Курсовая с практикой на тему Роман Михаила Шишкина «Венерин волос» как постмодернистский текст
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА 5
1.1
Явление постмодернизма в культуре. 5
1.2
Постмодернизм в литературном процессе. 14
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО ТЕКСТА В
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 19
2.1
М. П. Шишкин как представитель русского течения постмодернизма. 19
2.2
Элементы постмодернизма в романе М.П. Шишкина «Венерин волос». 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Введение:
Попытка проанализировать множество интерпретаций,
перспектив и определений, окружающих совокупность произведений литературного
постмодернизма, показывает, что большинство исследователей склонны исчерпывать
рамки этого художественного явления понятиями деконструкции, принижения и
отрицания. Типичное постмодернистское произведение — это всегда по сути
насмешка, от снисходительной сатиры до едкого фарса, для которой одинаково
неприемлемы три формы эстетического опыта: модернизм, реализм и популярная
культура; постмодернизм отрицает шаблон высокого модернистского тиражирования,
отвергая идею реалистической пародии Постмодернистская парадигма предпочитает
критиковать другие теории, а не придерживаться собственных положений.
Носителем конечной истины в произведениях
классического модернизма является автор. В постмодернистском произведении писатель
подобен вечным переписчикам, он может лишь вечно подражать тому, что написано
прежде и само писалось не впервые; в его власти только смешивать разные виды
письма, сталкивать их друг с другом, не опираясь всецело ни на один из них.
Именно такая специфика смешений определяет актуальность вопроса изучения
индивидуальных лингвостилистических характеристик отдельно взятого автора.
Объектом данной работы является
постмодернистский текст. Предметом – специфика постмодернистских черт романа
М.П. Шишкина «Венерин волос».
Целью данной работы является рассмотреть и
проанализировать ряд признаков, характеризующих роман М.П. Шишкина «Венерин
волос» как постмодернистский текст. Согласно цели, были поставлены следующие задачи
данной работы:
1. Определить основные характеристики
постмодернизма как направления в искусстве;
2. Выделить ключевые черты постмодернистского
романа;
3. Рассмотреть фигуру М.П. Шишкина в литературе
как представителя постмодернизма;
4. Проанализировать роман «Венерин волос» на
предмет принадлежности к постмодернистскому тексту.
Методологическая база исследования. Научные
исследования в области постмодернистской проблематики русского текста неизбежно
приобретают вторичный характер, так как феномен постмодернизма имеет
«иностранное» происхождение. В России изучение постмодернизма шло двумя путями:
публикация переводных статей западных авторов и рефлексия отечественных авторов
на это западное явление, а также ретроспективное осмысление отдельных
историко-культурных моментов в отечественной культуре и некоторых
художественных произведений, которые сочли возможным назвать
«постмодернистскими». Таким образом, во многом широкому распространению постмодернистских
идей мы обязаны деятельности переводчиков, они же философы, искусствоведы,
культурологи, литературоведы, среди них В.В. Бибихин, В.Я. Ивбулис, Н.Б.
Маньковская и другие.
Материалом для данного исследования
послужил текст романа М.П. Шишкина «Венерин волос» и выборочные цитаты из него.
Среди методов исследования в данной работе можно выделить исторический
метод, исследование научной литературы по теме, дедуктивный и индуктивный
методы, метод структурного анализа, художественный анализ текста.
Данная работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в процессе исследования нам удалось выделить
такие ключевые черты постмодернистского текста в романе «Венерин волос» как
полифония, мультикультурность и социальная раздробленность, использование
симуляций.
По мнению Бахтина, полифония романа заключается в
двусмысленной борьбе между идеями и концепциями всех персонажей. Авторский
голос (точка зрения) не имеет никаких преимуществ перед другими героями романа.
Специфика мыслей персонажа в романе «Венерин волос» позволяет говорить о нем
как об отдельной, зрелой структурной единице.
Фактически, со вступлением в эпоху постмодерна,
одной из его наиболее отличительных характеристик стала потеря рациональной и
социальной согласованности в пользу культурных образов, социальных реформ и
идентичностей, отмеченных фрагментацией, множественностью, мультикультурностью
и неопределенностью. С этой точки зрения постмодернизм полностью отвергает
метанарративы (универсальную систему понятий, знаков, символов, метафор и
т.д.). Когда постмодернизм представляет собой фрагментированную культуру,
которая является одной из ключевых характеристик рассматриваемого произведения.
Художественное пространство романов М.П. Шишкина
состоит из повторения структурных элементов, образующих единое целое. Этот
смысловой элемент является мотивацией для копии. Как известно, копия — одно из
ключевых понятий постмодернистской культуры. В романе речь идет о копиях копий,
то есть, если следовать определению Ж. Бодрийяра, о симулякре. Но
постмодернистская образность принципиально не связана ни с какой реальностью,
не имеет никакой ценности и выступает за «полый символ», в «Венерином волосе»
отрицается понятие оригинала, а скорее его культурно-историческая самоценность.
Таким образом, следуя данным характеристикам, мы делаем вывод, что данный роман
является постмодернистским текстом.
Фрагмент текста работы:
Попытка проанализировать множество интерпретаций,
перспектив и определений, окружающих совокупность произведений литературного
постмодернизма, показывает, что большинство исследователей склонны исчерпывать
рамки этого художественного явления понятиями деконструкции, принижения и
отрицания. Типичное постмодернистское произведение — это всегда по сути
насмешка, от снисходительной сатиры до едкого фарса, для которой одинаково
неприемлемы три формы эстетического опыта: модернизм, реализм и популярная
культура; постмодернизм отрицает шаблон высокого модернистского тиражирования,
отвергая идею реалистической пародии Постмодернистская парадигма предпочитает
критиковать другие теории, а не придерживаться собственных положений.
Носителем конечной истины в произведениях
классического модернизма является автор. В постмодернистском произведении писатель
подобен вечным переписчикам, он может лишь вечно подражать тому, что написано
прежде и само писалось не впервые; в его власти только смешивать разные виды
письма, сталкивать их друг с другом, не опираясь всецело ни на один из них.
Именно такая специфика смешений определяет актуальность вопроса изучения
индивидуальных лингвостилистических характеристик отдельно взятого автора.
Объектом данной работы является
постмодернистский текст. Предметом – специфика постмодернистских черт романа
М.П. Шишкина «Венерин волос».
Целью данной работы является рассмотреть и
проанализировать ряд признаков, характеризующих роман М.П. Шишкина «Венерин
волос» как постмодернистский текст. Согласно цели, были поставлены следующие задачи
данной работы:
1. Определить основные характеристики
постмодернизма как направления в искусстве;
2. Выделить ключевые черты постмодернистского
романа;
3. Рассмотреть фигуру М.П. Шишкина в литературе
как представителя постмодернизма;
4. Проанализировать роман «Венерин волос» на
предмет принадлежности к постмодернистскому тексту.
Методологическая база исследования. Научные
исследования в области постмодернистской проблематики русского текста неизбежно
приобретают вторичный характер, так как феномен постмодернизма имеет
«иностранное» происхождение. В России изучение постмодернизма шло двумя путями:
публикация переводных статей западных авторов и рефлексия отечественных авторов
на это западное явление, а также ретроспективное осмысление отдельных
историко-культурных моментов в отечественной культуре и некоторых
художественных произведений, которые сочли возможным назвать
«постмодернистскими». Таким образом, во многом широкому распространению постмодернистских
идей мы обязаны деятельности переводчиков, они же философы, искусствоведы,
культурологи, литературоведы, среди них В.В. Бибихин, В.Я. Ивбулис, Н.Б.
Маньковская и другие.
Материалом для данного исследования
послужил текст романа М.П. Шишкина «Венерин волос» и выборочные цитаты из него.
Среди методов исследования в данной работе можно выделить исторический
метод, исследование научной литературы по теме, дедуктивный и индуктивный
методы, метод структурного анализа, художественный анализ текста.
Данная работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.