Курсовая с практикой на тему Саморегуляция эмоциональных состояний в процессе деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Основные подходы к изучению эмоциональных
состояний личности в рамках профессиональной деятельности. 5
1.1. Основные подходы к изучению эмоциональных
состояний личности. 5
1.2. Особенности влияния профессиональной
деятельности на эмоциональные состояния личности. 9
1.3. Способы саморегуляции личности в процессе
переживания эмоциональных состояний. 13
Выводы по 1 главе. 18
2. Исследование влияния саморегуляции на
эмоциональные состояния личности в рамках профессиональной деятельности. 19
2.1. Организация и методы исследования. 19
2.2. Результаты исследования. 21
Выводы по 2 главе. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ. 38
Введение:
Проблема
саморегуляции в психологической науке анализируется во многих теоретических
подходах, среди них: поведенческий, деятельностный, системный, когнитивный,
мотивационный и тому подобное. Понятие регуляции впервые ввел П. Жан (1929),
утверждая, что способность к саморегуляции является важнейшим критерием
развития личности.
В
основном, саморегуляцию изучают как специфическую активность субъекта,
направленная на преобразование своего состояния (Г. С. Грибенюк, А. А. Кацеро,
А. А. Конопкин, К. Изард, Дж. Гросс). С этой точки зрения, саморегуляция является действием,
которая ориентирована на восстановление сил организма и активизацию
работоспособности. Саморегуляция является особым психическим механизмом
оптимизации эмоционального состояния человека, в том числе и в профессиональной
деятельности. Такое понимание встречается в практических областях психологии, в
рамках которых активно разрабатываются специальные приемы и техники
самовоздействия.
Саморегуляция
эмоциональных состояний – это не подавление негативных образов, а смена их на
такие, которые стимулируют и оказывают влияние на эффективность и качество
профессиональной деятельности. Особого внимания в этой связи требуют
полицейские, поскольку их профессиональные обязанности требуют от них большей
вовлеченности психических ресурсов. Обучение и организация условий для
саморегуляции, будет способствовать успешному выполнению профессиональных
обязанностей, будет способствовать профилактике эмоциональных расстройств, что
позволит максимально восстановить их психическое здоровье.
Это
актуализирует проблему исследования саморегуляции эмоциональных состояний в
процессе выполнения профессиональной деятельности, на примере сотрудников ОВД.
Следовательно, актуальность исследования определяется необходимостью
комплексного изучения влияния саморегуляции на изменения в эмоциональной сфере
полицейских.
Объект исследования – эмоциональные состояния в процессе профессиональной
деятельности .
Предмет
исследования – саморегуляция, как метод коррекции эмоциональных состояний
сотрудников ОВД,
Цель
нашего исследования – определить эффективность саморегулации, как метода
коррекции эмоциональных состояний сотрудников ОВД,
Гипотеза исследования — мы предположили, что обучение сотрудников ОВД правилам и техникам саморегулации, а так же их
практическое использование, сможет оказать влияние на изменения в эмоциональной
сфере у сотрудников ОВД. Задачи нашего исследования:
1. Определить
специфику эмоциональных состояний и особенностей влияния профессиональной
деятельности на их деформацию и изменения.
2. Обосновать
эффективность использования саморегуляции, как эффективного метода в коррекции
эмоциональных состояний в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
3. Провести
исследование изменений эмоциональных состояний у сотрудников ОВД под
воздействием метода саморегуляции.
Для
решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы
следующие методы: теоретический анализ и синтез научной литературы по теме
исследования; эмпирические методы: диагностика, наблюдение; метод
математической статистики.
Результаты
исследования могут быть востребованы практическими психологами, руководителями
организаций, а также всеми кто интересуется данной проблемой.
Структура работы
состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка
литературы и приложения.
Заключение:
Эмоциональная сфера личности включает
такие компоненты, как аффекты, страсти, настроения, отражаются в эмоциях и
чувствах. Основные психологические теории происхождения эмоций, по-разному
объясняют причины их появления и условия протекания, в зависимости от специфики
их исследования. Основными проблемными аспектами в изучении эмоций выделяют их
разнообразие, а также неоднозначность взглядов относительно их возникновения,
формирования и развития индивидуальных проявлений отдельной личности.
Строгие
требования к действиям сотрудников подразделений ОВД и жесткая правовая
регламентация профессиональной деятельности является одним из рычагов
негативного влияния на психическое здоровье сотрудников полиции, а,
следовательно, влечет за собой появление негативных эмоциональных состояний:
тревожность, негативизм, что способствует возникновению профессиональному
стрессу.
Саморегуляция
является одной из наиболее актуальных в современной психологической науке,
потому что именно от умения личности управлять своим психическим состоянием,
регулировать его – зависит психическое здоровье человека, его способность
гармонично сосуществовать с окружающей средой и устанавливать гармонические
человеческие отношения. Кроме этого, для эффективной эмоциональной
саморегуляции важными являются такие качества личности как стрессоустойчивость,
эмоционально-волевая устойчивость, копинг-поведение, уровень личностной
зрелости и тому подобное.
На
основании теоретических выводов было проведено исследование с целью определить
влияние методов саморегуляции на эмоциональные состояния сотрудников ОВД.
Исследование проводилось среди 10
сотрудников ОВД в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный с
момощью специально подобранных методик.
Цель констатирующего этапа –
определить первоначальные эмоциональные состояния сотрудников ОВД.
По результатам констатирующего этапа
было выявлено, что все сотрудники ОВД имеют высокий уровень личностной и
ситуативной тревожности, высокий уровень невротизма, а так же не могут
эффективно использовать все стратегии совладания со своими негативными
эмоциональными состояниями.
Основываясь на полученных
результатах, был проведен формирующий этап, цель которого подобрать и
апробировать саморегуляцию, как эффективное средство по преодолению негативных
эмоциональных состояний сотрудников ОВД, На данном этапе были определены такие методы саморегуляции,
которыми сотрудники ОВД могут использовать непосредственно на своем рабочем
месте: музыка, аромотерапия и аутогенная тренировка.
Спустя месяц, было повторно проведено
исследование. Цель контрольного этапа исследования – определить влияние
саморегуляции на эмоциональные состояния сотрудников ОВД,
По результатам, которые были получены
выявлено, что уровень ситуативной и личностной тревожности снизился, как и
уровень невротизации. Для преодоления своих негативных эмоциональных состояний
и факторами стресса на работе, сотрудники ОВД стали использовать конструктивные
способы совладания.
Итак, цель достигнута, все задачи
были решены, а гипотеза – полностью доказана.
Фрагмент текста работы:
1. Основные подходы к изучению
эмоциональных состояний личности в рамках профессиональной деятельности 1.1. Основные подходы к изучению
эмоциональных состояний личности Эмоции
человека как предмет исследований широко обсуждаются в различных научных отраслях.
Эмоции, чувства и проявления составляют эмоциональную сферу личности. Эмоции,
чувства и другие психические явления являются различными формами отражения
окружающего мира. Если психические процессы отражают окружающую
действительность в образах, ощущениях, представлениях, мыслях, то чувства и
эмоции – в переживаниях.
Рассмотрим
различные трактовки понятия «эмоции»:
Эмоции
– это специфическая форма взаимодействия человека с окружающим миром, со
средой, направленная на познание мира и своего места в нем через саму себя[1].
Эмоция
– это реакция индивида на те ситуации, в которых индивид не может
адаптироваться, и значение ее преимущественно функциональное[2].
Эмоция
– это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности[3].
Эмоции
– вид психических процессов и состояний, воплощает переживания кратковременного
отношение к действительности, жизненного значения событий и явлений[4].
Итак, эмоции трактуются как в узком, так и широком смыслах. [1]
Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы
психологии. – 1989. – № 4. – С. 141 – 149. [2]
Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика
эмоциональных нарушений у детей. — М: УМК «Психология», 2018 –C. 65 [3]
Изард К. Психология эмоций / Пер. с англ. : Монография – СПб.: Питер, 1999. –С.
73 [4]
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер, 2018 –С. 109