Курсовая с практикой на тему Самостоятельная работа учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках русского языка 6
1.1. Место и роль самостоятельной работы в системе современного школьного образования 6
1.1 Нарушение интеллекта как психолого-педагогическая проблема 8
1.3. Особенности организации самостоятельной работы учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках русского языка 13
Глава 2. Эмпирическое исследования организации самостоятельной работы работа учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках русского языка 16
2.1. Диагностика навыков самостоятельного выполнения домашнего задания по математике младшими школьниками с интеллектуальным
недоразвитием 16
2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка 23
Заключение 26
Список литературы 27
Введение:
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования от учащегося требуется умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. В связи с этим перед учителем стоит задача организации самостоятельной работы школьников в ходе выполнения которой не только закрепляются умение и навыки, но и развивается их творческое мышление и способность к решению теоретических и практических задач.
Современная педагогическая наука приоритетным направлением новых образовательных стандартов определяет гуманистический подход в организации процесса обучения. Ведущим принципом гуманистической модели учебного процесса является развитие личности школьника. Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Существующая сегодня система общего образования не носит еще подлинно гуманистический характер. В связи с этим не в полной мере школа способствует развитию и саморазвитию учащихся, готовит к творческому выполнению всех функций в новом обществе. Идеальным результатом обучения становится достижение такого уровня, когда учащийся готов к самообразованию, самовоспитанию. Что в свою очередь невозможно без самостоятельности.
Особо актуальной становится проблема подготовки учащихся к самостоятельной деятельности в условиях образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Определение эффективных путей формирования у учащихся самостоятельности является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение.
Процесс развития самостоятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием рассмотрен в ряде исследований таких специалистов, как: И. М. Бгажнокова, Л. С. Выготский, А. Н. Граборов, Х. С. Замский, С. Л. Мирский, Б. И. Пинский и других.
Одной из основных проблем методики преподавания русского языка является организация самостоятельной работы учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках русского языка. Организация самостоятельной работы учащихся с интеллектуальным недоразвитием должна быть направлена на пробуждение активности обучаемого и сохранение его индивидуальности при обучении. Многое в усвоении материала связано с организацией учителем самостоятельной работы детей с интеллектуальным недоразвитием: необходимо свести к минимуму разъяснения и пояснения, посвятив все остальное время управлению работой каждого ученика с новым материалом. Как показывает опыт работы творческих учителей, чем меньше учитель говорит сам, тем лучше он направляет и контролирует работу каждого из учеников в классе, тем эффективнее обучение.
Объект исследования: воспитание самостоятельности у учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Предмет исследования: особенности организации самостоятельной работы учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках русского языка.
Цель исследования: изучить особенности организации учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках русского языка.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что включение в процесс выполнения самостоятельной работы (на примере русского языка) заданий, побуждающих учащихся с интеллектуальным недоразвитием к контролю своих действий и результатов деятельности, будет способствовать формированию самостоятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать сущностную характеристику изучаемых явлений.
3. Выявить особенности воспитания самостоятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение.
Теоретическая значимость исследования в обобщении и систематизации психолого-педагогической литературе по проблеме.
Практическое значение исследования заключается в том, что материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы в работе психологов, педагогов для организации самостоятельной работы учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках русского языка.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что понятие «самостоятельность» рассматривается как ведущее качество личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, планируя при этом свою деятельность, подчиняясь какому-либо режиму и правилам. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, вопросы развития у учащихся начальной школы навыков самостоятельности сегодня имеют важное значение, так как данные навыки являются необходимыми не только в учебном процессе целях, но и в процессе формирования у будущих граждан потребностей к непрерывному образованию и самообразованию, а также в способностях анализировать стоящие перед ними задачи и успешно ориентироваться в новых жизненных условиях.
Самостоятельность учащегося являясь залогом его успешного обучения в начальной школе, основывается на приобретенной и развитой самостоятельности детей с легкой умственной отсталостью в младшем школьном возрасте. Учебная самостоятельность школьника это одна из сторон его личностного развития, позволяющая расширять знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.
Таким образом, развитие самостоятельности осуществляется эффективно, если обеспечивается: стимулирование активности школьника в различных видах деятельности, изменение позиции учителя в организации деятельности детей от непосредственного руководства к опосредованному. В ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках русского языка
1.1. Место и роль самостоятельной работы в системе современного школьного образования
Существует множество различных дефиниций самостоятельной работы, которые по-разному трактуются педагогами. Так, в новейшем педагогическом словаре дается следующее понятие самостоятельной учебной работы: «такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. Самостоятельная учебная работа — средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленности на непрерывное самообразование» [13].
Ю.А. Коноводова полагает, что самостоятельная работа учащегося является следствием правильно организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное расширение, углубление и продолжение в свободное время: «Самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности учащегося, форма самообразования, связанная с его работой в классе» [14].
А.С. Мельникова предлагает следующую дефиницию: «самостоятельная работа — вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде всего, индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения». В статье также говорится о местах выполнения самостоятельной работы, о её формах. Так, самостоятельная работа может быть индивидуальной, парной или коллективной, может осуществляться на занятиях или дома, в письменной или устной форме [20].
П. И. Пидкасистый делает следующий вывод о самостоятельной работе: «самостоятельная работа выступает в процессе обучения в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся» [23].
Б. П. Есипов дает следующее определение самостоятельной работы: «работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время». При этом он считал, что учащиеся должны осознанно стремиться достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий [9].
Рассмотрев различные определения самостоятельной работы, мы пришли к выводу о том, что самостоятельная работа – это осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя форма организации учебной деятельности учащихся с разной степенью собственного управления учебными действиями, в процессе которой учащиеся выполняют задания различного вида с целью развития знаний, умений, навыков. На наш взгляд, наиболее полное определение самостоятельной работы было приведено в новейшем педагогическом словаре и в работе Б. П. Есипова. Следует заметить, что самостоятельная работа является не только формой организации деятельности, но и средством формирования познавательных способностей учащихся, а также их направленности на развитие самообразования в рамках непрерывного самообразования [9].
Самостоятельная работа – это форма организации учебной деятельности учащихся. Как и любая форма учебно-воспитательного процесса самостоятельная работа выполняет несколько функций:
а) образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
б) развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи);