Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» КАК ПОЛЕ НРАВСТВЕННОГО ВОПРОСА 5

1.1 Социальный контекст произведения 5

1.2 Критика о романе как полемика, о нравственности и ответственности 19

ГЛАВА 2 ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ В РОМАНЕ 29

2.1 Основные особенности романа 29

2.2 Решение нравственного вопроса и коллективной ответственности в романе 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39

  

Введение:

 

Ф. М. Достоевский является одним из ярких представителей классической русской литературы XIX века. Особенности его произведений неисчислимы: от полифонии текста до глубоко психологизма в проработке персонажей.

Автора являлся не только художественным прозаиком, но и журналистом и критиком, который долгое время был редактором нескольких журналов, а перед написанием своей финальной работы издавал «Дневники писателя», которые являются его наиболее яркой публицистической работой.

Наиболее яркие и известные по всему миру произведения Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». Если вторая работа была своеобразным эпилогом творческих исканий и философских мыслей Достоевского, то первая представляла собой одновременно философское рассуждение и полемику с представителями радикального нигилизма. Учитывая, что Достоевский жил и писал в годы, когда Российская Империя претерпевала ряд сложностей связанных с крестьянским вопросом, а в политических структурах искали новые способы ведения государственного порядка, можно отметить, что роман, критически проходящий по революционному настроению и обличающий нравы имперской России вызвал повышенный интерес и реакцию критического сообщества. Особенно если учесть, что и сам Достоевский нередко выступал в качестве критика в тех журналах что издавал.

Тем не менее, роман следует рассматривать и как философский роман о месте нравственности в реальной жизни, и как зеркало социальных потрясений в Российской Империи пореформенного периода.

Объектом данной работы является роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Предметом данной работы является вопрос нравственности в ее социальном проявлении на примере романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Целью работы является характеристика вопроса об ответственности человека за происходящее в обществе в рамках романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

— Анализ социального контекста в романе;

— Анализ критики романа как следствия социальной полемики;

— Характеристика основных особенностей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;

— Характеристика нравственного вопроса и коллективной ответственности в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как уже было отмечено ранее, роман «Преступление и наказание» представляет собой зеркало социальной обстановки в Российской Империи после либеральных реформ Александра Николаевича. Роман отражает современную Ф. М. Достоевскому действительность.

Главной нравственной проблемой романа является равнодушие сословного общества девятнадцатого столетия, которое, как ни странно, продолжает оставаться таковым и после преодоления сословного неравенства. Герой романа, Родин Раскольников, человек доведенный до отчаяния и рационально приведший себя к пониманию того что для душевного и социального спокойствия необходимо возвыситься над человеческими нормами морали, так как именно порожденные ими реакции мешают человеку жить свободно. Однако данные тезисы есть лишь следствие одиночества Раскольникова в социальном понимании данного термина. Родион предоставлен сам себе в своих проблемах и страхах, а потому находит максимально маргинальный выход из сложившийся ситуации.

Однако в финале романа Раскольников понимает свое положение и то, как конкретно его действия сказываются на его окружении, а потому сдается властям, чтобы в итоге найти в своем горе «товарища» в лице Сони Мармеладовой. Девушка, в будущем, должна стать проводником Раскольникова к нравственности через православную веру.

Характерно, что, несмотря на очевидный образ Раскольникова как жертвы обстоятельств, роман вызывал нешуточную полемику, так как Раскольников наделялся сумасшествием, тем самым отстраняясь многими критиками от общества как лишний человек.

Однако данное обстоятельство лишь подтверждает тезисы Ф. М. Достоевского в романе, так как, прежде всего, уходит от нравственности происходит из-за духовного и социального одиночества человека.

 

Фрагмент текста работы:

 

Социальный контекст произведения

Написание романа «Преступление и наказание» пришлось на шестидесятые годы XIX века. Несмотря на наличие психологических анализов и философскую полемику в романе, нельзя пренебрегать его социальным контекстом, так как роман во многом передает «дух» того времени в котором был написал.

Роман, стоит отметить, не раз становился объектом научного анализа. Наиболее полный разбор произведения содержится в работе В. Я. Кирпотина «Разочарование и крушение Родина Раскольникова», однако действительно крупных исследований социального контекста произведения при жизни автора и на протяжении долгого времени так и не было.

Отметим, что шестидесятые годы девятнадцатого столетия действительно можно считать временем глубоких волнений, так как на указанное столетие пришлась отмена крепостного права, которая хоть и воспринимается во многих исторических трудах современности как благо, на самом деле является неоднозначным явлением: крестьяне ставшие свободными юридически, фактически продолжали зависеть от помещика, в особенности из-за отсутствия у них земли. Экономические обстоятельства буквально толкали крестьян в те условия, от которых они, казалось бы, юридически были освобождены.

Серьёзные проблемы вскрылись позднее, после реформы образования 1863 года. Высшее образование становится доступным для всех сословий, в случае окончания гимназийных курсов. Однако доступность таких курсов была чисто юридической. Практически же представители низших сословий, в особенности крестьянства, не видели практической пользы от такой привилегии, так как в большинстве своем были прикреплены к земельным проблемам, а образование, даже начальное, воспринималось как тягость.

Тем не менее, сам факт доступности высшего образования был следствием общей либеральной тенденции в российском правительстве. Образовательная сфера в Российской Империи отставала от Европы, в которой университетское образование стало нормой еще с двенадцатого столетия. В России же университеты открываются лишь в 1755 году, и то лишь в едином экземпляре, а через год на юридическом факультете данного университета учился лишь один студент.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы