Курсовая с практикой на тему Русские сезоны Дягилева: между предпринимательскими инновациями и художественным авангардом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Частные проекты как форма
популяризации русского балета за рубежом в начале ХХ века. 6
1.1. Частное гастрольное
предприятие. 6
1.2. Государственные проекты
популяризации русского балетного искусства в странах Западной Европы.. 14
Глава 2. «Русские сезоны» С.
Дягилева как культурный проект начала ХХ века 19
2.1. История организации и
проведения «Русских сезонов» в Париже. 19
2.2. «Русские сезоны» как
художественное направление развития балетного искусства ХХ века. 23
2.2.1. Использование новаторской
музыки. 23
2.2.2. Балетмейстеры «Русских
сезонов». 27
2.2.3.
Создание образной целостности спектакля. 28
Глава 3. История создания и
новации постановки балета «Шахерезада» (1910) в парижской антрепризе С.П.
Дягилева. 36
Заключение. 46
Список литературы.. 49
Введение:
Дух народа
раскрывается через творчество его представителей. Великие соотечественники
своим искусством подтверждают уникальную одарённость русского народа, глубину
его духовной культуры и создают неповторимый образ Родины. Положительный образ
Родины складывается из шедевров изобразительного, музыкального, театрального
искусства, литературного творчества, репрезентирующих традиции русской
культуры. В этой связи актуально обращение к творческим поискам наших
соотечественников эпохи Серебряного века, сумевших передать красоту и
многогранность образа России.
Столица
Франции начала XX столетия являлась мировым культурным центром, здесь рождались
самые новаторские, самые яркие творческие идеи.
Гастроли отдельных русских исполнителей на Западе в конце XIX
– начале XX века не являлись исключительным явлением, но они, как правило, не
выходили за рамки балетных спектаклей местных театров или концертных программ и
не могли дать зрителю целостного представления о русской хореографической школе
и достижениях прославленных балетмейстеров отечественной сцены. Все гастроли должны были проходить в рамках определенных дирекцией
императорских театров репертуара, сроков и бюджета.
Начало международного признания отечественного балета было
связано с именем знаменитой балерины, ведущей солистки Мариинского театра Анны
Павловой, вместе со своей труппой покорившей сердца иностранных зрителей в 1908
и 1909 годах. Ее первое большое европейское турне состоялось в Германии, Швеции
и Дании; второе – в Германии и Австро-Венгрии.
Именно
с Парижем связан триумф известного русского антрепренера Сергея Павловича
Дягилева, чьи идеи оказали значительное воздействие на артистическую жизнь Европы.
Известно, что за годы практической деятельности Дягилева в роли организатора
музыкальных спектаклей и концертов в Париже было поставлено свыше семидесяти
опер и балетных произведений. Не менее пятидесяти из них увидели свет рампы
впервые. Признанной классикой XX века стали хореографические постановки М.
Фокина, В. Нижинского, Л. Мясина, Б. Нижинской, Дж. Баланчина. Своим
творчеством они доказали, что русскому балету доступны самые разнообразные
сюжетные, жанровые и хореографические решения.
Актуальность темы в том, что русский балет поразил французскую публику
художественно-декоративным обликом спектаклей (А. Бенуа, А. Головин, Л. Бакст),
блистательными артистическими силами (А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нижинский),
новыми принципами хореографии (М. Фокин, С. Лифарь, Дж. Баланчин). Музыку,
подчиненную заранее расчерченной балетмейстером дивертисментной схеме, эстетика
«нового» балета отвергала. Согласно ее принципам, танец перестал быть поводом
для виртуозности и демонстрации технических возможностей исполнителей. От него
ждали, прежде всего, образа. Также подвергся пересмотру и балетный костюм, от
которого требовалось соответствие историческому стилю. Художник превращался в
сопостановщика, определявшего сценический колорит всего театрального действа.
Даже «родная» «Жизель»
на музыку А. Адана в обновленном балетно-сценическом решении М. Фокина и А.
Бенуа была принята французами
Заключение:
В начале ХХ века гастрольная деятельность,
развивавшаяся интенсивнее, чем когда-либо прежде, становится одной из ведущих и
действенных форм диалога культур России и Запада. Русская художественная
культура, представленная во всем ее многообразии и уникальности драматическими,
балетными и оперными артистами императорской сцены, отечественными музыкантами
и композиторами, стала откровением для европейского зрителя и слушателя.
Организация
заграничных гастролей мастеров русской сцены не стала делом государственным,
несмотря на, казалось бы, удачную возможность популяризации национальной
культуры и потенциальную выгоду для казны, а оставалась сферой деловых
интересов частных лиц – антрепренеров.
Период Русского балета С.
Дягилева в Париже (1909-1929) представляет собой пример творческого синтеза, в
котором каждый член антрепризы принимал непосредственное участие в создании
художественного театрального продукта. Так рождался «русский Gesamtkunstwerk» – уникальное
содружество, созданное импресарио Дягилевым и художниками, артистами балета,
оперы и другими. Именно это явилось залогом успешности и славы антрепренера.
За 20
лет упорной работы «русских сезонов» и лично Дягилева традиционное отношение
общества к искусству танца и театра кардинально изменилось, а русское искусство
во всем его многообразии стало необычайно популярным в Европе, повлияв на
художественные процессы ХХ века.
Художественный характер «Русских балетов»
был революцией в искусстве. Следует помнить, новизна концепции Дягилева не
нарушала художественных и социальных границ. Более того, он сам продолжал
традиции «Мира искусства» и определял художественную красоту как силу,
возвышающуюся над тенденциозными требованиями социальной и политической приверженности.
Дягилев не хотел учить, но показывать. Он ставил своей целью создать не нового
человека, а новое искусство.
2017 год был объявлен
годом «Русского стиля» в рамках программы «Достояние России». Масштабный
фестиваль «Русские сезоны», который был призван популяризировать российскую
культуру за рубежом, в ближайшие несколько лет пройдет в Японии, Италии, США и
Германии. Правительство РФ планирует возродить традицию ежегодного проведения
«Русских сезонов» в европейских странах.
В рамках «Русских сезонов»
планируется открыть экспозиции известных российских музеев, провести
музыкальные, театральные и кинофестивали.
Программа «Достояние
России» и возрождение традиции ежегодного проведения «Русских сезонов» в
западных странах – дань памяти нашим гениальным соотечественникам и возможность
формирования образа России в современном мире.
«Сезоны» славны своими
новациями во всех составляющих балета – в музыке, танце, декорациях, дизайне
костюмов.
Заканчивалось XIX
столетие, начиналось столетие ХХ-е. Пришло новое поколение с новыми запросами,
навеянными переживаемыми событиями. Новые запросы стали тем фактором, той
стороной жизни, которая породила Серебряный век с его основным трендом новаций
во всех видах искусства. На общей волне новизны и возникли «Сезоны».
Представляется, что с полным правом их можно считать как порождением
Серебряного века, так и блестящим соавтором нового подъема отечественной
художественной культуры в конце XIX – начала XX столетия.
В рамках данной работы
можно лишь прикоснуться к творчеству талантливейших русских композиторов,
художников, общественных деятелей, меценатов которые внесли огромный вклад в
искусство России и мира. Своим служением искусству России, своим талантом
деятели культуры эпохи Серебряного века создали неповторимый самобытный образ
России. С их именами ассоциируется знание об уникальной творческой одаренности
народа, о глубине и многогранности его духовной культуры. Традиции «Русских
сезонов», их высочайший уровень, объединивший шедевры изобразительного,
музыкального, театрального искусства являются предметом восхищения и гордости
россиян, одной из самых ярких составляющих образа России.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Частные проекты как форма популяризации русского
балета за рубежом в начале ХХ века 1.1. Частное гастрольное предприятие Несмотря
на, казалось бы, удачную возможность популяризации национальной культуры и
потенциальную выгоду для казны, организация заграничных гастролей мастеров
русской сцены не стала делом государственным, а оставалась сферой деловых
интересов частных лиц – антрепренеров, концертных и театральных агентств и
т.д., что, однако, не исключало дозированную полуофициальную материальную
поддержку некоторым артистам и труппам. Причины сложившегося положения, на наш
взгляд, наиболее убедительно могут быть проанализированы на примере русского
балета, имевшего большие преимущества перед другими видами искусства в
завоевании европейской публики. Во-первых, потому, что танец, основанный на
пластическом выражении мыслей и чувств, не нуждающийся в переводе, демократичен
по своей природе и доступен для широкой интернациональной аудитории. Во-вторых,
отечественный классический балет, вошедший в начале ХХ века в пору своего
расцвета, занимал лидирующее положение в мировом балетном искусстве, по праву
являлся предметом культурного престижа страны и особой национальной гордости
русских.
Не умаляя заслуг импресарио
С. Дягилева в пропаганде русского искусства за рубежом, справедливости ради
уточним, что начало международного признания отечественного балета было связано
с именем знаменитой балерины, ведущей солистки Мариинского театра Анны
Павловой, вместе со своей труппой покорившей сердца иностранных зрителей в 1908
и 1909 годах. Ее первое большое европейское турне состоялось в Германии, Швеции
и Дании; второе – в Германии