Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Самоактуализация у подростков с девиантным поведением

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН САМОАКТУАЛИЗАЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Понятие «самоактуализация» в психологии 5
1.2. Основные подходы к изучению и пониманию феномена самоактуализации 8
1.3. Обзор современных исследований самоактуализации 12
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ НАУКАХ 14
2.1. Понятие «девиантное поведение» в философии, праве, социологии и психологии 14
2.2. Теоретические подходы к пониманию и объяснению девиантного поведения 17
2.3. Виды девиантного поведения 20
2.4. Особенности девиантного поведения у несовершеннолетних 22
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 25
3.1. Проблема самоактуализации в подростковом возрасте 25
3.2. Анализ современных исследований самоактуализации у подростков 27
3.3. Специфика самоактуализации у подростков с девиантным поведением 27
3.4. Механизмы самоактуализации при различных видах отклоняющегося поведения 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Самоактуализация как осознание и развитие личностью своего собственного потенциала позволяет эффективно воплощать свои способности в личном и профессиональной жизни, испытывать удовольствие от собственных достижений. Именно поэтому усиление внимания к проблеме самоактуализации личности и объясняется, на наш взгляд, пониманием ее определяющей роли в жизнедеятельности человека. По мнению многих исследователей, именно такой подход к толкованию этого понятия позволит выявить его сущность, определить систему психологических категорий, раскрывающих его содержание и психологические детерминанты.
Следует отметить, что в зарубежных психологических исследованиях не существует единого определения самоактуализации. Наряду с термином «самореализация» используются близкие к нему термины «самореализация», «саморазвитие» и другие.
Взгляды на феномен и природу самоактуализации, особенности ее проявления в жизни и деятельности человека достаточно подобны в работах представителей различных зарубежных философских и психологических направлений (К. Гольдштейн [цит. по 5], А. Маслоу [8], К. Роджерс [9 ], В. Франкл [12] и др.).
Таким образом, содержание понятия «самоактуализация» во многом совпадает с другими понятиями в том его аспекте, который касается саморазвития, раскрытия латентных и явных потенций личности.
С нашей точки зрения, можно исходить из того, что термины «самоактуализация», «самореализация» и другие, указанные выше, являются, по сути, синонимами, а разница в названии является отражением проблемы отсутствия единого определения того, что же является содержательной характеристикой личностного роста.
Объектом исследования являются подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования – процесс самоактуализации личности у подростков с девиантным поведением.
Цель исследования – выявление особенностей самоактуализации личности у подростков с девиантным поведением.
Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Раскрытие понятия «самоактуализация» и обобщение исследований данного феномена.
2. Описание и систематизирование подходов к пониманию и изучению девиантного поведения.
3. Систематизирование различных видов девиантного поведения.
4. Анализ и описание психических особенностей подросткового возраста, включая факторы формирования девиантного поведения.
5. Раскрытие особенностей самоактуализации у подростков с девиантным поведением.
Исследование произведено при помощи следующих методов: анализ научной литературы, эксперимент.
Гипотеза исследования: процесс самоактуализации личности у подростков с девиантным поведением будет проходить успешнее при условии использования коррекционных технологий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в дальнейших научных работах, статьях, эссе, посвящённых проблеме исследования.
Структура исследования определяется избранной для рассмотрения в нём тематикой. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Самоактуализация как осознание и развитие личностью своего собственного потенциала позволяет эффективно воплощать свои способности в личном и профессиональной жизни, испытывать удовольствие от собственных достижений. Именно поэтому усиление внимания к проблеме самоактуализации личности и объясняется, на наш взгляд, пониманием ее определяющей роли в жизнедеятельности человека. По мнению многих исследователей, именно такой подход к толкованию этого понятия позволит выявить его сущность, определить систему психологических категорий, раскрывающих его содержание и психологические детерминанты.
Следует отметить, что в зарубежных психологических исследованиях не существует единого определения самоактуализации. Наряду с термином «самореализация» используются близкие к нему термины «самореализация», «саморазвитие» и другие.
В общем, самоактуализация рассматривается как внутренняя активность личности, актуализация внутреннего положительного и творческого стремления к росту, развитию, психологической зрелости и компетентности. Это процесс постижения собственных потенциальных возможностей и смыслов, перевод их из состояния потенциального в актуальное и воплощение в реальных условиях окружающей действительности.
Границы между положительной и отрицательной формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. В случае, если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих людей, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие «нарушение правил», или провести переоценку социальных норм. В последнем случае поведение, которое ранее считалось девиантным, оценивается как новая норма.
Отклоняющееся поведение является результатом нарушений в ходе социализации. В данном случае речь идет о социальной дезадаптации школьников, то есть таком их приспособлении их к социальной среде, при котором они приобретают черты негативного социального опыта, что приводит к их дальнейшим противоправным поступкам, поведению.
Необходимо еще раз отметить, что девиантное поведение наблюдается у подростков чаще, чем в других возрастных группах. Одна из причин – социальная незрелость и физиологические особенности организма, который формируется. Проявляются они в стремлении испытать новые ощущения, в любознательности, любопытстве, недостаточной способности прогнозировать последствия того или иного действия, в повышенном желании независимости. Подросток не всегда соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество по выполнению им определенных общественных функций; сам же он, в свою очередь, считает, что не получает от общества того, что добивается.
Тщательно исследовав уровни развития жизненных ориентаций и ценностей девиантных подростков, мы обнаружили, что наиболее выраженными и развитыми являются индивидуалистические ценности (ценности потребления), соответствующие первой степени развития сознания человека – эгоцентризму.

   

Фрагмент текста работы:

 

<p>ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ</p>
<p>1.1. Понятие &laquo;самоактуализация&raquo; в психологии <br />В психологической науке и практике понятие самоактуализации используется довольно широко. В силу априорной сложности и из-за применения категории самоактуализации в различных областях научного знания существует целый ряд трактовок её семантики. Обозначим основные значения (и их поля), вкладываемые в термин &laquo;самоактуализация&raquo;.<br />В некоторых зарубежных и российских исследованиях делается попытка дифференцировать понятия &laquo;самоактуализация&raquo; и &laquo;самореализация&raquo;. Однако данные этих исследований иногда противоречат друг другу, поэтому пока эта задача остается нерешенной.<br />Для осуществления сравнительного анализа подходов зарубежных авторов о сущности самоактуализации личности, нами были выделены следующие критерии: суть процесса самоактуализации личности; ее основные уровни и формы.<br />Теоретический анализ проблемы самоактуализации позволил нам выделить два основных направления исследований этого процесса в зарубежной психологии: психодинамическое и гуманистическое. Проблема самоактуализации личности в бихевиорально-когнитивном направления исследований в зарубежной психологии практически не рассматривалась, поэтому мы оставили ее вне анализа.<br />Прежде всего рассмотрим толкование процесса самоактуализации в психодинамическом направлении, к которому относятся работы А. Адлера [1], Э. Эриксона [16], Х. Когут [Цит. по 6], Э. Фромма [13], К. Хорни [14], К. Юнга [17] и др., а затем в гуманистической психологии (работы А. Маслоу [8], Г. Олпорт [Цит. по 11], К.Р. Роджерса [9], В. Франкла [12], Э. Шостром [15] и др.).<br />Большинство исследователей психодинамического направления склоняются к мнению, что самоактуализация &ndash; это процесс личностного самосовершенствования, преодоления личностью комплекса неполноценности, защитных механизмов, стремление к личностной целостности и зрелости.<br />В общем можно говорить о том, что в классическом и современном психоанализе основной акцент делается на уникальности и целостности каждой личности, стремящейся к самосовершенствованию, самоактуализации. Например, А. Адлер считал стремление к совершенству основной тенденцией развития личности человека [1]. Психологический рост личности (самоактуализацию) он определял как конструктивное стремление к совершенству, движение от центрированности на себе и целей личностного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития [1].<br />А. Адлер выделил следующие этапы самоактуализации, которые не исключают друг друга и не имеют строгой последовательности, но прохождение через которые позволяет человеку достичь значительных высот в личностном, профессиональном и социальном развитии: признание своего несовершенства (осознание комплекса неполноценности) развитие социального интереса; направленность стремлений на преодоление жизненных проблем; формирование чувства принадлежности и сотрудничества; отказ от ложных ценностей; формирование не только личностных, но и социально значимых целей и ценностей; выбор личностного развития, самоактуализации как цели; принятие творческих, самостоятельных и выборочных решений на пути достижения поставленных целей [1].<br />Именно А. Адлер впервые определил и наиболее подробно проанализировал социальный компонент реализации индивидом своего личностного потенциала и обосновал важность достижения социально значимых целей для личностного роста.<br />Итак, самоактуализация по А. Адлеру &ndash; это социальный процесс определенного альтернативного выбора, который личность делает под влиянием жизненных противоречий и задач и с учетом ценностей, образа жизни и обязательно социального интереса (ведь самоактуализация всегда имеет социальный оттенок).<br />Согласно К. Юнгу, конечная жизненная цель личности &ndash; это полная реализация &laquo;Я&raquo;, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида [17]. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается в течение всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуализация. Итогом осуществления индивидуализации К. Юнг называл самореализацию.<br />Самоактуализация (индивидуализация и &laquo;полная реализация&laquo; Я &raquo;&raquo;), по К. Юнгу &ndash; это становление единого, неповторимого и целостного индивида, сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности. Это раскрытие изначальной врожденной целостности личности, ее эволюция в течение жизни. <br />Таким образом, по К. Юнгу, самоактуализация в конечном итоге предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности [17]. Также надо добавить, что, по мнению К. Юнга, достижение самоактуализации через процесс индивидуации требует определенного терапевтического вмешательства, направленного на расширение сознания личности благодаря осознанию бессознательного.<br />В теории К. Хорни в основу понимания самореализации легла концепция &laquo;реального собственного &laquo;Я&raquo;&raquo;, которое не является фиксированной структурой, а выступает набором присущих человеку потенций (таких как темперамент, способности, склонности и др.), что является частью нашей наследственности и требует благоприятных условий для развития [14].<br />Актуализация &laquo;реального собственного &laquo;Я&raquo;&raquo;, по К. Хорни, осуществляется через взаимодействие с внешним миром, который предлагает различные пути развития. Человек по своей природе, считает К. Хорни, добровольно стремится к самоактуализации, и его система ценностей вырастает из этого стремления.<br />Таким образом, в теории К. Хорни самоактуализация &ndash; это реализация личностного потенциала, путь от бессознательного &laquo;идеализированного образа&raquo; к &laquo;реальному собственному &laquo;Я&raquo;&raquo;. К основным составляющим этого процесса, как отмечает К. Хорни, принадлежат следующие: осознание своих потребностей, осознание противоречивых факторов своего существования; гибкость, подвижность, способствующие преодолению внутреннего конфликта, что в результате позволит личности эффективно взаимодействовать с внешним миром, вернуться к душевной гармонии, гармоничной внутренней коммуникации.<br />Э. Эриксон связывает понятие самоактуализации с понятием идентичности. Он определяет самоактуализацию как &laquo;преодоление границ&raquo; своей идентичности, настоящее достижение действительной индивидуальности и выход за ее пределы [16].<br />Э. Фромм говорит о том, что самоактуализация &ndash; это процесс реализации природного потенциала личности, развитие &laquo;позитивной свободы&raquo; в социальном бытии с помощью спонтанной активности [13].<br />Х. Когут, который является представителем современного психоанализа и автором психологии самости, определяет самоактуализацию как нарциссическое желание, которое реализуется в развитии самости личности, стремление к самосовершенствованию, последовательно интегрированное в сознательную личность [цит. за 6].</p>

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы