Курсовая с практикой на тему Самооценка личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И ДИНАМИКИ ЕЕ РАЗВИТИЯ 5
1.1 Изучение понятия самооценки личности: основные направления и проблематика исследований 5
1.2 Основные направления исследований в области развития самооценки личности 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 17
2.1. Цели и задачи практического исследования 17
2.2 Методы исследования самооценки 18
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ 25
3.1 Описание и анализ полученных результатов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение:
Современный темп жизни общества задает высокие стандарты и критерии успешности и обеспечения собственного благополучия, создавая высокий уровень конкуренции, а также высокую напряженность на уровне общества в целом, и индивидуального сознания в частности. Одной из главных характеристик личности, имеющей отношение к успешности, стрессоустойчивости и психологическому благополучию считается самооценка. Говоря о самооценке как предмете научного исследования, мы неизбежно сталкиваемся с многоаспектностью и многозначностью его определения.
Вышеуказанными положениями и определяется актуальность настоящего исследования.
Цель работы – анализ динамики развития самооценки личности студентов-психологов в период обучения в ВУЗе.
Предмет исследования – особенности самооценки личности студентов-психологов. Объект исследования — студенты-психологи в период своего обучения в ВУЗе (первый и последний курсы)
Поставленная цель определила конкретизацию следующих задач исследования:
1) Проанализировать понятия о самооценке личности и динамики ее развития.
2) Рассмотреть основные направления психологических исследований в области развития самооценки личности.
3) Провести анализ основных характеристик развития самооценки личности студентов-психологов в период обучения в ВУЗе.
4) В практическом исследовании определить характерные особенности динамики самооценки личности студентов-психологов на начальном и завершающем этапах своего обучения.
Гипотеза: существуют различия в критериях самооценки студентов-психологов в период их обучения, т.е. сам компонент самооценки не является в структуре личности статичным, оно может меняться под влиянием условий социальной среды.
Новизна исследования заключается в том, что в современной научной литературе в существенной мере описаны вопросы самооценки личности, но до конца еще не определены характерные особенности динамики самооценки у студентов-психологов в период их обучения.
Анализ понятия о самооценке, а также основных компонентах и механизмах ее формирования представлен в работах С. Р. Пантелеева, М. Розенберга, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столина, Е.Т. Соколовой, К.Хорни, И.И. Чесноковой, И. Эриксона и др. При этом разные исследователи по-разному оценивают место, занимаемое студенческим периодом в общем цикле развития личности. Они понимают это и как заключительный этап подготовки к вступлению в самостоятельную деятельность и социальную жизнь (С.В.Черенкова); и как значительный этап развития личности как субъекта труда, познания и в целом общения (А.В. Иващенко, В.П. Ижицкий, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик); и как период самоопределения и призвания к профессиональной деятельности (Е.А. Михайлычев) и т.д.
Методы исследования:
1) метод теоретического анализа;
2) метод наблюдения;
3) тестирования;
4) методы количественного и качественного анализа результатов.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения психолого-педагогической программы по формированию позитивной самооценки студентов.
Заключение:
Одним из существенных отношений социального бытия личности представляется ее собственное отношение к себе. Абсолютно каждое проявление личности как субъекта социальной действительности сопровождается включением в этот процесс его самооценки. Именно позитивное устойчивое самоотношение находится в основании веры индивида в собственные возможности, самостоятельность, энергичность, имеет тесную связь с его готовностью к риску, детерминирует его оптимизм в отношении ожидания определенной успешности собственных действий в ситуации неопределенности и нестабильности.
На сегодняшний день объектом пристального внимания среди современных исследователей во многих науках и предметных областях пользуется глобальная проблема влияния самооценки на социальное поведение человека. В общем плане, феномен самооценки представляется как комплексная система эмоционально-ценностных личностных установок в отношении собственного «Я». Она определяется как многомерное динамическое системное образование, в структуру которого включены такие компоненты как позитивное самоотношение (т.е. самоуважение и аутосимпатия) и негативное самоотношение к себе (самоуничижение).
Как базовая категория самооценка в отечественной и зарубежной психологической науке анализируется в качестве одного из компонентов самосознания вместе с самопознанием и самоконтролем, или также в качестве одного из главных видов общественных отношений вместе с субъект-субъектными и субъект-объектными категориями отношений.
В целом самооценка личности в современной науке трактуется как довольно сложное когнитивно-аффективное образование, основная зрелость которого детерминируется качеством взаимосвязи и уровнем согласованности ее составляющих компонентов. Ее структура определяется как состоящая из двух частей — рационального отношения к себе как к активному субъекту социальной активности («образ — Я») и эмоционально-ценностного восприятия себя – в форме переживания и оценки своей значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я».
В общую структуру профессиональной направленности включены профессиональные ценностные ориентации, интересы и установки, мотивы и отношения. И именно в процессе профессионального личностного становления данные компоненты трансформируются, образуют различные сочетания и связи, что в итоге ведет к формированию относительно устойчивых комплексов направленности.
Большинством современных исследователей – и отечественных, и зарубежных — самооценка как основополагающая категория в структуре общественной личности трактуется как ведущий фактор психического здоровья и полноценного профессионального и личностного развития.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И ДИНАМИКИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1 Изучение понятия самооценки личности: основные направления и проблематика исследований
К настоящему времени в современной психологической науке присутствует значительное количество теоретических и практических исследований, в которых установлена взаимосвязь между отношением личности к себе как к субъекту социальных отношений и ее поведением. В данных исследованиях отмечается, что самоуважение личности представляется важнейшим условием ее активности, результативности и эффективности в деятельности, реализации креативного собственного потенциала, а также существенно влияет на свободу выражения чувств и уровень самораскрытия в процессе коммуникаций.
Одним из существенных отношений социального бытия индивида является его собственное отношение к себе. Абсолютно каждое проявление личности как субъекта социальной действительности сопровождается включением в этот процесс его самооценки. Самооценка является для психологической науки довольно традиционным объектом исследования и не пропадает из ее поля зрения со времен У. Джеймса. За данное время были накоплены различные многоаспектные теоретические и экспериментальные результаты изучения самооценки как объекта психологического анализа, выявлены и конкретизированы детальные механизмы ее формирования, а также особенности функционирования и строения. В настоящее время, стоит заметить, повышенным вниманием среди современных исследователей во многих науках и предметных областях пользуется глобальная проблема влияния самооценки на социальное поведение человека, особенно на его асоциальные или делинквентные формы.
Впервые в отечественной психологии термин самооценка в качестве самостоятельной психологической категории, которая не сводится ни к самопознанию, ни к самосознанию, ни к эмоциональному отношению к себе или действиям относительно самого себя, было применено исследователем Н.И. Сарджвеладзе в 1974 г. Данное понятие было описано им через категорию установки как общего и единого алгоритма развития и формирования всей системы многообразных отношений индивида, в которую понятие самооценки включено как основной неотъемлемый его структурный элемент. Самооценка интерпретируется самим субъектом как некоторое комплексное интегральное чувство «за» или «против» собственного Я.
В отечественной психологической литературе понятие самооценки представляет определенное переживание и относительно устойчивое чувство, которое пронизывает личностное самовосприятие и «Я-образ» субъекта. В работе отечественного исследователя И.И. Чесноковой самооценка предстает собой определенный вид эмоционально-чувственных переживаний разного уровня осознанности, в которых отражается собственное отношение человеческой личности к тому, что она узнает и понимает, открывает относительно самой себя, т.е. самые разнообразные виды и формы самоотношения.
В контексте настоящего исследования представляется довольно важным рассмотреть более подробно вопрос о том, какие в психологической науке присутствуют подходы к определению категории самооценки. Так, В.В. Столин самооценку трактует как лежащее на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое отражение личностного смысла «Я» для самого субъекта, которое является результатом и интегратором механизмов личностного самосознания в процессе социальной жизнедеятельности [23, с.61].
С.Р. Пантилеев представляет в своих исследованиях понятие самооценки как некоторую эмоционально-оценочную подсистему всего самосознания личности, качественное выражение смысла «Я» для субъекта. По мнению другого исследователя И.С. Кона самооценка представляет собой итоговое измерение «Я», которое выражает некоторую меру принятия или непринятия человеком самого себя, производное от совокупности различного плана самооценок [25, с.116].
И.И. Чеснокова, утверждает, что самооценка — это специфический вид эмоционально-чувственных переживаний, в которых определяется отношение личности к самой себе, т.к. наиболее центральное звено ее внутреннего психического мира. Отечественные исследователи В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.П. Никитина определяют следующие компоненты самооценки, которые образуют собой целую структуру [17, с. 62]:
1) самопринятие;
2) самоуважение;
3) интерес к себе;
4) самолюбие;
5) самоудовлетворенность;
6) самоутверждение.
Стоит отметить, что в настоящее время в современной психологии нет единого подхода к определению такого феномена как отношение личности к себе, при этом несмотря на то, что данный феномен активно и систематически изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. В этой связи можно назвать такие понятия как обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное самоотношение, собственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др.