Театрализация в празднично-обрядовой культуре Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Рождение советского карнавала как самостоятельной театрализованной формы организации досуга. Особенности художественно-образного решения политкарнавалов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА 5
1.1 Театрализация как социокультурное понятие в организации досуговой деятельности 5
1.2 История развития карнавалов 10
Глава 2. СОВЕТСКИЙ КАРНАВАЛ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФОРМА ДОСУГА 17
2.1.Концепция советских карнавалов 17
2.2. Особенности образного решения политкарнавалов 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

  

Введение:

 

Рассматривая зарождение такого понятия как политкарнавал, необходимо обратиться к двум аспектам, из которых он вышел – это общее понятие театрализованного зрелища и история появления и эволюции карнавала.
Театрализация — это способ, при котором необходимый материал выражен средствами театра, то есть когда моменты жизни, ее документальные материал превращаются в художественное осмысление посредством сценария и образного воплощения через иносказания, аллегории и художественно-выразительные средства. По словам Э.Вершковского, театрализация выражается в двух направлениях: «Первое – связано с ее рекреативной функцией – это балы маскарады, карнавалы и т. п. Второе – с превращением жизни в художественную ценность путем создания на ее основе художественного образа… обобщение, эмоционально раскрывающего через выразительные средства мысль художника.»
Театрализованные формы досуга сами по себе являются социально-культурным феноменом, особенно если говорить об агитационно-пропагандистских моментах, обусловленных историческими требованиями. Поэтому хотелось бы начать от истоков и понять, как складывалась форма театрализации и какие она принимала обличья в советское время, в период идеологизации всего. Именно учитывая необходимость пропаганды, была взята за основу самая народная форма праздника – карнавал. Если говорить о способах подачи, принятых во времена Советского Союза, то тут решающее значение играла пропаганда, но какую роль в этом играет зрелищность и есть ли она вообще, ведь агитация и пропаганда – это вещи достаточно плакатные, поэтому выразить при этом все идеи художественным образом представляется делом нелегким. Поэтому и попробуем в этом разобраться. История карнавала очень разная и очень древняя. В разные века и в разных странах карнавал трансформировался, учитывая веяния времени и социальных требований. В России карнавал развивался особым образом. Его содержание, мысли и идеи, которые он должен был нести, чаще всего были идеологичными. Какие художественные средства при этом были возможны и были ли они вообще? Ведь чтобы зрелище запомнилось и было прочувствовано, в нем должна присутствовать человеческая нотка, заключенная в некую драматургию. Как карнавал воздействовал на советских людей, каковы были его формы и выразительные средства и сохранилась ли эта форма до наших времен, нам предстоит это выяснить.
Актуальностью темы исследования является профессиональная необходимость знать историю развития видов театрализованных действ и в частности, форму карнавала, его идеологические и художественные возможности для дальнейшего развития этого жанра с более современном аспекте.
Цель исследования – обнаружить сущность и особенности карнавальных элементов в понятии политкарнавал.
Объект исследования — эволюция карнавала и его форм.
Предмет исследования – советский карнавал, лучшее, что в нем было.
Задачи исследования — определение понятий «театрализация», «карнавал», «поликарнавал»; анализ различных моделей театрализованных карнавальных представлений, их исторического развития и современного состояния. Определение составляющих политкарнавала, обнаружение его методологических отличий и особенностей.
Методы исследования — анализ теоретической литературы о театрализованных формах досуга и карнавала.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Театрализованный карнавал по своей социально-психологической сущности отвечал следующим требованиям момента:
• наглядно выражал идеи, лозунги революции и классовой борьбы в обобщающей форме;
• доступно, в эмоционально-художественной форме представлял события и процессы, происходящие в стране;
• способствовал осознанию собственной значимости и самоутверждению революционных классов;
• сплачивал и объединял массы в участии строительства нового советского государства и т. д.
Основной задачей театрализации, как отмечал исследователь 20-х годов А.И. Пиотровский, было «Чтобы зрелище переходило в манифестацию, переносящуюся в зрительный зал, захватывающую всех присутствующих». Самым важным было вовлечь массы людей в действие и именно эта активность масс могла поведать о значимости темы и проблемы и уровень причастности. А этот уровень был самым главным.
Возникающая общность являлась своеобразным коллективом, связанным с конкретной жизненной ситуацией и стимулирующей сплочение людей. Как результат – возникало ощущение совместных переживаний и единения.
Театрализованные формы карнавала 20-х годов – это яркое зрелище, эмоциональное, громкое, вовлекающее в соучастие присутствующих. К подготовке и проведению таких зрелищ были привлечены самые талантливые и профессиональные деятели искусств.
Этот опыт подтвержден в описаниях, в кино- и фотоархивах, в воспоминаниях.
В ходе написания работы мы выяснили, что советские карнавалы, в отличие от остальных, в основе своей содержали социальные потребности человека, которые по ходу праздника должны были реализовать организаторы, но главной их идее было через художественное восприятие сообщить зрителю глобальную идеологическую или пропагандистскую идею.
Мы узнали, что такой вид народного праздника как карнавал появился и оформил свои фундаментальные принципы в античный период, его чертами были рекреационность, вольности, отсутствие границ поведения и иерархий, скабрезность и массовость. Эти принципы затем исповедовали все карнавалы мира, в том числе в России времен царя Петра. После революции карнавал, взяв некоторые общие черты, пошел по другому пути, что привело к рождению политкарнавала как уникальной карнавальной формы. Поликарнавалы были масштабны, помпезны, богаты на оформление, приемы, задумки (что неудивительно, ведь к их созданию привлекли лучших режиссеров), но в них не было главного – веселья и свободы. Мы пришли к выводам, что формы, подобной политкарнавалу в истории этой формы зрелища не было ни до, ни после.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА
1.1 Театрализация как социокультурное понятие в организации досуговой деятельности
«Театрализованная пропаганда представляет собой оптимальный синтез политической информации и искусства. Зрительская аудитория является ее центральным образом и активным участником. <…> Театрализация, прежде всего, особая художественная организация материала по законам театра, драматургии. Театрализация предполагает непременное образное решение агитационно-пропагандистской темы», пишет В.Суртаев .
Зрелище является средством развития личности. Хорошая постановка должна объединять общей идеей, для этого постановщики обязаны иметь четкую сверхзадачу, устремленную на достижение конкретной цели. Все усилия постановщиков нацелены на временной отрезок человеческой жизни, во время которой он должен осознать зрелище как лучший способ времяпрепровождения или проживания.
Если все складывается правильно, то у субъекта (зрителя) появляется ощущение сотворчества, в котором мысль и чувства сливаются в одно целое и высекают образ как чувственно-предметное отражение мира.
Важной характеристикой современных представлений является их театрализация.
Театрализованное действие – деятельность творческих людей, направленная на достижение важной духовной цели художественными и театральными средствами, образно-эмоциональная переработка реальной действительности.
Вот как пишет об этом А. Конович: «Театрализация — организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации» .
Театрализация – созданная по законам драматургии активизация материала с целью создания общей праздничной ситуации.
Особенности театрализованного представления:
1. Основа сценария – документальный материал.
2. Работа не с вымышленными персонажами, а с реальными людьми.
3. Полифункциональность: решение назидательной, познавательной, эстетической, гедонистической и коммуникативной задач.
4. Множество стилевых и пространственных форм.
5. Создание не ситуаций, а психологии ситуаций.
6. Одноразовость и неповторимость.
Карнавал как форма театрализованного представления не исчерпывается этими чертами, поскольку действие происходит при непосредственном участии зрителей, которые могут создать непредусмотренные ситуации, родить новую, неожиданную форму и внести незапланированные элементы.
Театрализация не всегда может состояться, для этого должны быть особые условия, при которых предлагаемая аудитория будет соотнесена с художественной интерпретацией. Театрализация – это не просто прием просветительской работы, а более сложный творческий метод.
Театрализация – это одновременно творческая обработка документального материала и специфическая организация действий множества людей.
Театрализация обращена к эмоциональной сфере человека, его образному восприятию. Отдельная особенность театрализованных действ состоит в том, что они режиссируют реальную жизнь, только в творческом осмыслении. Главный герой действа обычно коллективный, поэтому социальная психология очень важна.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы