История Зарубежной Музыки Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Романтизм в музыке и творческий облик Шуберта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение. 3
Глава 1.
Творчество Франца Шуберта в контексте европейского романтизма  5
1.1.   Общее понятие романтизма. 5
1.2.   Представители европейского романтизма. 11
1.3. Вклад
Шуберта в развитие романтизма. 14
Глава 2.
Анализ романтических черт в произведениях Франца Шуберта. 17
2.1. Общий
анализ романтизма в произведениях Шуберта. 17
2.2.
Симфония №8 «Неоконченная». 19
2.2.
Вокально-инструментальный цикл «Зимний путь». 25
Заключение. 29
Список
использованной литературы.. 31

  

Введение:

 

Франц Шуберт — австрийский композитор, один из
основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных произведений,
девяти симфоний и большого количества камерной и сольной фортепианной музыки. В
своих великолепных произведениях он противопоставлял мирскую реальность
богатству внутреннего мира маленького человека. Идеологическим стержнем
большинства произведений Шуберта было столкновение идеального и реального.

Первый композитор-романтик, Шуберт стал одной из самых
трагических фигур в истории мировой музыки. Его короткая и бессобытийная жизнь
оборвалась, когда он находился в расцвете сил и таланта. Большинство своих
сочинений он так и не услышал. Во многом трагичной была и судьба его музыки.
Бесценные рукописи, некоторые из которых хранились у друзей, некоторые
передавались другим, а иногда просто терялись в бесконечных путешествиях,
долгое время не удавалось собрать воедино.

Каждый раз столкновение мечты и реальности получает
индивидуальную интерпретацию, но, как правило, конфликт не находит
окончательного разрешения. В центре внимания композитора не борьба во имя
утверждения положительного идеала, а более или менее ясное обнажение
противоречий. Это главный признак того, что Шуберт принадлежал к романтизму.
Его главной темой была тема обездоленности и трагического отчаяния. Эта тема не
была придумана, она была взята из жизни, отражая судьбу целого поколения, в том
числе и самого композитора. Как мы уже говорили, Шуберт провел свой короткий
творческий путь в трагической безвестности. Он не пользовался успехом,
естественным для музыканта его масштаба.

Романтизм был своеобразной реакцией на Просвещение и его
культ разума. Его возникновение было обусловлено различными причинами. Самой
важной из них было разочарование результатами Французской революции, которые не
оправдали ожиданий.

Романтическое мировоззрение характеризуется острым
конфликтом между реальностью и мечтой. Реальность низка и бездушна. Мечта —
нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое для разума.

Романтизм противопоставил прозе жизни прекрасное царство
духа, "жизнь сердца". Романтики считали, что чувства составляют более
глубокий пласт души, чем разум. Не случайно музыка была объявлена идеальным
видом искусства, который в силу своей специфики наиболее полно выражает
движения души. Нимномузыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе
искусств.

В данной работе рассматривается содержание и особенности
творческого стиля Франца Шуберта в контексте романтического музыкального
искусства.

Цель работы — раскрыть творческий облик Шуберта, обобщить
вклад композитора в европейский романтизм XIX века и вывести особенности музыки
этой эпохи.

В ходе работы необходимо решить следующие задачи:

1) выявить стилистические особенности музыки романтизма,
его предпосылки и характерные черты;

2) рассмотреть Франца Шуберта как первого композитора
романтизма;

3) проанализировать творческую личность Шуберта и
особенности его творчества;

4) сделать анализ произведений Франца Шуберта.

Работа состоит из введения, двух основных глав,
заключения, списка использованных источников и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Композитор прожил всего 31 год, но его вклад в музыкальное
наследие XIX века огромен. Он написал около 650 песен в песенно-романтическом
жанре. В то время немецкая поэзия процветала — она была источником его
вдохновения. Шуберт брал поэтические тексты и с помощью музыки придавал им
собственный контекст и новый смысл. Его песни отличались непосредственным
воздействием на слушателя — он становился не наблюдателем, а участником сюжета
музыкальной композиции. Вместе с ним наступила новая эпоха — эпоха романтизма.

Показательна и неизменная творческая связь Шуберта с
народно-бытовыми жанрами, которые культивировались в его домашней среде.
Основным художественным жанром Шуберта является песня — народное творчество.
Самые новаторские черты Шуберт черпает в традиционной народной и бытовой
музыке. Песни, фортепианные пьесы в четыре руки, обработки народных танцев
(вальсов, лендлеров, менуэтов и других) — все это имело огромное значение в
определении творческого облика венского романтика. На протяжении всей своей
жизни композитор сохранял связь не только с бытовой музыкой Вены, но и с
характерным стилем венских предместий.

В его песнях и балладах чувствовался дух национальной
поэзии, воплощение художественных идеалов нового поколения [7].

В этих сферах музыкального творчества новаторство Шуберта
проявилось с наибольшей смелостью и размахом. Он был основоположником
лирической инструментальной миниатюры, романтической симфонии —
лирико-драматической и эпической. Шуберт радикально изменил образное содержание
основных форм камерной музыки: фортепианных сонат и струнных квартетов.
Наконец, истинное детище Шуберта — песня, создание которой просто неотделимо от
самого его имени. [4]

Творчество Шуберта отчасти сродни творчеству Вебера.
Романтизм обоих художников имеет общие истоки. "Волшебная стрела"
Вебера и песни Шуберта в равной степени были продуктом демократических
потрясений, охвативших Германию и Австрию во время национально-освободительных
войн. Шуберт, как и Вебер, отразил наиболее характерные формы художественного
мышления своего народа. Более того, он был самым ярким представителем венской
народно-национальной культуры этого периода. Его музыка была таким же дитя
демократической Вены, как и вальсы Ланнера и Штрауса-отца, звучавшие в кафе,
как и народные сказки и комедии Фердинанда Раймунда. Искусство Шуберта не
только воспевало поэзию народной жизни, но и часто непосредственно зарождалось
в ней. И именно в народных жанрах повседневной жизни прежде всего проявился
гений венского романтизма.

В Австрии национально-патриотический подъем никогда не
имел такого эффективного выражения, как в Германии или Италии, и реакция,
установившаяся во всей Европе после Венского конгресса, приняла здесь особенно
мрачный характер. Атмосфере умственного рабства противостояли лучшие умы того
времени. Но в условиях деспотизма открытая общественная деятельность была
немыслима. Энергия народа была скована и не находила достойных форм выражения.

Шуберт мог лишь противопоставить жестокой реальности
богатство внутреннего мира "маленького человека". Здесь нет ни
"Волшебной стрелы", ни "Вильгельма Телля", ни
"Гальки" — то есть произведений, вошедших в историю как
непосредственные участники социальной и патриотической борьбы. В творчестве
Шуберта присутствовала романтическая нота одиночества.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Творчество Франца Шуберта в контексте
европейского романтизма 1.1. Общее
понятие романтизма Музыкальный романтизм отличался акцентом на
оригинальность и индивидуальность, личное эмоциональное выражение, свободу и
эксперименты с формой. Людвиг ван Бетховен и Франц Шуберт соединили
классический и романтический периоды, поскольку, хотя их формальные музыкальные
приемы были в основном классическими, интенсивное личное чувство и
использование программных элементов в их музыке послужили важной моделью для
композиторов-романтиков XIX века.

Возможности драматической выразительности в музыке
расширялись как за счет расширения и совершенствования инструментального
репертуара, так и за счет создания новых музыкальных форм, таких как лид,
ноктюрн, интермеццо, каприччио, прелюдия и мазурка. Романтический дух часто
находил вдохновение в поэтических текстах, легендах и народных сказках, и
соединение слов и музыки программно или через такие формы, как концертная
увертюра и инцидентная музыка, является еще одной отличительной чертой
романтической музыки. Основными композиторами первой фазы романтизма были
Гектор Берлиоз, Фредерик Шопен, Феликс Мендельсон и Ференц Лист. Эти
композиторы довели выразительность оркестровых инструментов до предела,
расширили гармонический словарь, используя весь диапазон хроматической гаммы, и
исследовали связь инструментов и человеческого голоса. Средняя фаза музыкального
романтизма представлена такими фигурами, как Антонин Дворжак, Эдвард Григ и
Петр Ильич Чайковский. Романтическое стремление выразить в музыке самобытность
конкретной нации проявилось в творчестве чехов Антонина Дворжака и Бедржиха
Сметаны, а также различных русских, французских и скандинавских композиторов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы