Курсовая с практикой Экономические науки Микроэкономика

Курсовая с практикой на тему Рыночные структуры: монополия и монополистическое поведение

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
1. Общая характеристика рыночных структур. 5
1.1 Теоретические основы рынка несовершенной конкуренции. 5
1.2 Виды монополии и их характеристика. 11
1.3 Монополистическое поведение на рынке. 13
2. Монополия и монополистическое поведение в России. 16
2.1 Влияние естественных монополий на хозяйственную систему
России. 16
2.2 Развитие конкуренции в России. 23
Заключение. 31
Список литературы.. 33

  

Введение:

 

Введение

Актуальность темы исследования. Одним из важных условий эффективного
исполнения своей общественной функции любым продуктовым рынком является
настройка конкурентных механизмов его функционирования. Ключевым в этом
отношении является антимонопольно-конкурентного регулирования развития.

В данном контексте своей
актуальностью отмечаются вопросы мониторинга соблюдения конкурентных условий
функционирования рынка и его методического обеспечения. В связи с этим важным
является обобщение методического инструментария оценки уровня монополизации
отдельных рынков и их влияния на ситуацию в обществе и порядок решения
различных социально-экономических задач жизнедеятельности.

Развитие информационных
технологий, формирование интернет-зависимых рынков, расширение рынков сбыта
товаров влечет за собой расширение инструментария конкурентной борьбы.

Если для конкуренции, характерной
для конца ХХ века, была возможной борьба между фирмами по цене, качеству
продукции или какому-то другому параметру, то современные фирмы вынуждены
конкурировать по всем параметрам одновременно, при этом расширяются формы и методы
ведения преимущественно неценовой конкуренции. Усиливается товарная дифференциация,
растет значение рекламы и как средства этой дифференциации, и как самостоятельного
фактора неценовой конкуренции.

Исследования по вопросам
рынка монополистической конкуренции и особенностей его функционирования проводили
такие отечественные ученые, как: Р.Р. Августин, К. Болдырева, Н. Бутенко, Е.
Горцев, В.М. Грудницкий, А.Н. Кимяева, А.В. Конюхова, В. Лагутин, И.В. Лукач,
С.Б. Мельник, М.В. Соболева, В.Ф. Столяров и др.

Цель данной работы — дать экономический анализ монополистической конкуренции и
провести анализ монопольного рынка в России.

Задачи курсовой работы:

— определить и
рассмотреть природу и распространенность монополистической конкуренции;

— изучить виды монополии
и их характеристика;

— рассмотреть
монополистическое поведение на рынке;

— проанализировать
деятельность фирм на рынке монополистической конкуренции в России;

— определить направления
развития конкуренции в России  .

Объект исследования – рынок монопольной конкуренции.

Предмет исследования – деятельность фирм на рынке монополистической конкуренции
в России и меры антимонопольной политики.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Таким образом, на
основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

Несовершенная конкуренция
рынков несет в себе как элементы монополии, так и совершенной конкуренции. На
таких рынках фирмы имеют некоторое влияние на цены. Возможен свободный вход в
рынок. Кривая спроса продукта какой-либо отдельной фирмы направлена вниз.

Фирмы могут
контролировать цены. Одновременно экономическая прибыль обслуживает функцию
привлечения новых фирм. Длительное равновесие на подобных рынках связывается с
элиминацией экономической прибыли.

Антимонопольная политика
— деятельность государства по уменьшению уровня монополизации экономики,
предотвращение и противодействие злоупотреблением монопольным (доминирующим)
положением на рынке, финансовая, информационная, консультационная и другая поддержка
субъектов хозяйствования, которые способствуют развитию конкуренции .

Антимонопольная политика
предусматривает систему мер по повышению конкурентного уровня на отраслевых и
других рынках, ограничение монопольных тенденций в их функционировании. По
форме антимонопольная политика направлена против монополии, монопольных явлений,
по своему содержанию — против института рыночной власти.

Задачи антимонопольной
политики:

— обеспечение
эффективности производства, распределения ресурсов, то есть достижение
эффективного функционирования рынков;

— демонополизация,
измельчение монопольных структур, развитие конкуренции, противодействие
проявлениям монополизма , выравнивание условий деятельности предпринимателей;

— предотвращение и запрет
монополистической деятельности, поддержание конкурентной среды, недопущения
негативного влияния монопольных структур на социально-экономические процессы.

Эти задачи взаимосвязаны.
Антимонопольная политика предопределяет антимонопольное регулирование,
основанное на внедрении и реализации антимонопольного законодательства.

Определение объекта
антимонопольной политики предусматривает установление:

— продуктовых,
географических и временных границ рынка;

— уровня монополизации
отраслевого рынка;

— факта злоупотреблений
монопольным положением и рыночной властью.

Методами и инструментами
антимонопольной политики является регулирование цен (тарифов) и доходов
естественных монополий, запрет поглощения, контроль за экономической
концентрацией, слиянием, регламентирование деятельности на монополизированных
рынках и тому подобное.

 Согласно мировой практике антимонопольная
политика учитывает четкую регламентацию государственной помощи, чем
обеспечивает установление или восстановление баланса для отдельных субъектов
предпринимательской деятельности, экономических зон, территорий и тому
подобное.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Общая
характеристика рыночных структур

1.1 Теоретические основы рынка несовершенной конкуренции

Концепция несовершенной
конкуренции — это концепция, согласно которой появление крупных корпораций,
способных влиять на основные параметры рынка, прежде всего на цены, приводит к
несовершенной конкуренции и деформирует классический рыночный механизм. Сформулирована
и обоснована в 30-х XX в. английским ученым Дж. Робинсон.

Крупные корпорации
возникают в процессе концентрации производства. При несовершенной конкуренции
происходит повышение цен вследствие соглашений между корпорациями и ограничения
доступа в отрасль других фирм. Рост цен — источник монопольной прибыли, который
всегда превышает среднюю норму прибыли, нарушает законы рынка, а поэтому
возникает необходимость в государственном регулировании.

Робинсон ввела в научный
оборот категорию «монопсония», то есть монополия со стороны спроса, в частности
на рынке факторов производства (труда и сырья). Опираясь на учение о
монопсонию, она объясняет феномен эксплуатации. Монопсониста (крупные
корпорации) навязывают свои условия на рынке рабочей силы, поэтому реальная
заработная плата может быть ниже предельный продукт труда, что и означает
эксплуатацию. Противостоять этой тенденции, по мнению Робинсон, может политика
профсоюзов и законодательство о минимальной заработной плате.

Поскольку характерная черта рыночного поведения
крупных корпораций — маневрирование рыночным ценам, оно, по мнению Робинсон,
является центральной проблемой в теории издержек и цен, а не частным случаем,
как считалось ранее. Признание факта, что крупные корпорации могут влиять на
формирование цен и маневрировать ими, отрицавшего основные постулаты
неоклассической теории, согласно которым эффективное

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы