Курсовая с практикой на тему Русско-китайский фестиваль в системе межкультурной коммуникации (на примере фестиваля в г. Благовещенск)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Глава 2 Русско-китайский фестиваль в г. Благовещенске в системе межкультурной коммуникации
2.1 Исторические особенности проведения фестиваля
Открытые межкультурные границы между Россией и Китаем приводят к заметно увеличивающемуся количеству лингвистических исследований, выполняемых в сравнительно-сопоставительном аспекте, в том числе в области лексикографии. Так, широко известен словарь межъязыковых лакун русско-китайской и китайско-русской коммуникации. Как справедливо отмечают создатели этого словаря, китайский язык в силу того, что он является иероглифическим, а «за каждым иероглифом стоит целая сумма значений и ассоциативных связей,.. то в этом случае весь китайский язык представляется нам одной сплошной лакуной» [1]. Действительно, иероглифическая природа дает китайскому языку такую многомерность, которую невозможно раскрыть полностью, но в наших силах описать определенные особенности китайского языка и мышления людей, говорящих на этом языке, тем самым хотя бы частично снять с него для носителей русского языка покров лакунарности.
Китайская и русская культуры очень разные, и это приводит к формированию различных менталитетов двух народов, который играет важную роль в развитии представлений о другом народе – этнокультурных стереотипов. Стереотипы в свою очередь тесно связаны с языком: например, они могут репрезентироваться в языковой форме, в виде отдельных высказываний, имеющих определенную структуру. Проанализировав материалы интернет-форумов, на которых обсуждались проблемы взаимодействия разных народов и их культур, автор приходит к выводу, что языковая репрезентация этнокультурных стереотипов может иметь стандартный вид: «номинация (имя, название) + атрибуты (характеристики)». С точки зрения логики существуют атрибутивные суждения, которые показывают, что признак (предикат) связан (либо не связан, при отрицании) с конкретным субъектом; в случае со стереотипами мы говорим о приписывании определенному субъекту (в этой функции может выступать, например, этноним) тех или иных характеристик. Перед именем субъекта могут быть так называемые кванторные слова — все, каждый, любой и др. Их сочетание с наименованием субъекта представляет собой номинацию (все китайцы, любой русский и т.п.).
Согласно Большому Энциклопедическому словарю, фестиваль (фр. festival, от лат. festivus — праздничный) – это «массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства». Г.Ю. Тихомирова определяет фестиваль как «актуальную форму социально-культурной деятельности детей и молодёжи» [5] .
Фестиваль как некую организационную структуру можно типологизировать по ряду оснований: продолжительности, статусу (уровню международного участия), по локальности (местные или передвижные), по направленности (исторические, художественные, танцевальные и т.п.). Д. Кланч в своих работах подразделяет фестивали по временным рамкам на такие как: краткосрочные (от 1 до 14 дней), среднесрочные (от 15 дней до 1 месяца) и долгосрочные (больше 1 месяца). По статусу, согласно данному автору, фестивали можно разбить на международные, национальные и региональные. Это разделение зависит от интернациональности участников фестиваля. К данной типологии можно ещё добавить городские фестивали.
Вместе с тем, этнокультурные фестивали, являясь своего рода формой утверждения определенных ценностей, обладают просветительским, коммуникативным, воспитательным потенциалом. Предоставляемое носителями культур разнообразие особенностей культурных «позволяет не только углубиться в изучение этой культуры, но и ломает неверные стереотипы о ней и ее представителях. Помимо этого, различные мероприятия (мастер-классы, групповые танцы и песни и т.п.), проводимые в рамках фестиваля, предоставляют возможность соприкоснуться с культурными традициями разных народов через носителей этой культуры, что способствует налаживанию межкультурной коммуникации взаимодействий» [3]. Фестивали в данном случае выступают своеобразной площадкой для осмысления собственной национально-культурной идентичности, «создают уникальное социально-культурное пространство для психологически комфортной коммуникации с другими народами и культурами».
Помимо этого, иногда в фестивалях посетителям предлагается принять участие в представлении, например, исполнить национальный танец, примерить национальный костюм, хором исполнить песню и т.п. Тем самым после «прикосновения» к культурной традиции, «прочувствованной на себе», она уже не будет восприниматься как «незнакомое» и «чужое». После непосредственного участия появляется некое понимание, ассоциации и эмоции, которые при повторном проявлении (пусть и на бытовом уровне) могут вызвать узнавание и позитивные воспоминания о собственном участии, эмоциях, ощущениях.
Впервые о международных фестивалях заговорили после окончания Второй Мировой Войны в Лондоне на Всемирной конференции за мир (1945 г.). Первый всемирный фестиваль молодежи и студентов состоялся в Праге в 1947 г. С этого момента подобные фестивали за единение народов стали проводиться в разных странах под лозунгами «За мир и дружбу».
В СССР первый фестиваль дружбы народов состоялся в Москве 28 июля 1957 г. Это был VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Появление подобных фестивалей было связано с желанием объединиться, перестать конфликтовать, ведь не случайно первоначальными задачами фестивалей были борьба за мир и независимость народов. Это была своего рода попытка наладить контакт друг с другом. «Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи – все это началось вскоре после фестиваля» [7] .
Амурская область является одной из наиболее перспективных для развития туризма на Дальнем Востоке. Благовещенск-административный центр Амурской области-занимает удобное географическое положение, расположен на Левом берегу реки Амур, в 700 метрах от китайского города Хэйхэ. Расположенные на разных берегах одной реки, два главных административных центра-Благовещенск и Хэйхэ-выглядят как единый город, их градостроительная планировка осуществляется со смещением исторических центров к реке и расположением фасадов городов навстречу друг другу.
Близость к Китаю способствует развитию многих видов туризма, в том числе и туризма. Актуальность темы очевидна: событийный туризм сегодня является одним из наиболее активно развивающихся и перспективных направлений туризма в нашем регионе. С каждым годом в регионе проводится все больше мероприятий, которые привлекают туристов [2].
Туристические мероприятия имеют большое экономическое значение. В период их реализации активизируется деятельность всех объектов туризма. Потребительский спрос значительно превышает предложение. Происходит возрождение местных культурных традиций, обычаев и развитие народного искусства. Благовещенск уже давно стал местом проведения различных международных фестивалей, конкурсов и форумов.
Фестиваль в 2012 году начался с обмена делегациями мастеров декоративно-прикладного искусства, сегодня это обмен делегациями по 18 направлениям. И почти сразу было решено, что на ярмарку должны приехать лучшие государственные коллективы. Было подписано соглашение о продвижении ярмарки на уровне Министерства культуры России. Первой приехавшей командой была «Гжель».