Курсовая с практикой на тему Рынок медицинских услуг и характеристика отдельных сегментов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы медицинских услуг 6
1.1. Сущность медицинских услуг 6
1.2. Характеристики и свойства медицинских услуг 10
1.3. Прогнозирование спроса на медицинские услуги 16
2. Классификации элементов в сфере медицинских услуг 21
2.1. Рынок медицинских услуг: проблемы эффективного развития 21
2.2. Продвижение услуг в современном здравоохранении 25
2.3. Анализ управления развитием аптек сфере медицинских услуг 29
3. Анализ современного состояния в сфере аптек, проблем и перспектив развития 34
3.1 Организационная характеристика ООО «Аптечная сеть Оз» 34
3.2. Направления стимулирования сбыта и по продвижению медицинских услуг 41
3.3.Направления увеличения спроса на фармацевтические товары и услуги на примере 45
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения 56
Введение:
Актуальность исследования. За последние десятилетия кардинально изменилась система отечественного здравоохранения. Современным медицинским учреждениям надо вести свою работу в условиях рынка медицинских услуг.
Одним из факторов устойчивого развития России является обеспечение надлежащего состояния здоровья ее граждан. Здесь важная роль отводится системе здравоохранения и рынка медицинских услуг. Последняя сориентирована, прежде всего на человека, который требует медицинской помощи, и на врача, что ее предоставляет; на профилактику заболеваний, и их лечение, поскольку значение системы медицинского обслуживания в сохранении и возобновлении здоровья населения очень большое. Кроме того, система медицинского обслуживания выполняет и важную социально-политическую функцию, способствуя формированию чувства уверенности в будущем. К сожалению, система здравоохранения России находится не в достаточно надлежащем состоянии. Причинами этого является низкий уровень финансирования, ресурсного и правового обеспечения, диспропорции в ее структуре. Командно-административная модель управления сферой здравоохранения длительное время ограничивала ее развитие в рыночных условиях. Население нашего государства со страхом относится к изменениям в системе здравоохранения, учитывая ее коммерциализацию, поскольку существует зависимость между стоимостью лекарств, внедрением новых технологий, подходов к обследованию и лечению и ценой медицинских услуг. И только при условиях учета интересов населения, надлежащей информационной базы, прозрачности использования государственных средств, автономизации предоставления медицинских услуг, контрактных основ их предоставления создаются возможности эффективного развития системы здравоохранения, рынка медицинских услуг как на государственном, так и региональном уровне. Учитывая это возникла необходимость в разработке приемов и методов оценки функционирования системы здравоохранения, внедрения новых механизмов ее деятельности ради достижения главной цели функционирования системы здравоохранения — обеспечения надлежащего уровня здоровья населения государства.
Степень изученности проблемы в научной литературе. В современной научной литературе по экономике и управлению здравоохранением проблемы медицинских услуг рассматриваются во взаимосвязи с эффективностью: медицинской, социальной, экономической. Значительный вклад в исследование данной проблематики внесли многие ученые: О.В. Андреева, А.Б. Блохин, В.С. Васюкова, С.Л. Вардосанидзе, А.И. Вялков, В.П. Зимин, Ю.М. Комаров, В.С. Кудрин, В.З. Кучеренко, А.Л. Линденбратен, Ю.П. Лисицын, Н.Б. Найговзина, Е.В. Ползик, В.Ф. Чавпевцов, Т.В. Чернова, Н.Г. Шамшурина, Т.М. Шаровар, О.П. Щепин, А.Н. Ярошенко.
Объект исследования: деятельность ООО «Аптечная сеть Оз» — аптека «Живика».
Предмет исследования: совокупность организационно-экономических отношений для предоставления медицинских услуг.
Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических и практических аспектов проблемы рынка медицинских услуг на примере ООО «Аптечная сеть Оз» для разработки предложений по его совершенствованию.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы рынка медицинских услуг, применяемые в настоящее время; их достоинства и недостатки.
2. Исследовать практику рынка медицинских услуг, провести анализ методов, методик, порядка решения вопроса.
3.Определить современные требования к решению вопроса и разработать предложения по его совершенствованию с учетом современных требований и перспектив развития экономики для выбранного объекта — аптеки ООО «Аптечная сеть Оз».
Теоретическая и методологическая основа – использованы публикации А.В. Азарова, В.Д. Деднева, Е.В. Жилинской, Е.П. Жиляевой, Е.В. Козьминых, Ю.М. Комарова, П.П. Кузнецова, А.С. Самохвалова, Н.Г. Шамшуриной, С.Е. Шипицыной.
Информационная база исследования. Информационной базой исследования стали экономическая литература, статистическая информация, законодательные и нормативные акты РФ, монографические и диссертационные работы зарубежных и отечественных ученых, официальные статистические данные, материалы семинаров в области экономики страхования и здравоохранения, а также юриспруденции.
В курсовой работе применены различные методические подходы и методы исследования: аналитический, системный, анализа, синтеза, сравнения, логического обобщения, описательный, расчетный, графический.
Информационная база исследования сформирована на основе официальной информации, содержащейся в статистических сборниках Госкомстата РФ, материалах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Свердловской области, Федерального и Территориального фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) Свердловской области, фактических материалов, содержащихся в монографических исследованиях отечественных и зарубежных авторов, бухгалтерской и иной отчетности ООО «Аптечная сеть Оз».
Объем и структура работы. Курсовая работа изложена на 55 страницах машинописного текста, иллюстрирована 7 таблицами и 7 рисунками, 9 приложений. Работа состоит из введения, обзора литературы, 3 глав материалов и методов исследования, заключения, выводов. Список литературы включает 33 источника.
Заключение:
В современном Российском здравоохранении идет выраженная тенденция к переходу на рыночные условия. Данная ситуация привела к возрастанию роли маркетинга в сфере производства медицинских товаров и услуг. Развитие рыночных отношений в здравоохранении привело учреждение к поиску информации о внешней среде: конкурентах, потребителях, партнерах. В настоящих условиях только тщательное изучение рынка и прогнозирование деятельности способствует развитию организации.
Различный вид оказания медицинской помощи с экономической точки зрения имеет все признаки товара и может выступать в форме медицинской услуги.
При этом продвижение оказания платных медицинских услуг становится одной из важнейших проблем здравоохранения.
Медицинские услуги являются одними из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Каждая медицинская организация оказывает услуги, и по мере развития рынка товарами возрастает спрос на услуги. Медицинская услуга, как товар, обладает стоимостью, денежным выражением, которой является цена. Цена — это денежное выражение стоимости медицинской услуги. Цена возникает на границе спроса и предложения. Прогнозирование спроса на услуги дает возможность учреждению построить свою деятельность экономически грамотно, рассчитать будущие издержки и получить прибыль.
Фармацевтический рынок — это совокупность экономических отношений, возникающих между его субъектами по поводу купли-продажи и назначения — потребления лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента.
Таким образом, большое количество лекарственных препаратов на российском фармацевтическом рынке ставит перед потребителем сложный вопрос о выборе конкретного товара, зависящий от множества факторов. При выборе препарата потребитель может ориентироваться на советы знакомых, рекомендации фармацевтов, собственный опыт и рекламу.
В связи с рядом факторов характерным для данного рынка, реклама лекарственных препаратов имеет ряд особенностей: потребитель может перепутать рекламную информацию с научной. С одной стороны, реклама может распространять результаты исследований, с другой — позитивные научные отчеты в авторитетных журналах могут стимулировать продажу продукции; количество получателей рекламного сообщения в значительной мере зависит от репутации источника, в котором оно опубликовано: позитивное отношение к рекламе может быть результатом доверия к самому источнику; реклама лекарственных препаратов дает информацию как о их преимуществах, так и недостатках. Подобная реклама направлена на решение следующих задач: содействие узнаванию препарата, укрепление доверия к нему и повышение имиджа фирмы; повышение информированности и убежденности в преимуществах фармацевтических продуктов; поддержка спроса в период его снижения, обусловленная сезонностью некоторых препаратов; продвижение новых методов лечения заболеваний посредством представленных препаратов.
Основными экономическими законами фармацевтического рынка являются объективные экономические законы:
— закон спроса (повышение рыночной цены при прочих равных условиях уменьшает объем спроса и наоборот);
— закон предложения (повышение рыночной цены при прочих равных условиях увеличивает объем предложения и наоборот);
— закон стоимости.
Лучший сервис для клиентов и поставщиков: соответствовать ожиданиям клиентов, достигать ключевых показателей удовлетворенности (своевременность выполнения складских операций, точность и качество сборки), стандартизировать бизнес-процессы и постоянно их улучшать посредством соответствия требованиям лучших стандартов и практик. Постоянно повышать эффективность операций благодаря внедрению современных информационных и складских технологий.
Проанализированы медицинские услуги на примере аптеки «Живика»? .Это совершенно новый формат аптеки-дискаунтера, сочетающий в себе заботливый сервис, широчайший ассортимент лекарственных средств и самое главное – максимально низкие цены на лекарственные препараты.
Покупатели остаются приятно удивлены визитом в «Живику» – это аптека рядом с домом, где всегда найдётся то, что нужно, а сотрудники информативно расскажут о препаратах, стремясь максимально быстро помочь с выбором. Каждый посетитель имеет возможность приобрести то, в чём он нуждается. В аптеке доступны лекарства для людей с хроническими заболеваниями, а также редкие рецептурные препараты. Более того, «Живика» предлагает самые выгодные цены даже среди других аптек-дискаунтеров. Снижение цен на лекарства стало возможным благодаря грамотной политике и долговременному сотрудничеству с крупными поставщиками. Руководство аптеки закупат и реализует большое количество лекарств — именно это даёт возможность закупать товар по очень выгодным ценам. Аптека стремится удерживать низкую ценовую политику и сохраняем при этом неизменное качество: все наши лекарства имеют необходимые сертификаты, а также проходят проверку непосредственно в аптеке.
В результате проведенного исследования было установлено, что рынок медицинских услуг России в целом и г.Екатеринбург в частности в ООО «Аптечная сеть Оз», имеет положительную динамику роста. В результате проведенного исследования выяснялось, что сокращения операционных издержек в ООО «Аптечная сеть Оз» на 1%, позволит компании снизить цены на предлагаемую продукцию с 4 % до 3% и тем самым увеличить свою долю на рынке без потери рентабельности в доходности компании.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
1.1. Сущность медицинских услуг
Важным направлением реформирования системы здравоохранения, определенного Концепцией формирования системы современного здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, является ее инновационное развитие. Как говорится в Концепции, чтобы улучшить ситуации с состоянием здоровья населения, необходимо сделать качественный прорыв в системе здравоохранения. Медицине нужны новые исследования профилактики, диагностики и лечения заболеваний, эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы [1].
Правильное формирование системы здравоохранения в большей степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения. На данный момент, в современном здравоохранении, средний медицинский персонал остается одной из важнейшей составных частей, располагающей значительными кадровыми ресурсами [7, с.45].
Изменения в устройстве планирования, заключаются в использовании рыночных механизмов управления лечебно-профилактического учреждения и здравоохранения в целом, и обеспечения прибыльности деятельности медицинских организаций. Наиболее важным в деятельности лечебных учреждений является маркетинг.
Необходимо отметить, что применение маркетинга в здравоохранении является то, что учреждения здравоохранения предоставляют услуги. Для того что бы более полно понимать сущность маркетинга услуг в здравоохранении необходимо раскрыть понятие медицинской услуги [9, с.80].
Различный вид оказания медицинской помощи с экономической точки зрения имеет все признаки товара и может выступать в форме медицинской услуги.
Чтобы наиболее точнее понять, что такое «медицинская услуга», определим специфичность этого понятия.
Медицинские услуги являются одними из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Каждая медицинская организация оказывает услуги, и по мере развития рынка товарами возрастает спрос на услуги [8, с.64].
Услуга — это целесообразная трудовая деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности человека. К услугам обычно относят все виды полезной деятельности, не производящей материальной ценности, то есть, главным критерием служит неосязаемый и невидимый характер производимого в этой сфере продукта.[11, с.44]
Поэтому под медицинской услугой понимают оказание гражданам любого вида медицинской помощи (обследование, лечение и т. д.).
Медицинская услуга – действие или ряд действий, которые проводятся при заболеваниях, или при угрозе их развития, целью которых является предупреждение заболевания и восстановление здоровья, и предполагают наличие самостоятельного, законченного значения и определенную стоимость [10, с. 81].
Особенности медицинской услуги заключаются в том, что они могут быть:
— Неосязаемы — Медицинскую услугу невозможно увидеть, услышать, потрогать, понюхать до момента ее приобретения;
— неотделимы от источника услуги. Оказание медицинской услуги требует личных контактов производителя и потребителя;
— не могут сохраняться. В отличие от товара, который сначала производится, затем может храниться на складе и уже, потом продается, медицинская услуга отличается тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации;
— непостоянны качества медицинской услуги, которое колеблется в широких пределах. Оно отличается высокой индивидуальностью и нестандартностью врачебного подхода к пациенту, а в итоге
— клинически непредсказуемы. Качество медицинской услуги зависит от квалификации врача, оснащенности медицинских организаций, времени и места оказания услуги, а также от того, кто является ее потребителем;
Медицинская услуга, как товар, обладает стоимостью, денежным выражением, которой является цена. Цена — это денежное выражение стоимости медицинской услуги. Цена возникает на границе спроса и предложения [13, с.80].