История русской литературы Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы изучения романа в отечественной критике 5
1.1. Критический анализ романа Н.Я. Соловей и В.Г. Белинским 5
1.2. Критика романа с позиции А.Л. Слонимского 9
Выводы по 1 главе 11
2. Изучение романа через призму отечественной критики 12
2.1. Исследование критических статей Д.И. Писарева 12
2.2. Анализ критики романа Ю.М. Лотманом и Н.Л. Бродским 14
Выводы по 2 главе 16
3. Практические аспекты применения научных результатов исследования в преподавании школьного курса литературы 17
3.1. Точка зрения на роман как на часть школьной программы 17
3.2. Роман с практической точки зрения 21
Выводы по 3 главе 24
Заключение 25
Список использованной литературы 27

  

Введение:

 

Данная работа посвящена изучению романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике.
Актуальность рассматриваемой темы определяется разнообразием подходов к исследованию указанного произведения многочисленными рецензентами и критиками.
Значимость исследуемой проблемы характеризуется тем, что третье столетие пушкинский роман «Евгений Онегин» привлекает к себе внимание огромного числа людей мастерством автора, затрагивающего такие аспекты жизни общества как: гуманистическая направленность ценностей, интересов и идеалов, коммуникативность, нравственность. Что особенно актуально для школьной программы по литературе в рамках воспитания подрастающего поколения.
Научная разработанность темы демонстрирует различные грани критического мышления исследователей литературных произведений касательно великого романа Александра Сергеевича Пушкина.
Степень изученности темы исследования в научной литературе находится на достаточно низком уровне. Не в полной мере представлен сравнительный анализ различных критических мнений.
Теоретической основой исследования стали работы А.Л. Слонимского, В.Г. Белинского, Н.Я. Соловей, Д.И. Писарева, Ю.М. Лотмана, Н.Л. Бродского.
Методологическую основу исследования составили «Евгений Онегин. Критический анализ произведения А.С. Пушкина», «Евгений Онегин. Роман А.С. Пушкина», «Опыт конкорданса к роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с приложением текста романа», «А.С. Пушкин в отечественной критике», «Александр Сергеевич Пушкин в отечественной критике», «В.А. Писарев: романтик реализма», «Литературная критика», «Мастерство Пушкина».
Источниковую базу исследования составили научные исследования, последних лет, авторы которых рассматривают вопросы изучения романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике.
Цель работы – определить диапазон критических взглядов и мнений литераторов романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1) рассмотреть критический анализ романа Н.Я. Соловей и В.Г. Белинским
2) изучить критику романа с позиции А.Л. Слонимского
3) исследовать критические статьи Д.И. Писарева
4) проанализировать критики романа Ю.М. Лотманом и Н.Л. Бродским
5) выявить точку зрения на роман как на часть школьной программы
6) рассмотреть роман с практической точки зрения
Объект исследования – роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Предмет исследования – критические работы отечественных литераторов, посвящённые роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Меᴛоды исследования — изучение, анализ, сравнение, синᴛез, обобщение.
По структуре работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена теоретическим основам изучения романа в отечественной критике. Во второй главе работы нами рассматриваются практические аспекты изучения романа через призму критики. Третья глава исследования посвящена практическим аспектам применения научных результатов исследования в преподавании школьного курса литературы.
Проблема изучения романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике связана с формированием коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенции школьников, поскольку учит их формулировать и открыто выражать собственное мнение, опираясь на профессиональные литературные критические клише.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) рассмотрев критический анализ романа Н.Я. Соловей и В.Г. Белинским, мы можем сказать о том, что этапы работы над созданием образа Онегина, Николай Яковлевич Соловей проследил эволюцию развития главного героя, а размышления замысла произведения помогли ему лучше понять характер Онегина. Виссарион Григорьевич Белинский, разобрав и проанализировав роман с исторической позиции, пришел к выводу, что «Евгений Онегин» является «энциклопедией русской жизни».
2) изучив критику романа с позиции А.Л. Слонимского, мы пришли к выводу о том, что он сначала детально анализирует образ автора, приписывает герою Евгения Онегина авторские мысли и личные настроения. После этого он переходит к критической оценке образа Татьяны и ее любовной линии с главным героем. Александр Леонидович Слонимский приходит к мнению, что Евгений Онегин в сюжете романа занимает пассивную позицию.
3) исследовав критические статьи Д.И. Писарева, мы можем сказать о том, что непонимание социального фона, стоящего за противопоставлением «поэта» и «черни» у Александра Сергеевича Пушкина, дало ему возможность раскритиковать пушкинское произведение с позиции насмешки.
4) проанализировав критики романа Ю.М. Лотманом и Н.Л. Бродским, мы пришли к выводу о том, что критический комментарий Николая Леонтьевича Бродского в отличие от комментария Юрия Михайловича Лотмана является более полным. В своем критическом комментарии Н.Л. Бродский объясняет не отдельные слова, а каждый фрагмент текста.
5) выявив точку зрения на роман как на часть школьной программы, мы можем сказать о том, что в романе А.С. Пушкина в основном изображены представители дворянства, чья жизнь демонстрируется в первую очередь. Это помогает учащимся составить образ исторической эпохи действий романа.
6) рассмотрев роман с практической точки зрения, мы можем сказать о том, что даже временной период действия романа породил немало критических статей.
Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что результаты и выводы исследования могут применяться в дальнейшей разработке при изучении романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике.
Практическая значимость определяется возможностью применения в школьной программе на уроках литературы, русского языка. Также в программе высшего учебного заведения, и дальнейшего глубокого изучения данной темы в спецкурсах, посвященных проблемам изучения пушкинского романа в русской критике, а также на семинарских и практических занятиях, при написании курсовых и магистерских работ.
В качестве перспектив проведенной работы можно обозначить реализацию исследования на базе школ, гимназий, образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы изучения романа в отечественной критике

1.1. Критический анализ романа Н.Я. Соловей и В.Г. Белинским

В своей критической статье русский драматург Николай Яковлевич Соловей обратил пристальное внимание на рождение замысла «Евгения Онегина»: «Роман в стихах был задуман в то время, когда поэт был разочарован в романтизме, но не сразу понял новые, реалистичные задачи художественной литературы». Говоря о романтическом кризисе в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, Николай Яковлевич Соловей проводит параллель между романтическими произведениями, такими как «Демон», «Сеятель», огромное внимание уделяется поэме «Цыганы».
«Евгений Онегин – центральный персонаж романа в стихах. Александр Сергеевич Пушкин более десяти лет занимался осмыслением данного образа, а также его художественным воплощением. Сложность реализации замысла заключалась в том, что современник впервые в истории русской литературы стал центральным образом художественного произведения великой жанровой формы» — такими словами Н.Я. Соловей начинает главу о Евгении Онегине. Критик выделил пять этапов работы Александра Сергеевича Пушкина над данным образом:
Первый этап ознаменован созданием первой-четвертой глав с 1823 года по 1825 год. «Уже в первой главе А.С. Пушкин подробно описывает действия молодого человека, который восемь лет вел рассеянную светскую жизнь в Петербурге». В целом этот этап посвящен созданию образа главного действующего лица, в указанных главах получает свое последующее развитие концепция характера Онегина. Николай Яковлевич Соловей отмечает, что общество сыграло главную роль в разочаровании Онегина в жизни: «Влияние общественной среды сферы на формирование таких качеств героя, как разочарование в жизни, эгоизм, индивидуализм, продемонстрировано в первых четырех главах романа».
Второй этап работы над образом начинается в 1826 году. Примечательно, что в обозначенное время в общественной жизни России реализуются важные события: 14 декабря 1825 года восстание декабристов было подавлено, проводились расследования и судебные процессы над его участниками, лидеры восстания были казнены.
Николай Яковлевич Соловей говорит, что поэт в этой главе «впервые довольно широко представляет провинциальную знать как часть той социальной среды, где протекает жизнь Онегина». Онегин практически не действует в начале пятой главы, он «проявляется лишь в мрачном сне Татьяны как роковая по отношению к Ленскому личность». Однако уже во второй части Онегин на именинах Татьяны выступает «в жизненной, а не в фантастической ситуации». В действиях героя вновь ощущается эгоистическая черта его характера.
В шестой главе, в которой описывается дуэль, А.С. Пушкин демонстрирует «зависимость поведения современного ему человека от мнения общества, от нравов и морали окружающей среды».
Третий этап теснейшим образом связан с работой над седьмой главой (1827-1828). В этой главе на страницах романа Евгений Онегин не появляется, однако он характеризуется посредством восприятия Татьяны, которая пытается его разгадать. Она читает принадлежащие Онегину книги, который:
«Хотя мы знаем, что Евгений Издавна чтенье разлюбил, Однако ж несколько творений Он из опалы исключил: Певца Гяура и Жуана Да с ним еще два-три романа, В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом».
В этой главе отчетливо прослеживается сходство Онегина с героями Байрона. Так не является ли Онегин пародией? «Для Пушкина Онегин не пародия. Поэт защищает своего героя с его «неподражаемой странностью».
Четвёртый и пятый этапы относятся к периоду с 1829 по 1830 год. Это последние главы романа, восьмая, девятая и десятая.
Восьмая глава, не включенная в канонический текст, имела название «Странствие». Автор сделал новый шаг в развитии взаимоотношений между героем и обществом: «Уже в первых строфах главы «Странствие» тема Онегина как «лишнего» человека в благородном обществе была обозначена и получила дальнейшее развитие». В девятой главе дублируется эта же самая тема.
Заключительная, десятая глава, это последняя (восьмая глава) в окончательной версии романа. В данной главе внутренний мир Онегина характеризуется его письмом к Татьяне. «Полюбить Татьяну способен исключительно изменившийся Онегин, и его письмо – самое яркое доказательство перемен, которые в нем свершились.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы