Курсовая с практикой на тему Самостоятельное приобретение знаний в процессе реализации проектно-исследовательской деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Теоретические аспекты реализации
проектно-исследовательской
деятельности
1.1 Сущность
и особенности организации исследовательского
1.2
Психолого-педагогические особенности организации проектной деятельности
2.2.
Рекомендации по реализации проектно-исследовательской деятельности
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
Актуальность
исследования: Федеральный государственный
образовательный стандарт сегодня ориентирован на полноценное развитие каждого ученика,
традиционное образование сменяется продуктивным, главной целью которого
является развитие и формирование творческой, коммуникативной, инициативной
личности.
Задачами педагогической
деятельности является воспитание личности, способной встраиваться в социум,
позитивно вести себя в нём, самостоятельно мыслить, добывать и применять свои
знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать свои
действия.
Использование инновационных педагогических
технологий даёт новые возможности воспитания и обучения школьников. Одной из
наиболее эффективных является технология проектного обучения. Стержнем этой
технологии является самостоятельная деятельность детей — исследовательская,
познавательная, продуктивная, через которую ребёнок познаёт окружающий мир и
воплощает новые знания в реальные продукты.
В последнее
время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и
технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С.
Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник,
И. С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения
школьников рассматривают проектную деятельность ряд авторов, таких как Т. А.
Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.
Использование
метода проекта в образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную
активность детей, развить творческое мышление, воображение, формирует у детей
стремление самостоятельно, разными способами находить информацию об
интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания
новых объектов действительности.
Делает
образовательную систему школы открытой для активного участия родителей.
Однако
в практике школьного образования педагог не всегда использует потенциал метода
проектов в развитии познавательных интересов ребёнка, а применение метода
проектов носит ситуативный и формальный характер. Таким образом, складывается
противоречие между требованиями ФГОС к школьному образованию, где акцентируется
внимание на развитие познавательных способностей ученика и недостаточной
компетентностью учителей в организации проектной деятельности.
Разрешение
этого противоречия нацеливает нас на проблему данного исследования: какие
педагогические условия необходимо создать для развития самостоятельной исследовательской
деятельности в процессе использования метода проектов.
Объект исследования:
самостоятельное приобретение знаний в процессе реализации
проектно-исследовательской деятельности.
Предмет исследования: возможности
самостоятельного приобретения знаний в процессе реализации
проектно-исследовательской деятельности
Цель исследования: проанализировать
возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе реализации
проектно-исследовательской деятельности.
Согласно
объекту, предмета и цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
1.
Изучить сущность и особенности организации исследовательского процесса
2.
Проанализировать психолого-педагогические особенности организации проектной
деятельности
3.
Изучить проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности в
психолого-педагогической литературе
4.
Провести диагностику самостоятельного приобретения знаний в процессе реализации
проектно-исследовательской деятельности
5.
Предложить рекомендации по реализации проектно-исследовательской деятельности.
Методологической основой
исследования являются: концепция проектирования в образовании (В.С.Андреев,
И.В.Блауберг, В.Ф.Взятышев, Б.С.Гершунский, А.С.Запесоцкий, Г.И.Ибрагимов,
О.Г.Прикот, Т.Хюсен и др.), идеи совместной проектной деятельности детей и
взрослых (В.П.Бедерханова, С.Пейперт и др.).
Для решения поставленных задач и
достижения цели был использованы следующие методы:
Теоретические
методы исследования: изучение и анализ научной и методической
литературы по проблеме исследования; методы познания (анализ, синтез,
абстрагирование, обобщение) для обоснования теоретических основ проблемы исследования,
анализ, синтез.
Эмпирические методы
исследования: адаптированная методика
«Юный исследователь» С.В.Коваленко; методика выявления уровня овладения учениками
экспериментальной деятельностью А.В.Ивановой, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическое значение работы
состоит в возможности использования ее результатов учителями при организации
проектной деятельности.
Структура
курсовой работы: введение, 2 главы, заключение,
библиографический список.
Заключение:
1. Школьный возраст — это возрастной
период, важный для развития познавательной потребности ученика, выражающееся в
форме поисковой, исследовательской активности, направленной на выявление
нового. На протяжении всего школьного периода в процессах социализации, вместе
с игровой деятельностью, определенную значимость играет познавательная и
исследовательская активность.
Исследовательская активность школьника
может быть рассмотрена как самостоятельная, инициативная деятельность, которую ученик
использует для познания новых для него свойств и качеств объектов окружающего
мира, настойчивого поиска решения и значимых для него проблем
Познавательно-исследовательская
деятельность детей школьного возраста, способствует развитию познавательной
потребности и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и
усвоению нового, облегчает овладение методом научного познания в процессе
поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности.
2. Важным условием развития
познавательной активности является правильный выбор объектов познания в
познавательно-исследовательской деятельности.
Учеников следует учить исследованию
сущности любого объекта окружающего мира не как такового, а в его логическом
соотношении с той системой предметов, по которым он взаимосвязан и
функционирует. Сам познавательный процесс должен иметь следующую структуру: от
восприятия объекта как отдельного целостного образования — к системе объектов,
благодаря которой он существует, от них — к анализу свойств объекта, которые
умножают взаимосвязи с другими субъектами системы
3.
Метод включает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,
творческих по своему содержанию. Сущность проектной технологии — в
функционировании целостной системы дидактических средств (содержания, методов,
приемов и т.п.), которые адаптирует учебно-учительный процесс в структурных и
организационных требований учебного проектирования.
Учебное проектирование
предусматривает системное и последовательное моделирование тренировочного
решения проблемных ситуаций, требующих от участников образовательного процесса
поисковых усилий, направленных на исследование и разработку оптимальных путей
решения проектов и оформление отчетом его практического результата, их
непременная публичная защита и анализ итогов внедрения.
Метод проектов
ориентирован на самостоятельную деятельность детей (индивидуальную, парную,
групповую) в отведенное для нее время(от нескольких минут до нескольких недель,
а иногда и месяцев).
Проектирование будет
успешным, если соблюдать создание в группе таких условий, которые будут
способствовать развитию детской творческой самостоятельности, создание развивающей
предметно-пространственной среды соответствующей проектной деятельности; учет
возрастных, индивидуальных особенностей детей; — выявление детских интересов и
желаний; создание в группе благоприятного эмоционального настроя, чтобы каждому
ученику было комфортно; поощрения детей, создание условий для ситуаций успеха,
вовлечение малоактивных детей, стимуляция детской активности; сотрудничество
детей и взрослых, активное вовлечение родителей в реализацию проектной
деятельности.
4..Провели констатирующий этап
исследования и выяснили, что у детей познавательный интерес неустойчив, они не
всегда понимают проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и
предметов неживой природы. Это свидетельствовало о необходимости
целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у
детей школьного возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты реализации
проектно-исследовательской деятельности
1.1 Сущность и особенности организации исследовательского
процесса
1.1 Сущность и особенности организации исследовательского
процесса
Научно-исследовательская
деятельность учеников является одной из наиболее прогрессивных форм обучения в
современной школе. Если мы говорим об этимологии слова «исследование», то легко
увидеть, что в этой концепции заложено указание получить что-то «из следа», то
есть восстановить некоторый порядок по косвенным признакам, случайным
субъектам. Таким образом, здесь есть концепция способности человека сравнивать,
анализировать факты и предсказывать ситуацию, то есть концепция базовых
навыков, необходимых исследователю. Это позволяет более полно выявлять и
развивать как интеллектуальный потенциал, так и творческие способности детей.
Проведение независимых исследований стимулирования мыслительного процесса,
направленного на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей
знаний из разных областей.
Научно-исследовательская
работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы
исследования определяется склонностью учеников, а также задачей, которая
требует терпения. Руководитель исследования должен всегда помнить — работа
должна быть посильна для учеников [1].
В организации
научно-исследовательской деятельности учеников необходимо учитывать, что выбор
темы исследования, ее формулировка и содержание должны повлечь за собой:
— интеграцию
дисциплин и различных областей практики,
—
практическую направленность целей, задач и содержания работы,
—
предметно-объективный принцип исследования,
—
практическую значимость результатов проекта.
Любое исследование включает в себя следующие
этапы и их содержание:
1. Подготовительный этап:
—
формулировка темы и ее понимание;
—
установление мотивации к действию:
— выявление
объекта и предмета исследования;
—
формулировка гипотезы исследования;
2. Этап планирования:
— определить направления работы для выполнения
исследовательских задач;
— программа
обучения;
— выявление
источников информации и методов сбора;
— определение
методов отчетности по результатам
— определение
методов исследования;
3. Фаза исследования (экспериментальная):
— требует обязательного использования основных
инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических
и экспериментальных данных.
4. Эффективный аналитический этап:
— анализ
собранной информации;
—
формулировка выводов;
5. Стадия отчетности и презентации:
— выполнить
отчет.
—
представление результатов проекта.
Научно-исследовательская деятельность учеников
может оцениваться по следующим параметрам: познавательная деятельность и
предприимчивость, логика построения программы исследований, качество
использования источников информации, эффективность представления результатов,
потенциальное продолжение проекта. Научно-исследовательская деятельность
учеников организована на основе ряда принципов, определяющих содержание, методы
учебной работы и характер управленческой деятельности учителя. Принцип является
ведущей идеей, основным правилом, требованиями деятельности. При организации
исследовательской деятельности учеников важно руководствоваться, во-первых,
общепринятыми принципами научной деятельности: подтверждаемостью,
наблюдаемостью, простотой, соответствием и последовательностью; во-вторых, конкретными
педагогическими принципами. [5]
Имеющийся у
школьников уровень владения исследовательскими процедурами сильно отличается.
Поэтому важно предоставить им возможность выбрать уровень независимости при
выполнении исследовательских процедур. Выделяют три уровня успеваемости
учеников в научно-исследовательской деятельности.
Первый
уровень. Ученики знакомятся с проблемой, берут цель исследования, знакомятся с
гипотезой, выполняют работу по готовому плану, самостоятельно интерпретируют
результаты.
Второй уровень. Учащиеся знакомятся с заданной
проблемой, понимают цель эксперимента и его гипотезу, планируют работу,
проводят эксперименты и объясняют полученные результаты.
Третий уровень. Ученики знакомятся с
проблемой, формулируют цели и высказывают гипотезы, планируют и проводят
эксперимент, интерпретируя полученные результаты.
Имеет смысл добавить в этот список еще два
уровня:
Нулевой. Ученики работают над готовой
инструкцией, в которой определяются цель и порядок выполнения работ. Гипотеза
не указана. Работа учеников носит репродуктивный характер. Более того, они
часто на опыте определяют, что им уже известно и что дано в учебнике. Именно на
нулевом уровне проводятся научно-исследовательские работы учеников, выполняющих
традиционные лабораторные работы. [7]
Четвертый уровень. Сами ученики находят
задачу, формулируют цель исследования, предлагают возможные результаты
(гипотезы) плана, проводят эксперимент и интерпретируют полученные результаты.
Здесь они
играют ключевую роль в выборе методов работы с изучаемым материалом. Кроме
того, учащиеся ставят под сомнение факты, известные им принятые взгляды и
нормы, их экспериментальную проверку с последующим обоснованием.
Научно-исследовательская
деятельность тесно связана с проектной работой.
Проектирование
и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может
быть до конца решена без применения технологии проектирования –
последовательного движения к поставленной цели. Именно поэтому структура
исследования включает в себя все типично проектные этапы:
—
концептуализация (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостаточного
знания);
—
целеполагание – определение целей и задач исследовательской работы (при этом
функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования);
— подбор
методов и средств достижения поставленных целей (разработка экспериментов,
плана сбора информации, отбор проб и т.д.);
—
планирование хода работы;
— оценка
результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов);
— окончательные
выводы и их интерпретация.
Каждый ученик
самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует информацию и наблюдения,
которые он изучает в ходе образовательных исследований. [3] По
продолжительности занятия могут быть короткими (взять, например, урок или его
часть); среднесрочный (дни или недели) и долгосрочный (месяцы или годы).
Исследования могут проводиться с отдельными учениками или группами. Участники
могут быть из одного класса или школы или из разных школ или даже стран. Это
возможно благодаря использованию телекоммуникационных инструментов (чат,
электронная почта и т.д.). [9]
Обучение
ученика-исследователя — это процесс, который открывает широкие возможности для
развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск.
Делать собственные открытия, решать проблемы, принимать
решения и нести за них ответственность. Только для того, чтобы выяснить, в ходе
самостоятельных исследований развивается мышление ученика, знания и умения
извлекаются в результате его собственного познавательного труда.
Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний,
основанных на внутреннем прогрессе каждого ученика. Педагогические исследования
позволяют обучать ученика в зоне ближайшего развития. Основой для этого
исследования являются те психические процессы, которые уже развиты, и
активизируются те, которые находятся в процессе созревания. И, таким образом,
применение этой технологии позволяет сформировать устойчивую внутреннюю
мотивацию для изучения иностранного языка. [8]
При организации исследовательской деятельности учеников по
иностранному языку следует учитывать несколько правил:
1. Тема должна быть
актуальной и вызывать у детей интерес.
2. Определяет цель
работы, которая примерно соответствует формулировке темы исследования и может
ее обновить.
3. Задачи
исследования конкретизируют цель работы, «расширяя» ее составляющие; можно
определить спектр действий исследователей при переходе к цели.