Курсовая с практикой на тему Российское федерация — светское государство», предмет «конституционное право»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы отношений государства и церкви 6
1.1. Отношение государства и церкви как основа типологии государств (светское, клерикальное, теократическое) 6
1.2. Статус конфессий в светском государстве 13
2. Законодательное регулирование положения конфессий в РФ 20
2.1. Свобода совести и вероисповедания – основа светского государства 20
2.2. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение:
Российская Федерация – светское государство. Светское государство характеризуется отсутствием государственной религии, отделением от государства всех религиозных организаций, гарантированностью и реализацией свободы совести как верующим, так и атеистам, равенством религиозных организаций, отсутствием дискриминации в зависимости от отношения к религии. То есть, никакая религия не может устанавливаться в качестве главной или обязательной. Все объединения отделены от государства и равны перед законом.
В условиях развития в России гражданского общества, представляющего собой сферу самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций свободных от вмешательства и произвольной регламентации со сторону публичной власти, осуществление государственно-церковного взаимодействия в различных формах следует признать закономерным и логичным процессом, поскольку связи между представителями различных религий, их группами и объединениями, между верующими и неверующими гражданами никуда не могут исчезнуть. Они сложились исторически и объективно существуют. Как показал опыт построения советского государства, их нельзя принудительно искоренить или разрушить. В рамках гражданского общества они должны координироваться государством и развиваться в рамках закона. Религиозные объединения, являясь элементом гражданского общества, не могут быть изолированы от него и его членов.
В то же время светское государство отделено от религиозных объединений, точно так же, как гражданское общество отделено и обособлено от государства. Отсюда можно заключить, что осуществление взаимодействия светского государства и религиозных объединений возможно и даже необходимо, но лишь в определенных сферах и в определенных рамках, очерченных законом.
Актуальность конкретизации термина «светское государство» возрастает в свете предложения Президента РФ В.В. Путина о внесении поправок в действующую Конституцию РФ . В ней закреплены такие существенные признаки светского государства, как отсутствие государственной или общеобязательной религии и идеологии (ст. 13, 14), отделение религиозных объединений и государства друг от друга (ст. 14), равенство религиозных объединений перед законом (ст. 14), свобода совести (ст. 28), равенство граждан независимо от отношения и принадлежности к религии (ст. 19). Между тем, о взаимодействии государства и религиозных объединений главный документ страны умалчивает.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в светском государстве
Предметом исследования курсовой работы является правовые нормы, регулирующие светскость государства в Российской Федераций.
Целью курсовой работы является анализ особенностей Российской Федерации как светского государства.
Задачи курсовой работы:
— изучить отношение государства и церкви как основы типологии государств (светское, клерикальное, теократическое);
— рассмотреть статус конфессий в светском государстве;
— рассмотреть свободу совести и вероисповедания как основы светского государства;
— проанализировать правовое регулирование деятельности религиозных организаций.
Методологическую основу курсовой работы составляют диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ, федеральные законы РФ.
Эмпирическая основа курсовой работы. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики, также были изучены материалы судебной практики.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что изложенные в ней выводы и предложения могут быть учтены и использованы: в правотворчестве, в совершенствовании законодательства РФ; в научно-исследовательских работе при дальнейшем изучении проблематики Российской Федерации как светского государства.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая, нормативная, теоретическая, эмпирическая основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучены теоретические основы отношений государства и церкви.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ законодательного регулирования положения конфессий в РФ.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Религия выполняет функцию духовно-созидательного начала в государственном развитии России как многоконфессиональной страны. Однако конструктивная роль религии начнет деструктуризироваться, как только религия превратится в зависимый от государства придаток. Подчинение религии государству приведёт к потере ею функции как независимого носителя высших нравственных ценностей, к потере сакральности. Религия, наравне с государством, способна регулировать поведение людей, при этом она опирается на многовековой нравственно-этический потенциал и является активным участником общественной жизни страны, обладающим определенными функциями и полномочиями и имеющим авторитет среди населения.
Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
Исходя из вышесказанного в первой главе курсовой работы, мы приходим к выводу о разграничении понятия «реализация» и «распространение». Предлагаем вариант ч. 1 ст. 17 закона «О свободе совести» с необходимым, на наш взгляд, дополнением: «Статья 17. Религиозная литература и предметы религиозного назначения. 1. Религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать, реализовывать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения».
Также мы предлагаем законодательно закрепить понятие «распространение» в ФЗ «О свободе совести», в частности, дополнить ст. 17 частью 1.1: «Распространение — бесплатная передача прихожанам религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения на основе добровольных пожертвований и в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации».
В светском государстве должно происходить не обособление норм права и религиозных предписаний, но, напротив, их интегрирование, причем как в правообразовании, так и в правоприменении.
На наш взгляд, принципами взаимодействия религии и права в светском государстве должны быть следующие положения:
— религиозные нормы усиливают действие права, подводя под него нравственное обоснование, а право и государство охраняют религиозные чувства, свободу совести;
— религия не должна вмешиваться в сферы исключительно государственно-правового регулирования (например, политическая борьба, формирование органов государственной власти, инициирование военных действий, участие в разведывательной деятельности и др.);
— государство не может вмешиваться в сугубо религиозно-нравственные сферы;
— поскольку право есть «низший предел, минимум нравственности», то религиозные нормы дополняют правовые нормы в тех сферах общественной жизни, которые регулируются одновременно и правом, и религией (духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание, благотворительность), устанавливая более требовательные правила поведения.
Правовая регламентация религиозной свободы в современном государстве должна опираться на концепцию консенсуса и конструктивного диалога между представителями различных конфессий, а также неверующими.
Фрагмент текста работы:
Одним из важных течений сегодняшнего социума выступает всеобщее возрождение религии и как результат — возрасло число верующих, волна поднятия авторитета традиций и ценностей традиционных конфессий, утверждение авторитета, силы и влияния конфессиональных объединений. Религия снова имеет влияние на развитие общественных культурных, экономических и геополитических процессов в России. И как результат, развитие права и правового сознания, организация социальной жизни ии взаимодействия, немыслимо сейчас, без учета конфессиональной составляющей. Религия получила вид имманентного и эволюционирующего сегмента правовой эволюции социума и входящих в него разного рода этносоциальных групп, в отрыве от которого не может идти стабильное развитие .
В современной России взаимодействие государства и церкви неоднозначно и довольно своеобразно. Это взаимодействие базируется на том, что культура российского общества основана на многовековом религиозном наследии ее народов. В условиях секуляризованного мира религия стремительно политизируется, так как в современном мире терроризм, локальные конфликты и войны имеют религиозную составляющую.
Государство и власть, не выполняя никакого религиозного призвания, во все времена пытались использовать церковь как важнейший идеологический инструмент подавления и принуждения, так как религия выполняет такие важнейшие функции, как интегративная (объединение людей путём создания единой духовной общности) и нормативная (обладая собственной системой норм и стандартов поведения, религия приспосабливает их под общесоциальные нормы, поддерживая социорегулятивные механизмы общества).
Нормативная функция выполняет важнейшую роль в процессе взаимодействия государства и религии, так как большинство религиозных норм основано на общечеловеческих нравственных ценностях и влияют на процесс социализации, воспитания и образования личности . Поэтому они более действенно регулируют общественные отношения. Н. Бердяев подчёркивает, что важнейшими функциями религии являются: компенсаторная (терапевтическая), коммуникативная, мировоззренческая. Компенсаторная (терапевтическая) функция помогает людям восполнить духовный вакуум, определяет их жизненные цели, помогает людям приобрести внутреннюю гармонию и даже обрести смысл жизни .
Взаимодействие Российского государства и церкви основывается на принципе субсидиарности, при котором государство делегирует церкви некоторые сферы ответственности в области среднего и высшего образования, здравоохранения и некоторые другие, субсидируя и финансово поддерживая церковь (так, например, Федеральный закон № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, которое находится в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности). Церковь, как институт гражданского общества, получила возможность активного участия в диалоге между различными субъектами общественных отношений .