Курсовая с практикой на тему Самопознание школьниками своих индивидуальных особенностей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОПОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Самопознание как психологический феномен 5
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста 8
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОПОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1. Организация эмпирического исследования проблемы 16
2.2.Анализ результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Актуальность исследования обусловлена следующими факторами. Известно, что формирование личности начинается в школьном детстве, но и младший школьный возрастной период является сенситивным для развития ребенка в целом и его самопознания в частности. Как подчеркивают отечественные исследователи, самопознание формируется и функционирует во взаимосвязи с такими психическими процессами, как мышление, память, внимание, ощущение, восприятие, а также с эмоционально–волевой сферой личности. При этом самопознание является важным показателем личностного развития ребенка.
Проблема самопознания не нова и рассматривается она в целом ряде психолого-педагогических исследований. Важным для научно-практического изучения этой проблемы является утверждение С.Л. Рубинштейна о том, что самопознание – это стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Вместе с тем в современной зарубежной и отечественной литературе нет единого подхода к определению самопознания. Так, по мнению Кристофера Мрука, определений самопознания столько, сколько самих исследователей этого феномена. Нет и единого мнения о природе, значении и механизмах самопознания (Ананьев Б.Г Божович Л.И, Неймарк М.С, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Серебрякова).
Цель данной работы — изучить роль оценки в становлении самопознания младшего школьника.
Объектом исследования является самопознание как устойчивая, переживаемая система представлений человека о самом себе.
В качестве предмета исследования выступает роль оценки в становлении самопознания детей младшего школьного возраста
Была сформулирована следующая гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с низкими оценками чаще встречается неадекватная самопознание в форме завышенной и заниженной.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Проведение теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования самопознания;
2. Выявление особенностей развития детей младшего школьного возраста.
3. Изучение влияния роли оценки в становлении самопознания младшего школьника.
При написании работы использованы такие методы исследования, как:
1. Теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: методика «Самопознание мотивации» (Е.Л.Шепко) методика «Я–концепция» ( Т.В.Дембо-С.Я. Рубинштейн ); методика «Лесенка» (В. Г. Шур); методика «Три оценки» по аналогии А.И. Липкиной;
Теоретические основы исследования. В основу работы легли исследования следующих авторов: общее представление и структура самопознания (Н. Л. Белопольская, А. К. Болотова, О. В. Истомина, В. А. Коваленко и др.); особенности самопознания у детей младшего школьного возраста (Н. Л. Белопольская, Е. Н. Васина, Б. С. Волков, В. В. Левченко и др.); исследование самопознания детей (Т.Г. Бобченко , А. Н. Взяткина , Н. А. Дорошина , Т.В. Захарова , О. В. Истомина , Е. С. Клочкова , Т. В. Коротковских и др.)
Базой исследования стала СОШ №2. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста 8-9 лет:
1 группа: 12 детей, получающих оценки «4» и «5»;
2 группа: 12 детей, получающих оценки «3.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике психологов школ, а также учителей начальной школы.
Структура работы представлена введение, двумя главами, объединяющими четыре параграфа, заключения, списка литературы.
Заключение:
Младший школьный возраст – последний из периодов школьного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самопознаниех.
Школьный возраст является начальным периодом осознания ребенка самого себя, оценки своих потребностей и возможностей. В данном периоде необходимо заложить основы для развития адекватной самопознания, которая поможет ребенку реально оценивать свои силы, умения и достигать поставленные цели. Оценка ребенка старшего школьного возраста самого себя во многом зависит от оценки педагога или взрослого. Заниженная и завышенная самопознание не желательны. Завышенная – преувеличивает возможности и собственные силы, но способна мобилизовать силы ребенка в организации деятельности. Заниженная самопознание в некоторой степени тормозит развитие ребенка. Формируя представления о себе у ребенка, он учится критически оценивать окружающих и их оценку. Ребенок в данном возрасте свои умения и способности отождествляет с собой в целом.
К сожалению, следует констатировать, что в литературе в очень малом количестве представлены эмпирические исследование особенностей самосознания школьников со сниженной успеваемостью.
Личность ребенка со сниженной успеваемостью характеризуется специфическими особенностями, среди которых заниженная самопознание, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности. Но многие исследователи считают, что у детей со сниженной успеваемостью преобладает завышенная самопознание. Они склонны переоценивать свои силы, умения. Дети пытаются занять лидерские позиции в группе. Негативно относятся к замечаниям по поводу результатов деятельности или своего поведения.
То есть, исследований самопознания детей младшего школьного возраста со сниженной успеваемостью на сегодняшний день не так много, и они носят противоречивый характер. В ходе нашего исследования нами были подобраны и проведены методики направленные на изучение особенности самопознания у детей школьного возраста. Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу. На основании проведенного исследования нами было установлено, что у детей школьного возраста со сниженной успеваемостью наблюдается, сочетание следующих особенностей самопознания: при неадекватном уровне притязаний, по сравнению с реальными возможностями, школьникам со сниженной успеваемостью при выполнении заданий требуется эмоциональное подкрепление в правильности своих действий, а иногда постоянное руководство со стороны педагога, так как дети не могут контролировать правильность своих действий. При оценке своей работы дети неадекватно завышали себе оценку, а при указании на ошибки и дополнительную помощь неадекватно занижали себе первоначальную отметку с «пятёрки» до «двойки». Основным мотивом к деятельности у детей со сниженной успеваемостью являлся мотив «достижение успеха отношения», с установкой на познавательную активность и желание быть первым. Дифференцированность самопознания у детей со сниженной успеваемостью проявляется в «самокритичности» детей, однако при определении самопознания начинают с идеальной и лишь, затем отмечают реальную. Дети считают, что все окружающие оценивают его одинаково хорошо, только некоторые дети или взрослые относятся к нему хуже, чем другие. Таким образом, у детей школьного возраста со сниженной успеваемостью самопознание качественно отличается от детей с нормальным развитием: школьники со сниженной успеваемостью имеют либо заниженную, либо завышенную самооценку. Наша гипотеза доказана. Полученные данные необходимо учитывать при проведении коррекционно-развивающих занятий с использованием предложенных игр, упражнений, бесед, этюдов для занятий в школе учреждении и в семье.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОПОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Самопознание как психологический феномен
Существуют разные подходы к рассмотрению самопознания. Так, например Н. Я. Бондаренко считает, что самопознание – это осознание самим собой своих способностей, физических характеристик, степени нравственности поступков и качеств [5, с. 101].
Анализ теоретических источников показывает, что в научной литературе наряду с понятием самопознания широко используются следующие термины: «самоуважение», «самоотношение», «чувство собственного достоинства», «самопринятие», «самоэффективность», «Я-Концепция», «образ-Я», «удовлетворенность собой», «чувство собственной компетентности» и другие (Н. Л. Белопольская [1], А. К. Болотова [4], О. В. Истомина [19], В. А. Коваленко [21] и др.). Причем одни авторы рассматривают их как синонимы самопознания, другие не считают их рядоположными, придавая им оттенки других значений, соответствующих особенностям научных контекстов.
Согласно американскому философу и психологу Уильяму Джеймсу, самооценку (чувство собственного достоинства, самоуважение, удовлетворенность жизнью и т.п.) можно представить в виде дроби, в числителе которой находится успех, а в знаменателе: притязания личности [14, с. 56].
С. М. Малакуцкая видела воспитание самопознания через переживание неполноценности и беспомощности по сравнению с остальными в детстве, что для него является «началом продолжительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также тяготение к совершенству и безукоризненности» [28, с. 95].
По мере взросления индивида его самоотношение, кроме эмоциональных характеристик, приобретает оценочные, но ядро самоотношения по-прежнему является эмоциональным (К.Е. Изард, М.И. Лисина) [18].
По мнению Л.И. Божович, стабильная самопознание вырабатывается под воздействием оценки окружающих и личной оценки своей деятельности. Если ребенок не умеет подвергать анализу собственную деятельность, а оценка со стороны окружающих изменяется в негативном для него направлении, появляются острые аффективные волнения, негативные формы поведения. Рассматривая и обобщая исследования отечественных и зарубежных ученых, Л.И. Божович предполагает структурно-динамическую модель самопознания как системного образования.
Соответственно ей, самопознание представляет собой форму отображения человеком самого себя как особенного объекта познания, репрезентирующую принятые им ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно сформированные требования к поведению и деятельности; является социальным образованием, функционирующим как компонент самосознания и участвующим в саморегуляции [28, с. 96].
Итак, обнаружено, что данный феномен анализируется разными учеными в зависимости от подхода, в котором они работают, поэтому мы и встречаем с многообразием понятий, которые стараются раскрыть это явление с разнообразных сторон.
О.Н. Молчанова считает, что самопознание, как психологическая категория, находится в структуре основы личности, является основой самосознания, складывается с детского возраста через тягу к превосходству как важнейшей мотивационной силой под воздействием социальной ситуации развития и значимых других, тесно взаимосвязана с ценностями личности, мотивацией, «Я-Концепцией», аффективными переживаниями [31].
Структура самопознания представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отображает знания человека о себе, второй — его отношение к себе как меру удовлетворённости собой. В деятельности самооценивания эти компоненты действуют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. Ядро когнитивного компонента самопознания составляют операции сравнения себя с прочими людьми, сравнение собственных качеств с выработанными эталонами, сосредоточение вероятной рассогласованности этих величин [30].
С. М. Малакуцкая утверждает, что самопознание сформированного индивида образует сложную систему, содержащую общую самооценку, которая отображает уровень самоуважения, единое принятие или непринятие себя, и частные самопознания, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности некоторых видов деятельности [28, с. 97].
По характеру временной отнесенности выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная самопознание. Для исследования вопросов самопознания немалое значение также имеют изучения средств самопознания. В качестве средств или стандартов самопознания применяются такие параметры как: ценностные ориентации, и идеалы личности, мировоззрение, уровень притязаний, «Я-Концепция», требования, предъявляемые коллективом.
Согласно И.С. Кону самопознание становится относительно самостоятельным когнитивно-ценностным образованием в том возрасте, когда сознание ребёнка приобретает способность отделять предмет от действия, цель от предмета, выделять эталон оценки, с которым сопоставляются предметы, результаты действий и т. д. [22, c. 83].
В процессе самооценивания выделяют несколько условных фаз протекания:
1) сосредоточение сознания на себе;
2) собственный процесс оценивания;
3) аффективно-регулирующая реакция, возникающая в ходе осознания соответствия или несоответствия результата оценивания с требуемыми для действия или деятельности качествами;
4) действия или деятельность из-за соответствия или расхождения результатов сличения качеств у субъекта и требуемых от него (Л. И. Божович, А. И. Липкина, А. В. Захарова, С. Дюваль, Р. Виклунд). Суть самооценивания в этом случае — переживаемый процесс соотнесения, сравнения, сопоставления, анализ и синтез своих отдельных наличных свойств, а также потребностей, способностей относительно определенного эталона, в качестве которого могут выступать свойства отдельных людей, свой опыт, ожидаемые результаты. Самопознание же — результат самопознания через частные, а затем — обобщенные самооценивания. По мере социального созревания личности, ее частные самопознания и самопознание себя как целостности выступают эталоном и оценивания других.