Курсовая с практикой на тему Россия и ОПЕК+: плюсы и минусы участия России в регулировании мирового рынка нефти
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И ОПЕК.. 5
1.1 История взаимоотношений России и ОПЕК.. 5
1.2 ОПЕК++: новый формат отношений России и ОПЕК в условиях пандемии
коронавируса. 9
2 ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ РОССИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ МИРОВОГО РЫНКА НЕФТИ.. 12
2.1 Проблемы стабилизации поступлений от экспорта нефти в доходы
федерального бюджета РФ.. 12
2.2 Соглашение ОПЕК+: анализ последствий для России. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
Введение:
Данная работа посвящена изучению плюсов и минусов
участия России в регулировании мирового рынка нефти.
Характеризуя сегодняшнее состояние мировой и
российской экономики, обратимся к выдержке из «Энергетического бюллетеня» № 82
за март 2020 г.: «Начало пандемии коронавируса, официально объявленное ВОЗ в
марте, нанесло серьезный удар по мировой экономике. Основные фондовые индексы
снизились в феврале — марте 2020 г. более чем на 30%. Промышленное производство
в Китае за первые два месяца года оказалось на 13,5% ниже прошлогоднего уровня.
В марте цены на нефть обрушились, обновив минимальные значения с 2002-2003
годов, из-за обостряющейся проблемы распространения коронавируса и разрыва
сделки ОПЕК+, участники которой перешли к борьбе за долю на рынке».
Итак, основных причин кризисного состояния мировой
экономики, при котором «мировая рецессия в 2020 году выглядит неизбежной», две:
пандемия коронавируса и обрушение цен на нефть.
Если оставить в стороне пандемию коронавируса, то
причиной обрушения цен является разбалансировка мирового рынка нефти в марте
2020 г., которая привела к падению цен на нефть ниже кризисных уровней 2009 и
2015 годов. Резонанс произошел в результате падения спроса, давления со стороны
сланцевой нефти из США, трудностей поддержания институционального, финансового
и политического баланса между разнородными акторами: госкомпания Саудовской
Аравии, частные компании в США и разнородные компании в России, а также их
правительства. Таким образом, на рынке присутствует конфликт интересов, что и
определило актуальность предпринятого исследования.
Цель работы – обосновать перспективы участия России в
регулировании мирового рынка нефти.
Задачи исследования:
1) проанализировать историю взаимоотношений России и
стран-ОПЕК;
2) рассмотреть соглашение ОПЕК+: провести анализ
последствий участия в нем для России;
3) выявить проблемы стабилизации поступлений от экспорта
нефти в доходы федерального бюджета РФ.
Объект исследования – мировой рынок нефти.
Предмет исследования – организационно-экономические
условия участия России в регулировании мирового рынка нефти в рамках ОПЕК+.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы.
Первая глава исследования посвящена рассмотрению взаимодействия
России и ОПЕК. Во второй главе работы нами рассматриваются актуальные особенности
участия России в регулировании мирового рынка нефти.
Источниковую базу исследования составили материалы
научной периодики, а также материалы научно-практических конференций,
посвященные вопросам регулирования мирового рынка нефти, опубликованные за
последние 5 лет.
Заключение:
В результате проведенного
исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Рассматриваются история и
перспективы дальнейшего развития взаимоотношений Российской Федерации и
Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Сегодня от характера этих отношений
зависит устойчивость международной энергетической безопасности. Хотя Россия и
не входит в число стран-участниц данной организации, она является одним из
крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок, что определяет необходимость
ведения постоянного сотрудничества с другими нефтедобывающими странами.
2) Уже более 50 лет Организация
стран — экспортеров нефти (ОПЕК) представляет собой неотъемлемый элемент
мирового нефтяного рынка, на который она возымела значительное влияние. Но
сегодня ОПЕК имеет целый ряд как внутренних, так и внешних проблем, снижающих ее
влияние. К внутренним проблемам Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК)
можно отнести различия стран по уровню социально-экономического развития,
приоритетам государственной политики, характеристикам ресурсно-сырьевой базы,
состоянию и возможностям нефтяной отрасли. Все это предполагает различные
интересы стран-участниц, что традиционно мешает формированию общего плана и
согласованности действий. К наиболее значимой внешней проблеме для ОПЕК можно
отнести появление новых крупных производителей нефти. Что касается «сланцевой
проблемы», у ОПЕК есть возможность повлиять на сланцевую разработку, понизив
цены за счет значительного повышения предложения нефти при заблаговременном
создании крупных резервов. Но такой исход событий маловероятен.
3) Рассмотрена проблема минимизации
влияния механизмов установления цен на нефть на мировых рынках сырья и операций
с «бумажной нефтью» на доходы федерального бюджета РФ. Рассматривается
ситуация, сложившаяся на рынке нефти в марте 2020 г. в результате пандемии
коронавируса и разрыва сделки ОПЕК+, возможности нормализации и повышения цен
на нефть в рамках существующих механизмов и соглашений с ОПЕК. Предположительно
решению проблемы будет способствовать переход к поставкам нефти на основе
межгосударственных соглашений в возможных регионах.
4) Проведен анализ влияния
соглашения ОПЕК+ на мировой рынок нефти, по результатам которого показано, что
для России наиболее выгодным с точки зрения сохранения доли рынка является
вариант таргетирования цены нефти на более низких уровнях, но при этом заметно
сокращается валютная выручка от продажи нефти.
Таким образом, сделан вывод, что
участие России в соглашении ОПЕК+, как и участие в нем других стран, в
сложившихся условиях является разумной стратегией.
Фрагмент текста работы:
1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
РОССИИ И ОПЕК 1.1 История взаимоотношений России и ОПЕК Организация
стран-экспортеров нефти (ОПЕК) – является международной межправительственной
организаций. Задачей создания ОПЕК является повышение эффективности политики в
нефтяном секторе. Страны, входящие в организацию, осуществляют регулирование
цен на нефть на принципах справедливости и стабильности, а также обеспечивают
регулярность поставок, что, в свою очередь, влияет на доходы инвесторов.
ОПЕК и
особенности ее деятельности были согласованы и закреплены в рамках соглашения в
1960 году на конференции, проходившей в Багдаде.
Основателями
организации явились такие страны, как Венесуэла, Иран, Ирак, Саудовская Аравии
и Кувейт. Несколько позднее к организации присоединились и ряд других стран, в
частности, в 1961 году присоединился Катар, в 1962 году – Ливия, в 1967 году –
ОАЭ, в 1969 году – Алжир. Последними из присоединившихся являются Экваториальная
Гвинея и Конго, которые вошли в состав ОПЕК в 2017-2018 годах [2, c. 55].
С 2020 года
в структуре организации произошли изменения: с 2020 года из состава членов
вышел Эквадор, ранее свое участи приостановила Индонезия, также из состава
членов организации вышел Катар. Таким образом, на настоящий момент в состав
ОПЕК входит 13 стран.
ОПЕК
выработала за время существования ряд инструментов, с помощью которых оказывает
влияние на нефтяной рынок, основным инструментом является система квот на
нефтяную добычу, которые закрепляются за странами – членами альянса.
Согласно
отчетам, в 2018 году на долю стран-участников ОПЕК приходилось 79,4 % от общего
объема доказанных мировых запасов сырой нефти, а также 41,91 % от мировой
добычи. Это позволяет организации занимать сильную позицию и оказывать влияние
на мировой рынок нефти [6, c. 52].
В настоящее
время развиваются отношения сотрудничества между Российской Федерацией и ОПЕК,
это сотрудничество оказывает существенное влияние на развитие мировой
экономики.
В России
находится около 6,3% доказанных запасов нефти от мировых запасов, наша страна
является крупнейшим поставщиком нефти на мировой рынок. В этой связи России
может оказывать влияние на стоимость нефти и нефтепродуктов [15, c. 58].
История
отношений России и ОПЕК складывалась непросто. Впервые Россия приняла участие в
деятельности альянса в 1997 году, во время нефтяного кризиса, который возник в
результате действий ОПЕК. С 1998 года наша страна принимает участие в сессиях
Конференции стран-экспортеров нефти, участвует в качестве эксперта на совещаниях
с представителями государств, не входящих в ОПЕК. Впервые в качестве
наблюдателя Россия принимала участие на конференции государств-членов
Организации стран-экспортеров нефти в 1998 году.
В Вене, в
1999 году в ходе круглого стола «Россия-ОПЕК», было принято решение об
организации таких мероприятий на постоянной основе, основными дискуссионными
вопросами в ходе работы круглого стола стали перспективные направления развития
рынка нефти, регулирование тарифов и цен, проблемы экологии и тенденции
развития энергетики.