Курсовая с практикой Педагогика/Психология Педагогика и психология

Курсовая с практикой на тему Самопрезентация у младших школьников посредством языковой практики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Научно-теоретические подходы к формированию навыков самопрезентации младших школьников посредством речевых практик 6
1.1. Психологические особенности публичной самопрезентации у младших школьников 6
1.2. Специфика речевого развития детей младшего школьного возраста 16
1.3. Языковая практика как средство формирования социальной компетентности младших школьников 24
Глава 2. Результаты исследования влияния речевых практик на сформированность навыков самопрезентации младших школьников 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Результаты исследования на констатирующем этапе исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема самопрезентации личности является весьма актуальной в современной психолого-педагогической практике. Самопрезентация любого человека включает в себя: умение представить себя, свой внешний облик, интересы, поведение и личностные качества в более презентабельном виде: умение «подать себя», произвести нужное впечатление на окружающих, грамотно представить себя им.
Изучение самопрезентации младших школьников представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе. Самопрезентация является одним из существенных условий, благодаря которой ребенок становится личностью. Она формирует у детей потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.
Самопрезентация в аспекте педагогики и психологи изучены в теории обучения: Г.М. Андреевой [2], Н.И. Белоцерковец[6], В.Ф. Ефимова[15], Е.В. Михайловой[20].
В теории имиджеологии: А. Доценко[12], Ю.М. Жукову[17], Е.В. Михайловой[20].
По мнению вышеуказанных авторов, самопрезентация позволяет:
— целенаправленно строить процесс взаимодействия с другими людьми;
— выдавать о себе только желаемую информацию;
— скрывать проявление у себя негативных мыслей, переживаний и чувств;
— производить нужное впечатление;
— уметь находить способы эффективного взаимодействия с окружающими людьми [4; 8; 9].
Однако, нам не встретилось ни одной научной работы, в которой бы рассматривались особенности формирования навыков самопрезентации и детей младшего школьного возраста посредством языковой практики.
Мы считаем, что в процессе речевой практики происходит активное общение детей не только со взрослыми, но и со сверстниками. В процессе игр, бесед, специально направленных на формирование навыков самопрезентации младших школьников, данный процесс будет проходить более успешною.
На основании противоречий можно обозначить проблему исследования: способствует ли языковая практика формированию навыков самопрезентации младших школьников?
Объект исследования — самопрезентация у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — процесс формирования навыков самопрезентации младших школьников посредством языковой практики.
Цель исследования — определить эффективность использования языковой практики в формировании навыков самопрезентации младших школьников.
Гипотеза исследования: навыки самопрезентации школьников успешнее формируются при языковой практике (игра, беседа, изотерапия, психогимнастика) чем без ее использования.
Задачи исследования:
1. охарактеризовать теоретические подходы к формированию навыков самопрезентации посредством речевых практик,
2. определить первоначальный уровень самопрезентации младших школьников,
3. разработать серию групповых занятий с младшими школьниками, направленные на формирование навыков самопрезентации,
4. путем повторного исследования определить динамику сформированности навыков самопрезентации младших школьников.
Методы исследования:
— теоретические методы (анализ, обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования),
— практические методы (наблюдение, анкетирование, беседа),
— методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методиками для проведения исследования выступили:
1. Анкетирование «Представь себя». Цель анкетирования: определить навыки самопрезентации младших школьников путём оценки некоторых личностных свойств и качеств, самопрезентирующих самими учащимися, а также выявление соответствия этих качеств действительности с помощью анкетирования классного руководителя (учителя).
2. Беседа по методике «Какой я?» (И.Г. Корнилова). Цель: выявление навыков самопрезентации учеников начальной школы.
Практическая значимость заключается в том, что основные выводы, предложенные групповые занятия могут быть использованы в практической деятельности педагогов начального образования, психологов в формировании навыков самопрезентации младших школьников.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, по результатам проведенного исследования сделаем следующие выводы:
1. Мы определяем самопрезентацию как способность представить себя, привлечь внимание, ориентируясь на наши качества, которые обновляются на основе использования специальных технологий и стратегий. В качестве основной функции самопрезентации американский социолог И. Гофман называет определение характера социальной ситуации с учетом возможности регулирования большинства социальных взаимодействий. За счет использования самопрезентации происходит эффективное принятие социумом личностных ролей субъекта воздействия и их взаимодействия самопрезентации детей младшего школьного возраста: целенаправленность, знамость образа «Я», не умение описания своих умений, черт характера, профессиональных ролей, социально-демографических характеристик, планов на своё будущее, которые пока находятся на периферии когнитивного компонента их Я-концепции, на задний план отходит присущее дошкольникам рассуждение о личностных вещах и собственности.
2. Для формирования навыков самопрезентации младших школьников, на основе речевых практик. Основная — сформировать навыки самопрезентации младших школьников посредством языковой практики.
Основные формы работы с младшими школьниками: групповые занятия, включающие такие методы и методики работы, как игра, беседа, изотерапия, психогимнастика.
Формирующий этап состоял из 5 занятий по 30 минут каждое. В процессе выполнения упражнений, младшие школьники активно включались в процесс обсуждения представленных речевых ситуаций.
Каждое занятие начинается с ритуала «встречи», где дети настраиваются на восприятие друг друга. Затем идут игры, направленные на формирование навыков самопрезентации, умения видеть и представлять себя. Заканчивается каждое занятие ритуалом прощания: дети сидят на полу по-турецки. Ведущий говорит, что каждый из присутствующих уникален, очень интересен, отмечает замечательные качества каждого ребенка. Затем благодарит всех детей за доставленную радость общения с ними.
3. Нами был проведен эксперимент среди 10 младших школьников.
Основная цель экспериментальной работы — определить влияние речевых практик на формирование навыков самопрезентации младших школьников.
Методы и методики исследования:
— методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование,
— методики исследования:
Анкетирование «Представь себя»
Методика «Какой я?» (И.Г. Корнилова).
Исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
По результатам констатирующего этапа (по методике И.Г. Корниловой) уровень сформированности навыков самопрезентации младших школьников находятся на низком уровне. Дети с трудом дают себе оценку по выделенным критериям.
Анкетирование, по выявлению навыков сформированности самопрезентации показало такие же результаты. В целом дети не умеют презентовать на высоком уровне свои достижения и черты характера.
Для подтверждения гипотезы нашего исследования, были разработаны и апробированы групповые занятия, которые были основаны на речевой практике.
На контрольном этапе исследования было повторно проведено исследование сформированности навыков самопрезентации младших школьников.
У большинства детей, на контрольном этапе исследования по методике «Какой Я?» уровень сформированности навыков самопрезентации младших школьников находятся на высоком уровне. Дети намного лучше умеют презентовать себя, оценивать себя.
Повторное анкетирование младших школьников так же показало в целом более высоки результаты навыков самопрезентации младших школьников.
Итак, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования доказана полностью, действительно, навыки самопрезентации младших школьников стали сформированы успешнее, т.к. были использованы различные речевые практики в процессе групповых занятий (игра, беседа, изотерапия, психогимнастика).

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Научно-теоретические подходы к формированию навыков самопрезентации младших школьников посредством речевых практик

1.1. Психологические особенности публичной самопрезентации у младших школьников

Самопрезентация является важным навыком, который значительно влияет на одну из важнейших сфер жизни каждого человека – социальную. Умение говорить публично, умение привлечь внимание аудитории к себе и своей речи — это великое искусство, которое не каждый может контролировать.
Как видим, исследований недостаточно для того, чтоб формировать чёткий алгоритм правильной самоподачи, так как психология восприятия каждого человека является сугубо индивидуальной. Основная часть теоретических разработок принадлежит иностранным ученым, таким как И. Гофман, М. Снайдер, Р. Халдини, И. Джонс и Т. Иттман. ССЫЛКИ!
Понятие самопрезентации происходит от латинского слова, означающего «самоотдача», то есть представления себя другим людям. В толковом словаре английского языка это буквально означает управлять самолюбием других людей с помощью множества поведенческих стратегий, таких как представление их внешнего облика другим людям.
В американской традиции самопрезентация рассматривается несколько по-другому — как форма социального поведения, четко акцентирована субъектом в процессе межличностного общения. Наиболее емкое определение самопрезентации было дано Дж. Тедески и М. Риеш, где самопрезентация характеризуется как умышленная и сознательное поведение, направленное на создание определенного впечатления окружающих. Поэтому часто синонимами самопрезентации является «самоотдача», «управление впечатлениями» [30, с. 38].
Мы определяем самопрезентацию как способность представить себя, привлечь внимание, ориентируясь на наши качества, которые обновляются на основе использования специальных технологий и стратегий. В качестве основной функции самопрезентации американский социолог И. Гофман называет определение характера социальной ситуации с учетом возможности регулирования большинства социальных взаимодействий. За счет использования самопрезентации происходит эффективное принятие социумом личностных ролей субъекта воздействия и их взаимодействия [11]. Характер самопрезентации может меняться в зависимости от обстоятельств или целей субъекта самопрезентации. Благодаря анализу данного понятия И. Гофманом, самопрезентация стала выступать в качестве предмета социально-психологических исследований [10].
В традициях интеракционизма самопрезентация рассматривается как средство формирования Образа Я и поддержания самооценки. Вслед за У. Джемсом , Г. Мид и Ч. Кули поддерживали идею о том, что в социальном дискурсе и взаимодействии для человека является характерным демонстрировать различные социальные лица различным партнерам, чтобы представить себя наиболее выгодным образом и произвести наилучшее впечатление, а затем сформировать собственное представление о себе, рефлексируя мнения и поведение окружающих [24].
Мы сталкиваемся с явлением самопрезентации ежедневно, часто даже не подозревая, что в своем подсознании мы сформировали проект собственной презентации. Этот вид презентации называется «естественное самопрезентация». Но кроме этого подобное утверждение о себе — не единственная стратегия личности. Существует также заранее спланированная, продуманная тактика позиционирования своего человека, которая называется «искусственная презентация».
Ученики младшего школьного возраста в первую очередь ещё учатся познавать свою личность, так что этот фактор является первостепенным при обучении ребёнка публичным выступлениям. Ведь невозможно рассказать о том, чего вы никогда не видели, не встречали, незнакомы в принципе со свойствами объекта, который предстоит представить. Так что помощь учителя должна быть направленной в первую очередь в раскрытии личности ребёнка касаемо той темы, которую он собирается представлять.
Например, ученику первого класса необходимо подготовить доклад о своих любимых бабочках. Это будет невозможно совершить без прочтения ребёнком необходимой литературы, а также длительных бесед и рассуждения, какое насекомое понравилось ему, почему и как оно выделяется среди других. Это и является своего рода подготовкой к публичному выступлению младшего школьника – крепко запомнившиеся выводы позволят ему сказать несколько предложений. Рассмотрим подробнее особенности развития детей в младшем школьном возрасте.
Младшим школьным возрастом считается возраст детей от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного физического развития [3].
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких проходит довольно равномерно и пропорционально.
В младшем школьном возрасте происходит функциональное улучшение мозга — аналитическая и систематическая функция коры головного мозга; Соотношение процессов возбуждения и торможения постепенно меняется: процесс торможения усиливается, хотя процесс возбуждения все еще преобладает, делая младших школьников очень возбудимыми и импульсивными [24].
Посещение школы вносит самые важные изменения в жизнь ребенка. Весь образ жизни, его социальный статус резко меняется. Основным, ведущим видом деятельности в настоящее время является обучение, важнейшая обязанность — обязанность учиться, приобретать знания. А обучение — это серьезная работа, требующая организованности, дисциплины и сильной воли ребенка. Ребенок вступает в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет. Ождение в коллективе воспроизводит на школьника постоянное давление, требуя ежедневно презентовать себя, свои познания и уметь их оформлять, что напрямую связано с самопрезентацией.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы