Курсовая с практикой на тему Самоактуализация личности в период зрелости.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЖХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМОАКУТАЛИЗАЦИИ В ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ.. 6
1.1.
Самоактуализация личности. 6
1.2.
Развитие личности в период зрелости. 13
Выводы
по первой главе. 16
ГЛАВА
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В
ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ.. 17
2.1.
Организация и описание исследования. 17
2.2.
Обоснование и выбор методов и методик исследования. 19
2.3.
Представление и анализ результатов исследования. 20
Выводы
по второй главе. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
ЛИТЕРАТУРА.. 24
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. 27
Введение:
Актуальность исследования.
Период взрослости является наиболее длительным периодом жизнедеятельности
человека, характеризующимся высоким уровнем самоакутализации, развития его
физических и интеллектуальных возможностей, творческих, профессиональных и
духовных достижений. Для этого этапа характерно возникновение специфических
особенностей Я-концепции, побудительной и эмоциональной сфер личности,
содержательных изменений образа жизни (создание семьи, формирование семейных
отношений, выполнения родительских функций, карьерная реализация, творческие
достижения и т.д.).
Взрослость – возрастной этап
социально-психологического становления человека, в результате которого человек:
1) приобретает новый характер развития, в
меньшей степени связан с физическим ростом, больше – быстрым когнитивным
совершенствованием (самоактуализацией);
2) занимает позицию полноправного субъекта
общественной и профессиональной жизнедеятельности;
3) обладает соответствующей степенью
социальной и профессиональной компетентности для принятия жизненно важных
решений;
4) способен отвечать за свои
внутренние мотивированные решения;
5) способен самостоятельно реализовывать
определенные планы, предвидеть последствия своих решений и нести за них
ответственность (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И.
Анциферова, И.С. Кон и др.).
В психологической литературе используются
термины «взрослость» и «зрелость». Довольно часто эти термины употребляют как
синонимичные: вместо понятия «зрелость» используют понятие «взрослость», а
зрелость понимается как качество в психическом развитии человека. По мнению
Б.Г. Ананьева, который исследовал зрелость на уровнях индивида, субъекта
деятельности, личности и индивидуальности, замена понятия «зрелость» понятием
«взрослость» неравноценная и неприемлема, поскольку исключает из круга научных
исследований проблему «зрелости» как таковой [цит. по: 17, с. 83]. Иными словами,
зрелость, по мнению Б.Г. Ананьева, является новообразованием периода
взрослости, его «целью».
Русский философ И.А. Ильин также
разграничивает взрослость и зрелость как два самостоятельных периода
человеческой жизни, которые идут друг за другом. Взрослый человек, за И.А.
Ильиным, имеет время «… для завершения личностного характера, нахождение своих
сил и способностей, это время интересных замыслов и перспектив, при вступлении
в брак и рождении первого ребенка. Счастье начала жизни и радость завершенной
любви». Зато, зрелый человек имеет время «… для опубликования главных трудов
и воспитания нового поколения, время достижений, признание и восхождение …
счастье зрелых и совершенных творений» [16]. Таким образом, ссылаясь на И.А.
Ильина, мы видим, что взрослость – пора целеполагания и поиска назначения,
зрелость – пора достижений и расцвета способностей.
В целом понятие «зрелость» в возрастной
психологии не систематизировано, поэтому актуальным остается вопрос обобщения и
систематизации специфики развития личности в период зрелости.
Цель исследования
состоит в выявлении уровня самоактуализации личности в период взрослости.
Объект исследования
– личность в период взрослости.
Предмет исследования
– самоактуализация личности в период взрослости.
Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что существует связь между уровнем
самоактуализации и успешностью в профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность самоактуализации
личности.
2. Описать особенности развития личности в
период зрелости.
3. Организовать и провести исследование
самоактуализации личности в период взрослости.
Методы исследования:
– организационные – сравнительный;
– эмпирические – тестирование, эксперимент;
– методы обработки данных – количественные
и качественные.
Методика исследования: тест
«Самоактуализация личности» А.В. Лазукина (в адаптации
Н.Ф. Калина).
База исследования:
___________________________________________.
Выборка исследования.
В данном эмпирическом исследовании приняли участие 15 человек в возрасте 30-35
лет
Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в
дальнейших разработках данного вопроса; в возможности использования результатов
исследования в качестве лекционного материала для студентов-психологов.
Структура курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,
одного приложения. Основной текст представлен на 30 страницах, содержит 2 таблицы,
1 рисунок. Список литературы включает 30 наименований источников.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать
ряд выводов.
Личность представляет собой абстракцию,
основанную на выводах, полученных в последствии наблюдений за поведением
человека. Многие ученые подчеркивают важность рассмотрения личность в
соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития.
Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния
внутренних и внешних факторов, к которым относятся генетическая и биологическая
предрасположенность, социальный опыт и изменяемые обстоятельства окружающей
среды.
Анализ литературы показал, что
самоактуализация личности является процессом развития, следствием которого
является формирование нового жизненного опыта, новых навыков, нового стиля
поведения. Самоактуализация личности находит свое выражение в личностном росте
– качественных изменениях личностного потенциала, которые успешно решают
жизненные задачи и открывают богатую жизненную перспективу.
Самоактуализация – это стремление личности
к самореализации, тенденция актуализировать то, что есть в качестве
потенциальных возможностей. Люди, которые самоактуализируются, посвящают свою
жизнь поиску определенной «бытийных ценностей»: истины, красоты, порядочности,
справедливости, совершенства, доброты, простоты, всесторонности и т.д.
Развитие и самоактуализация личности
происходит в различные возрастные периоды. Самым важным периодом для
самоактуализации является период зрелости.
Зрелость – это смыслом взрослости,
физиологическое состояние человека взрослого возраста; это новообразование с
выраженной акмеологической направленностью личность; это период, в который
происходит активная самоактуализация личности.
На данном этапе психология зрелости
требует дополнений относительно современных тенденций в развитии личности и их
особенностей. Развитие личности в период зрелости обусловливается отношениями
личности с окружающими, самоактуализацией и самоотношением. Также период
зрелости характеризуется усилением социального развития личности, максимальным
включением ее в различные сферы общественных отношений и деятельности.
Для проверки теоретических положений
исследования было проведено исследование, в котором приняли участие 15 человек
в возрасте 30-35 лет, среди которых 8 мужчин и 7 женщин. Среди испытуемых 10
человек находятся в браке. Кроме этого, 4 испытуемых (27%) занимают высокие
должности и имеют достижения в профессиональной деятельности
В качестве методики исследования был
определен тест «Самоактуализация личности» А.В. Лазукина
(в адаптации Н.Ф. Калина).
Проведенное эмпирическое исследование
показало, что что 27% испытуемым (4 человека) свойственен высокий уровень
самоактуализации личности. Испытуемые с высоким уровнем самоактуализации
занимают высокие должности и имеют достижения в профессиональной деятельности.
Таким образом, гипотеза исследования
подтверждена: существует связь между уровнем самоактуализации и успешностью в
профессиональной деятельности.
Итак, цель исследования была достигнута,
задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОЖХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМОАКУТАЛИЗАЦИИ В ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ 1.1. Самоактуализация
личности На сегодня существует 48 относительно
самостоятельных теорий личности (ЗА Р.С. Немовым), и, соответственно,
соображений того, каким образом происходит ее развитие. Условно среди теорий
личности могут быть выделены психодинамические, социодинамических,
интеракционистские, экспериментальные, и не экспериментальные, структурные и
динамические.
Толкование самого понятия «личность»
отличается разнообразием и приобретает не только научный, но и метафорический
характер. У Пьера Жане, например, встречаем определения личности как «работы»,
направленной на целостность и дифференцированность. То, что мы называем
личностью, соотносится с группой общих понятий, таких как целостность,
индивидуальность, дифференцированность, это совокупность операций, больших или
малых действий, служащих индивиду для конструирования, поддержания и
совершенствования единства и дифференцированности в отношении и физического и
социального мира [12],
причем целостность у П. Жане рассматривается, скорее как некий идеал, чем
как исходный пункт развития. Личность, говорил П. Жане, это творение
человека, конструкция, которую мы выстраиваем средствами, которые есть в нашем
распоряжении, это «произведение искусства», создаваемое более или менее полно,
лучше или хуже [12].
Личность характеризуется
как целостность, самоопределяется и состоит из отношения к окружающему миру, к
другим людям и к самому себе. (О.С. Штепа). Согласно определению
Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе таких его
психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в
общественных по своей природе связях и отношениях, являются устойчивыми,
определяют нравственные поступки