Курсовая с практикой на тему Российская система социального обеспечения : современное состояние и направления дальнейшего развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические основы российской системы социального обеспечения 5
1.1 Общая характеристика российской системы социального обеспечения 5
1.2 Источники правового регулирования российской системы социального обеспечения 12
2 Анализ современного состояния и направления дальнейшего развития 16
2.1 Современное состояние российской системы социального обеспечения 16
2.2 Проблемы и перспективы развития российской системы социального обеспечения 25
Заключение 32
Список использованных источников 35
Введение:
Эволюционные процессы, происходящие в современном мире, свидетельствуют об активизации правового сближения нормативного регулирования разных отраслей права — сближения, пусть и с некоторыми отличиями, однако, в рамках «мейнстрима», и, принимая во внимание комплементарность правовых элементов, обнаруживают общий знаменатель правовых преобразований, что указывает на межотраслевую предрасположенность. Совершенствование законодательства, в том числе и тенденция к его кодификации, приводит к метаморфозам в праве, в том числе в нормативно-правовом регулировании социальной сферы.
В современный период различные отношения регулируются большим количеством правовых отраслей. Также с отраслями права существует система правовых норм, которая также направлена на регламентацию разных вопросов жизни граждан, однако при этом не имеют своего предмета и/или метода правового регулирования. Данный факт не позволяет выделить их как самостоятельные отрасли юриспруденции. Примеров здесь является система права социального обеспечения.
Актуальность темы курсовой работы заключается еще и в том, что условия пандемии вскрыли некоторые проблемы правового регулирования российской системы социального обеспечения.
Объектом исследования курсовой работы является общественные отношения, складывающиеся в процессе развития российской системы социального обеспечения.
Предметом исследования курсовой работы является законодательство, регулирующее российскую систему социального обеспечения, а также материалы судебной практики.
Целью курсовой работы является анализ особенностей, современных проблем и перспектив российской системы социального обеспечения.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть общую характеристику российской системы социального обеспечения;
— изучить источники правового регулирования российской системы социального обеспечения;
— проанализировать современное состояние российской системы социального обеспечения;
— выявить проблемы и перспективы развития российской системы социального обеспечения.
В курсовой работе использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительный) методов познания.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ , кодексы, федеральные законы РФ.
Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Теоретическая и практическая значимость темы курсовой работы обоснована спецификой современного этапа развития права и организации социального обеспечения в условиях мирового экономического кризиса, связанного с пандемией, и санкционного давления на российскую экономику и государственность в целом, которая требует поиска новых путей развития российской системы социального обеспечения.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Социальное обеспечение — это система социально-экономических направлений деятельности, которая организована государством, и являющейся формой помощи для определенного круга лиц, оказываемая при наступлении конкретных юридических фактов, которые закреплены в законе, с целью выравнивания социального положения граждан страны.
Необходимость в социальном обеспечении появилась наряду с возникновением общества.
Абсолютно в любом обществе независимо от экономического и политического устройства есть люди, кардинально отличные от других. Они в силу естественных, не зависящих от них причин, не имеют такого дохода, который мог охватить хотя бы минимум потребностей. К кругу таких лиц относятся дети, пожилые люди, которые в силу своего возраста не могут активно трудиться. В частности, в данный круг может попасть любой человек, независимо от возраста. К нетрудоспособным можно также отнести категорию людей, которые в связи с состоянием своего здоровья не могут выполнять определенные функции, которые могут быть как временными, так и постоянными.
2. Новое законодательство в российской системе социального обеспечения практически не принимается. Чаще редактируются уже существующее законодательство, что свидетельствует об отставании их норм от современности.
По нашему мнению, представляется закономерным предложение о необходимости принятия специального федерального закона «Об основах социальной политики в Российской Федерации», который бы не только определил понятие «социальная защита населения» и ее основной формы — социального обеспечения, но также систематизировал действующие нормативно-правовые акты в сфере защиты социальных прав граждан России. При этом, проект данного законодательного акты существует уже с 1999 г.
3. Социальная политика является одним из основных векторов деятельности государства по росту эффективности социальной системы, основная задача которого заключается в обеспечение необходимого уровня жизни населения.
Российская система социального обеспечения имеет большую значимость, а особенно в такие трудные периоды как коронавирусная инфекция. В период пандемии гражданам как никогда необходима помощь и поддержка.
Органы государственной власти, осознавая проблемы происходящего вокруг, стараются во всех направлениях уменьшить последствия пандемии, а также не позволить появление экономического кризиса во всех сферах жизнедеятельности.
Вопросы о значении и источниках социальных расходов и об их связи с качеством и уровнем жизни являются в нашей стране одними из наиболее острых.
Государство, реализуя линию на повышение качества жизни населения не может избежать решения вопросов региональной дифференциации, качества и механизма предоставления социальной поддержки.
4. Анализ научной литературы, нормативно-правовых актов, а также конкретных примеров дел из имеющейся и доступной судебной практики разрешает выдвинуть некоторые предложения:
— Включить к Конвенцию о защите прав человека и основных свобод статью о защите прав граждан на «социальное обеспечение».
— Законодательное закрепление, что работники системы правоохранительных органов должны иметь общее право социального обеспечения, а не особенное.
— В случае ошибок в правоприменительной практике по социальному обеспечению предлагается предусмотреть административный штраф для должностных лиц — чиновников, так как количество подобных ошибок необходимо снизить.
— Продолжать развивать госконтроль (надзор) в сфере соцобеспечения.
— Внедрять и реализовывать на практике разного рода административные меры с целью снизить нежелательные нарушения прав и свобод граждан.
— Усилить защиту интересов получателей разного рода соцуслуг.
Таким образом, в Российской Федерации пока не произошло формирование четких подходов к реформированию сложившейся системы социального обеспечения.
В последнее время российская система социального обеспечения ориентировалось на заявительный характер в разрешении социальных проблем отдельных категорий граждан в условиях кризиа. Данный подход, к сожалению, не дает эффекта на долгосрочной основеа, так как он нацелен на профилактику повторного возвращения социальных кризисных ситуаций.
Проблемы в российской системе социального обеспечения необходимо решать путем оптимизации законодательства и применением государством определенных мер в области российской системы социального обеспечения РФ.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы российской системы социального обеспечения
1.1 Общая характеристика российской системы социального обеспечения
Социальная защита государства, как Российской Федерации, так и любого другого государства — огромная система исследования, ведь она включает в себя большое количество элементов социального обеспечения, такие как: обязательное социальное страхование, негосударственное пенсионное страхование, финансирование социального обеспечения, медицинского страхования, выплаты для малоимущих, безработным семьям с детьми и многое другое. Каждая из этих перечисленных подсистем также отдельно изучается и находит свое практическое применение в жизни, подкрепленное нормативно правовыми актами.
Статья 7 Конституции Российская Федерация непосредственно и всецело охватывает вопрос соотнесения права социального обеспечения с конституционным строем, поскольку в ней Российская Федерация прямо признаётся социальным государством, а также освещается значимость данного вопроса путём обеспеченности проведения социальной политики. Однако, стоит подметить, что данная статья не является единственной в рамках рассматриваемой темы. Она занимает центровое положение в силу нахождения в первой главе, а, как известно — все остальное содержание Конституции детализируется и распространяется в последующих главах. Так, при рассмотрении данного вопроса необходимо также опираться на положения ст. 39.
В то же время, очевидно, что между понятиями «право» и «гарантия» имеется существенная разница. В толковом словаре «право» определяется как «охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять», гарантия же — это «ручательство, порука, обеспечение». Иными словами, гарантии помогают воплощению норм законодательства в реальной жизни. Таким образом, и ст. 7., и ст. 39 имеют декларативный характер, закрепляя по сути лишь принципы осуществления социальной политики.
право социального обеспечения в рамках Конституции представляет собой лишь закрепление и раскрытие принципа. Сам же механизм находится на уровне федерального законодательства. Непосредственно механизм осуществления и проведения социальной политики ни коим образом не нашёл своё проявление ни в тексте Конституции, ни в основах конституционного строя, закреплённых в Конституции. В рассматриваемых статьях (7, 39) существуют прямые ссылки на федеральное законодательство, в рамках которого уже и осуществляется регулирования данных общественных отношений .
Социальное обеспечение является определенной формой, которая обеспечивает жизнь людей, имеет определенные исторические типы.
Становление социального обеспечения начало зарождаться еще в древней Руси, а именно с правления князя Владимира. Тем самым помогая нетрудоспособным выживать, помогая не только с кормлением, но еще и с доставкой, если у людей не имелось возможности получить помощь самому. А также чуть позже, осознав важность помощи такому кругу лиц, князь Владимир издал закон, в котором говорилось о создании странноприимных домов.
Иван Грозный более чем четко понимал, что далеко не все подданные уравнены в возможностях, и многие не могут в полном, или же достаточном объеме обеспечить существование жизненно важными вещами. Многие люди не могли даже найти себе одежду, поэтому Иван IV издал Указ под названием «О милостыне», в котором четко была поставлена задача в виде выявления абсолютно во всех городах «престарелых и прокажённых», построить для них богадельни, обеспечить их одеждой.
Петр Первый в свое время приказал Святейшему Синоду, равно как и главному магистру, приступить к постройке больниц и домов для сирот, к ним же относились и постройки для незаконнорожденных младенцев, их также без помощи от государства не оставляли. Благодаря развитию социального обеспечения для нетрудоспособных людей появились и желающие нажиться, обманывая при этом закон и людей. Они выдавали себя за больных, за бездомных и сирот, получая от прохожих пожертвования, вскоре число лгунов и воров становилось все больше и больше.
Петр Первый запретил подавать милостыню непосредственно просящим подаяние. И немаловажным вложением императора в развитие социального обеспечения стал Указ, который был издан 3 мая 1720. Он заключался в том, что офицеры и нижние чины, которые были признаны военной коллегией неспособными продолжать свою воинскую службу из-за ран, которые были приобретены во время службы или старости, определять их на жительство в монастыри, а также выдавать им пожизненное содержание. Екатерина II 1 сентября 1763 г. в своем манифесте под названием «Об учреждении Воспитательных домов» сделала акцент на призрение бедных – это главное для Верховной власти .
Чуть позже в каждой губернии создавались приказы общественного призрения, на которые возлагалась обязанность содержать народные школы, сиротские дома, работные дома. Средства, которыми все обеспечивалось, выделялись из государственной казны в виде первоначального взноса, в последующем города будут сами отчислять из своих доходов часть средств для данных учреждений. Императрица первая основала дом для инвалидов, но привычный нам вид он приобрел только при Николае Первом. К такой группе населения относились те, кто являлся неспособным работать, а также не мог без помощи других людей обеспечивать себя самостоятельно.
Таким образом, из вышеупомянутых доводов, можно выделить определенные принципы регулирования социального и государственного призрения, к ним относится: — ограничение помощи тем лицам, которые по своему желанию не хотели работать и обеспечивать себя, хотя здоровье и возможность располагали к этому; — санкции для тех, кто противился самостоятельно осуществлять трудовую деятельность, не желая выйти из бедственного положения, в котором данное лицо находилось; — признание и помощь всем нищим, которые помещаются в закрытые учреждения, которые нуждаются и не противится помощи, оказываемой государством.