История средних веков Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Рыцарское вооружение в эпоху крестовых походов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ
РЫЦАРСТВА.. 7

1.1 Институт рыцарства и
рыцарские ордена. 7

1.2 Рыцарские турниры.. 12

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ
РЫЦАРСКОГО ВООРУЖЕНИЯ В ЭПОХУ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ.. 20

2.1 Рыцари в крестовых
походах. 20

2.2 Вооружение
рыцарей-крестоносцев. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 39

  

Введение:

 

Начиная с IX-X вв. в
средневековой культуре Западной Европы возникает и развивается рыцарское
движение. С одной стороны, оно формировалось вокруг военной функции (защита
сеньора, война за веру и т.д.) и культивировало дух воинственности, силы,
самоотверженности, презрения к смерти. С другой стороны, рыцарское движение
включало в себя общезначимые человеческие идеалы, например, право на земное
счастье, благородство, преданное служение прекрасной даме, культ естественной
любви, обостренное чувство собственного достоинства.

Актуальность и новизна темы исследования. Рыцарство как элитарный военный слой
средневековой Западной Европы относится к таким феноменам культуры, о которых
массовая историческое сознание продолжает сохранять память, которые
актуализированы в стереотипах, мифах и моделях повседневного поведения. Этим
аспектам посвящены классические и последние исследования таких авторов, как
Гизо, Йохан Хейзинга, Жак Ле Гофф, М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С.
Мокульский.

Рыцарство постоянно
присутствует в жизни современной массовой культуры в виде метафор,
универсальных архаичных сюжетов, ценностных суждений, символов, что
свидетельствует о актуальности данной темы. В этом контексте данное
исследование основных черт генезиса, культурной специфики и многообразия
воплощений западноевропейского рыцарско-аристократического идеала имеет свою
новизну.

Европейских рыцарей,
участников крестовых походов на Святую Землю называют крестоносцами, появились
они в 1095 году, в широком смысле крестоносцами называют все войска, которые
имели какое-либо отношение к крестовому походу. В древности считалось, что
участникам похода обязательно простят все грехи, поэтому в походы часто вместе
с рыцарями отправлялись обычные жители и даже дети (детский крестовый поход).
Крестоносцы в буквальном смысле – несущие кресты, получили своё название за то,
что нашивали крест (обычно красного или черного цвета) на свою одежду, чтобы
сразу было ясно какой они веры.

Анализ источников и литературы. Ключевой основой написания работы
послужили опубликованные письменные источники, археологические,
иконографические и фольклорные достопримечательности.

Значительная часть
информации о крестовых движениях содержится в первую очередь в древнерусских
письменных памятниках XII — XIII вв.: летописях, произведениях агиографического
и паломнического жанров.

Древнерусские летописи,
которые включают отдельные сообщения о влиянии крестовых походов на русские
земли, составляют своеобразный "фактологческий пласт" разных по
времени и содержанию редакций.

Летописные свидетельства
о крестоносном движении конца XI — начала XIII ст. по своему характеру являются
довольно отрывочными и фрагментарными, поэтому исключительно на их основе
воссоздать целостную и последовательную картину первых крестоносных кампаний
невозможно. Кроме того, информация о влиянии крестовый движения на развитие
военного дела в Древнерусском государстве содержится в "Никоновской
летописи". Династические и военно-политические контакты русичей с
крестоносцами отражены в "Воскресенском летописи» и «Софийском первой
летописи старшего извода". Важны и сообщение "Слова о полку
Игореве".

Кроме летописей, важными
источниками являются произведения паломнического жанра — "Хождение Игумена
Даниила" и "Книга паломник" Антония епископа Новгородского, а
также агиографический произведения — "Житие Феодосия Печерского", "Житие
Евфросина Полоцкой" и др.

Важное значение для
решения поставленных задач в исследовании имеют западноевропейские хроники: "Иерусалимская
история" Фульхерия Шартрского, "Церковная история" Ордерика
Вителия, "Иерусалимская история" Альберта Аахенского, "История Иерусалима
"Роберта Монаха," История деяний в заморских землях" Гийома Тирского,
"Завоевание Константинополя" Жоффруа де Виллардуэн и "Завоевание
Константинополя" Робера де Клари. В общем, тогдашние латинские письменные источники
практически не сообщают о взаимоотношениях русичей с крестоносцами, кроме двух
французских хроник XIII в. — "Истории Иерусалима и Антиохии" и "Хроники
Танкреда и его экспедиции в Иерусалим", в которых упоминаются русичи в
битве 1097.

Отдельным блоком следует
выделить письменные памятники византийских авторов — Анны Комнин, Иоанна
Киннама, Никиты Хониата, Георгия Акрополита и Никифора Григори, где историки
лишь коснулись отдельных эпизодов, связанных с крестовыми походами.

Династические связи
русских удельных князей с крестоносцами можно воспроизвести на основе
скандинавских источников — "Саги о Кнютлинги", "Гнилой
кожи", "Красивой кожи", "Саги об Эрике Хорошего", "Круг
Земной "Снорри Стурлусона, хроник Саксона Грамматика и Викентия Пражского
Среди польских источников касательная информация встречается в
"Великопольской хронике", "Польской истории" МБельського и "Польской
истории" М. Кромера.

Вторую группу источников
составляют археологические артефакты, которые попали на территорию Руси во
время крестовых походов. Среди них уместно выделить реликвии христианского
культа — сирийские кресты-энколпионы, которые изготавливались в православных
(Мелькитской) монастырях на территории Византии, "Сион", амулеты,
раковины ("каури"), которые были неотъемлемым атрибутом паломников.

В отечественной науке исследований
рыцарства также немного. Привлекли внимание статьи М. А. Заборова, и ряда
других ученых, посвящённые различным аспектам жизни рыцарского сообщества. Из
диссертационных исследований отмечается культурологический анализ рыцарства с
политико-правовой точки зрения Ф. Кардини и О. А. Добиаш-Рождественской о
рыцарстве ХІ-ХУ вв., где в контексте рассматриваемых авторами тем
проанализирован ряд аспектов рыцарской идеологии и практики, главным образом на
примере крестовых походов.

Гораздо больше трудов посвящено
отдельным аспектам средневековой истории и культуры, где рыцарство, не являясь
непосредственно объектом исследования, играло заметную роль. К их числу
относятся Крестовые походы, в которых рыцари пытались реализовать свои
представления о религиозном идеале. Деятельность крестоносцев рассмотрена М.
Блоком, А. Брайнтом, П. Виймар, Р. Перну.

Ряд трудов посвящен духовно-рыцарским
орденам, считавшихся современниками наиболее близким к христианскому эталону
воинским институтом (Ж. Ришар, Ж. Ж. Руа, Ж. Ф. Мишо, К. Эрдман). Стоит отметить,
что в последние 10-15 лет издано достаточно много как научно-популярной, так и
псевдонаучной литературы, посвящённой рыцарству, крестовым походам и
военно-монашеским орденам, что свидетельствует как о значительном общественном
интересе к данным темам, так и о некритическом подходе отдельных авторов и
издательств к анализу данных вопросов

С XX в внимание ученых все более
привлекают вопросы духовной культуры, мировоззрения, ментальности
средневекового общества, разработка которых значительно помогает понять
аксиологические приоритеты рыцарства и эпохи в целом (М Блок, Ж. Флори, М. Кин,
Э. Фараль и др). В отечественной науке схожая проблематика в центре внимания
работ К. С. Носова, О. А. Добиаш-Рождественской, Ф. И. Успенского и ряда других
учёных.

Объект исследования – история рыцарства.

Предмет исследования — рыцарское вооружение крестоносцев.

Целью курсовой работы является анализ специфики рыцарского вооружения в эпоху
крестовых походов.

Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить институт
рыцарства и рыцарские ордена.

2. Рассмотреть
особенности рыцарских турниров.

3. Исследовать положение
рыцарей в крестовых походах.

4. Исследовать
особенности вооружения рыцарей-крестоносцев.

Теоретико-методологическая база исследования — исследование исторического
прошлого, культурного наследия разных эпох и развития цивилизационных ареалов —
все эти проблемы становятся в полный рост на новой основе.

Данное исследование
строилось в соответствии с общепринятыми научными принципами исследования
исторических процессов и конкретных событий. Методологическую базу составили
историзм, конкретность, системность и научная объективность. Они дали
возможность рассмотреть проблему как целостный процесс и в то же время
дифференцированно подойти к нему с точки зрения определения истории крестовых
походов, истории духовно-рыцарских орденов и их вооружения в условиях
выделенного периода.

Для достижения цели
исследования применялся комплекс общенаучных методов: метод анализа и синтеза, сравнения, сопоставления,
обработки статистических данных. Свое применение нашли и специально-научные
методы: историко-генетический, историко-типологический, историко-сравнительный.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для своего времени рыцарь был необычайно
надежно вооружен. Это воин, обладающий авторитетом, который он снискал себе
благодаря отличной воинской выучке и тому, что принадлежал к группе избранных. Конный
воин символизировал героико-сакральные ценности, связанные прежде всего с победой
над силами зла, а также с целым комплексом верований, относящихся к потустороннему
миру, путешествию в царство мертвых и бессмертию души.

11 век в Европе – это время гнета
феодальной тирании, время суеверий, невежества и варварства. Богатые и сильные
притесняли бедных, в то время каждый жил своей отдельной жизнью. И появление
рыцарства среди всего этого можно назвать лучом света и надежды среди полной
темноты и мрака. Рыцарство образовало между собой некое братство, которое смогло
сблизить друг с другом все народы. Учреждение рыцарства послужило объединению
людей в общем поклонении высоким чувствам.

Доспехи прошли долгий путь эволюции от звериных шкур, через доспехи из
ткани, до полного рыцарского панциря, не оставляющего открытым ни сантиметра
столь уязвимого человеческого тела.

До
распространения огнестрельного оружия именно доспехи отличали воина, и слово
«вооружение» обозначало именно их.

На смену
рубахам пришли очень тяжелые боевые костюмы для рыцарей, а меч, который так
любили все средневековые конные воины, еще не решились заменить чем-либо, так
как он отлично показал себя в бою, и превосходил даже кривые сабли арабов. Те
рыцари, которые отменно показали себя во всех сражениях, в которых участвовали,
получали право именовать свой меч, но почему-то эта традиция не получила
широкого распространения и признания рыцарями. Сам рыцарь был защищен броней на
теле, которой была либо кольчуга, либо панцирь, наиболее часто использовались
панцири. Средневековые
панцири были двух видов, первый вид собирался на теле рыцаря, и состоял из двух
металлических пластин, а второй — собирался из металлических чешуек.

И тот, и
другой виды могли защитить рыцаря от стрел и колющих ударов мечом. К панцирю
крепились латы, которые закрывали руки и плечи воина, а на ногах были сапоги
(чаще сделанные из брони). Голову рыцаря закрывал средневековый шлем, который
часто украшали рогами или перьями. Рыцарь, экипированный таким защитным
костюмом, был похож больше на цельнометаллическую статую, которая не только
стояла, но и должна была скакать на лошади, и при этом ловко сражаться наиболее
слабым местом средневековых доспехов была щель в латах, и щель где заканчивался
шлем, и начинался панцирь. Еще одной проблемой было снятие панциря, иногда
раненые рыцари умирали просто от потери крови, так как не могли вовремя снять
свои доспехи.

Животные,
такие как, например, боевые кони, слоны, верблюды играли немаловажную роль, как
в сражениях, так и выполняя транспортную функцию в армии. Естественно, люди
задумывались о том, как обезопасить не только наездников, но и животных.
Поэтому начали появляться доспехи, предназначенные исключительно для верховых
животных.

За время
существования рыцарей экипировка конного рыцаря претерпела некоторые изменения,
такие как замена трех видов оружия (вначале рыцарь должен был иметь в своей
экипировке секиру, булаву и пращу) на щит. В умелых руках щит использовался как
мощное оружие, да и просто для защиты от ударов мечом, стрел и копий щит был
незаменим.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РЫЦАРСТВА

1.1 Институт рыцарства и рыцарские ордена

В эпоху Средневековья,
особенно в VII-VIII вв., в Западной Европе с невероятной скоростью
увеличивалось количество военных, принадлежавших к крупным и мелким феодалам.
Решительный толчок в этом направлении был предоставлен Карлом Великим (лат.
Carolus Magnus, 748-814), который с 768 г.. был королем Империи Франко. Хотя
некоторые историки термины «империя» и «государство» очень ограниченно
применяли к его эпохе, например, известный историк Франсуа Гизо, который писал,
что «… выражения королевство или государство … порождают идею, которая
далеко не соответствует обществу, во главе которого стоял Карл» [2, с. 81].
Однако именно во времена правления Карла Великого происходит ряд изменений в
идеологической, религиозной, экономической и политической сферах жизни Западной
Европы, привели к возникновению рыцарства как нового исторического явления.

Окончательно рыцарство
было закреплено в XI в. легендарной формулой Адальберона Ланского (фр.
Adalbéron de Laon, умер в1030/31 г.), который был писателем, государственным
деятелем и епископом Лана (Северная Франция). В его теории общества была
высказана идея, согласно которой существует три группы людей, которые в
обществе занимаются своим делом: одни молятся за всех — oratores, вторые
защищаются себя и других оружием — bellatores, третьи (laboratores) кормят и
одевают весь народ. По мнению Адальберона Ланского, именно благодаря такому
распределению труда можно достичь вечного мира в государстве и между
государствами [5]. Таким образом, защитники города, региона, страны получают
определенный статус, который стал основой будущего института рыцарства.

Титул рыцаря (нем. Ritter
— всадник, пол. Rycerz, лат. miles, caballarius, франц. chevalier, англ.
knight, итал. cavaliere) появился в IX в. Еще через сто лет рыцарство под
названием «рыцарские ордена» становится важным движением в Западной Европе. К
рыцарским орденам могли принадлежать знатные мужчины, хотя были и исключения из
этого правила. В частности, в 1149/50 гг. граф Раймунд Барселонский основал в
Испании женский орден — «Орден топора» (исп. Orden del Hacha). На его гербе был
изображен красный топор, что символизировало роль женщин-защитниц христианства
от мавров (арабов) в Испании. После основания «благородного ордена подвязки»
(англ. The Most Noble Order of the Garter) в 1348 г.. королем Англии Эдвардом
III, в него принимали некоторое время также женщин, например, в 1488 г.. к
этому ордену принадлежало 64 женщины. Однако, это были исключения в истории
рыцарских орденов Западной Европы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы