образом, происходит так называемая эмансипация подростка от влияния взрослого, акцент направлен на самостоятельность подростка.

Для диагностики самовоспитания мы разработали анкету, далее нами была выбрана агрессия как один из распространенных факторов личности встречающихся у подростков.

Мы предположили, что у подростков, которые не занимаются самовос-питанием, будет высокий уровень агрессии, и наоборот, подростки занима-ющиеся самовоспитанием покажут средний и низкий уровень агрессии. Агрессия рассматривается как фактор личности подростка.

Для проведения исследования была использована методика диагности-ки состояния агрессии А. Басса – А. Дарки. В ходе пороса мы выяснили, что из 22 подростков, только 10 занимаются самовоспитанием. Они назвали свои качества, положительные и отрицательные, они с легкостью дали определе-ние самовоспитанию, рассказали почему нужно заниматься самовоспитани-ем. А также легко ответили на все остальные вопросы. Остальные подростки не смогли сказать что такое самовоспитание, зачем им нужно заниматься, называли у себя только плохие качества или только хорошие. Некоторые и вовсе отказались отвечать, данное поведение мы классифицируем как осо-бенности подросткового возраста.

По результатам констатирующего эксперимента, была выявлена груп-па учащихся в количестве 12 человек с показателями уровня выше среднего и с высоким уровнем агрессивности.

Далее мы сравнили показатели агрессивности с ответами по анкете и выяснили, что подростки не занимающиеся самовоспитанием или вовсе отка-завшиеся отвечать имеют высокий уровень агрессивности, подростки зани-мающиеся самовоспитанием показали средний и низкий уровень агрессивно-сти, таким образом наше предположение подтвердилось.

В качестве рекомендаций по реализации самовоспитания подростков мы разработали программу «Будь собой».

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития подростков

1.1. Психолого-педагогические особенности подростков

Подростковый возраст у детей – трудный период не только для роди-телей, но и для них самих. Психология подростка построена на необходимо-сти признания его взрослым человеком, но все дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако и ребенком его уже не назвать. Под-ростковый возраст зависит от страны проживания, пола и культурно-национальных особенностей.

Дети в возрасте от 10 до 15 лет считаются подростками. Говоря об этом возрастном периоде, можно описать его такими терминами как:

1. Переломный.

2. Переходный.

3. Критический.

4. «Трудный».

Подростковый возраст является также трудным и не только для самого ребенка, но также и для его родителей, педагогов.

В подростковый период происходит обновление, так называемая пере-стройка организма ребенка. Этот процесс связан с увеличением скорости фи-зического и полового развития. Характерная особенность указанного перио-да заключает в том, что у ребенка происходит внешнее взросление, в то врем как внутри ему необходима та же забота и внимание как обычному ребенку [Толстых 2016].

Кроме того, в период подросткового возраста протекает процесс ак-тивного развития самосознания, а также чувства собственного достоинства, и, что немаловажно, внимание пола. Этот период характеризуется также и тем, что подросток теперь переоценивает свое «детское» мнение на новое. Часто характер такого нового мнения прямолинейный, бескомпромиссный, а парой и категоричный [Кобзева 2016].

Часто подростки резко реагируют на различного рода ситуации, кото-рые, по сути, не имеют критического характера. Например, потеря авторите-та родителей либо оценка собственного достоинства могут привести к нега-тивным последствиям, включающим в себя проявление грубости, изоляции, агрессии и т.д.

Таким образом, можно выделить следующие негативные черты под-росткового возраста:

• Резкое ухудшение поведения. Проявляется оно в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости.

• Противоречивость стремлений и их неустойчивый характер.

• Реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из – под опеки и контроля со стороны взрослых. Причем подросток стремит-ся не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конеч-но, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.

• Повышенная возбудимость.

• Некоторая неуравновешенность характера.

• Сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения.

Социальное развитие ребенка данной возрастной группы имеет особое положение в структуре общественных взаимоотношений. Так начинает про-цесс перехода подростка к самостоятельности и ответственности, тем самым заключая его в отрезок между детством и зрелостью [Рогов 2016].

По мере того, как подросток начинает самостоятельно жить, члены се-мьи, в частности родитель, в свою очередь часто становится более требова-тельным к нему, производит контроль. Все это может негативным образом отразится на поведении ребенка. В результате этого подросток лишается той самостоятельности, не может научиться использовать свободу в нужном направлении. Тогда и происходит активация его стремления к самостоятель-ности, что также влечет жесткий контроль со стороны родителей, приводя все это к изоляции подростка от сверстников. В таком случае противостояние между родителями и детьми становится более острым [Гиппенрейтер 2018].

Подростковый возраст является тем периодом, когда ребенок начинает становление себя как отдельной личности, происходит развитие представле-ний и принципов уже собственных, а не навязанных окружающими. Подро-сток ставит сам для себя цели и эталоны в жизни, формирует правила соб-ственного поведения. Ключевой положительный аспект в данной деятельно-сти – это моделирование реальных отношений в социуме, оказывающие воз-действие на потребности ребенка для того, чтобы в будущем внедрить его в активный социум.

Внедряясь в социум, подросток начинает получать большие объемы информации. Также в этот период он получает новые жизненные впечатле-ния, ускоряется тем его жизни, происходит процесс усложнения получения образования. В результате, можно отметить, что при таком потоке объемов новой информации реализуется одновременное развитие таких процессов как воображение, речь, память, мышление и др.

Основные виды памяти, которые наилучшим образом усваиваются в подростковом возрасте, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Виды памяти подростка

Исходя из указанных на рисунке 1 видов памяти, продуктивность не-произвольного запоминания происходит гораздо медленнее. Но в то же вре-мя повышается продуктивность опосредованного запоминания учебного ма-териала.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы