Методика обучения иностранному языку Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Ролевые игры в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы использования ролевых игр в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной организации 6
1.1 Особенности внедрения ролевых игр в образовательный процесс 6
1.2 Основные аспекты обучения иностранному языку в общеобразовательной организации 11
2. Педагогические условия применения ролевых игр в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной организации 17
2.1 Правила и требования к проведению ролевых игр 17
2.2 Психологические аспекты внедрения ролевых игр на уроках иностранного языка 23
3 Эмпирическое исследование особенностей использования ролевых игр в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной организации 26
3.1 Проведение исследования уровня заинтересованности учеников в изучении иностранного языка 26
3.2 Рекомендации по использованию ролевых игр для обучения иностранному языку в общеобразовательной организации 29
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 1 39
Приложение А 40
Приложение Б 41

 

  

Введение:

 

Актуальность. Перед учебными заведениями стоят задачи подготовки высокообразованных, творческих личностей, готовых к постоянному самосовершенствованию. Эти задачи требуют от педагогической науки пересмотра и дальнейшего исследования ряда проблем, в частности внедрения инновационных технологий обучения. Будущим выпускникам нужно дать современные знания и основательную практическую подготовку, необходимые для успешного решения сложных задач практической деятельности. Одним из наиболее перспективных путей совершенствования подготовки будущих работников, вооружения их необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками является освоение и внедрение активных форм и методов обучения, среди которых ведущее место занимают учебно-педагогические игры.
Учебно-педагогические игры создают условия для привлечения детей к непосредственному участию в учебном процессе, самостоятельному поиску путей и средств решения проблем, рассматриваемых во время обучения.
Феномен игры привлекал к себе внимание мыслителей, философов, социологов, психологов и педагогов на протяжении всей истории человечества. Философско-культурологические и педагогические подходы к игре как к средству взаимодействия человека с миром разрабатывали выдающиеся мыслители прошлого Аристотель, Платон, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, Дж. Локк, Я. Коменский; философская трактовка зарождения и значения игры раскрыли в своих трудах Г. Гегель, П. Лавров и др. Общественно-ориентированные подходы к оценке игровой деятельности обосновали С. Шацкий, Н. Крупская и др.; творческие игры социального характера в различных педагогических аспектах рассматривали А. Макаренко, В. Сухомлинский, И. Иванов; этнические особенности игры и игрового взаимодействия отражены А. Духновичем, Г. Волковым, Л. Федоровой; игры, развивающие интеллектуально познавательные способности школьников, исследовали В. Барахсанов, Л. Фридман и др. Из современных исследований творческой игровой деятельности как комплексного средства, что может побудить к самоанализу, самооценке и саморазвитию научно-методические разработки осуществили И. Иванов, Л. Куликова, В. Шмаков.
Проблеме использования учебно-педагогических игр при практической подготовке особое внимание уделял К. Ушинский. Важность игры, в которой формируются и закрепляются свойства, умения и способности, необходимые для выполнения педагогических функций, отмечали А. Макаренко, В. Сухомлинский, С. Шацкий.
Высокая оценка учебно-педагогическим играм как одному из методов активного обучения и подготовки будущих выпускников дается у Л. Вишняковой, Р. Жукова, Д. Эльконина, В. Комарова, В. Платова и других современных ученых, исследователей и педагогов-практиков. В частности, В. Платов отмечает, что уровень усвоения при лекционной системе изложения материала составляет не более 20 процентов информации, в то время как в деловой игре — около 90. По данным В. Рыбацкого и Н. Мироносецкого, введение и широкое использование учебных игр в учебных заведениях позволяет уменьшить время на изучение некоторых предметов на 30-50 процентов при большем эффекте усвоения учебного материала, а процесс обучения становится более творческим и увлекательным.
Объект исследования – инновационные технологии обучения
Предмет исследования — ролевые игры в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной организации.
Целью нашего исследования является исследование особенностей применения ролевых игр в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной организации.
Задачи:
Изучить особенности внедрения ролевых игр в образовательный процесс.
Определить основные аспекты обучения иностранному языку в общеобразовательной организации
Проанализировать правила и требования к проведению ролевых игр.
Проанализировать психологические аспекты внедрения ролевых игр на уроках иностранного языка.
Провести эмпирическое исследование особенностей использования ролевых игр в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной организации.
Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования:
теоретические — анализ философской, психолого-педагогической, технической, методической литературы, нормативной документации и периодических учебных изданий по проблеме исследования; сравнение, обобщение и систематизация теоретико-методологических основ, педагогического опыта организации учебно-игровой деятельности — для выяснения современного состояния изученности проблемы в теории и практике и уточнения содержания ключевых понятий исследования;
эмпирические — обобщение независимых характеристик, анализ передового педагогического опыта; разработка педагогических условий
Структура исследования. Работа состоит из введение, трех глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ролевая игра — это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Ролевая игра как форма обучения имеет ряд существенных признаков:
— наличие проблемы или серии задач, требующих решения;
— моделирование педагогически управляемой деятельности учащихся, направленной на разрешение проблемы или серии задач;
— наличие игроков, наделенных ролевыми функциями;
— многоальтернативность решения поставленных проблем и задач;
— организация игрового взаимодействия игроков в условиях состязательности, возможностей успеха;
— сочетание элементов индивидуальной и групповой оценки результатов игры.
Все это свидетельствует о том, что подобный вид деятельности способствует развитию творчества и инициативы.
Развитие навыков общения является основной, целенаправленной, но очень трудной задачей, стоящей перед любым учителем, который обучает профессионально ориентированному иностранному языку. Чтобы решить эту сложную проблему, необходимо, с одной стороны, освоить новейшие методы и направления в исследованиях, а не игнорировать и отказаться от всех старых, проверенных временем методов.
Для развития личных качеств, которые способствуют готовности слушателей к будущей профессиональной деятельности, должен быть организован соответствующий образовательный процесс, отвечающий требованиям развития педагогической науки. Следует также отметить, что знание английского языка, может расширить возможности для учащихся по трудоустройству и карьерному росту.
В процессе исследования были выявлены преимущества и недостатки использования ролевой игры в обучении иностранному языку.
Преимущества использования ролевой игры:
1) максимальная активность обучаемых. Все учащиеся участвуют в игре, тесно сотрудничая друг с другом, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между обучающимися и учителем; коллективная творческая деятельность;
2) речевые партнеры определяются в игре не только по просьбе учителя, но и произвольно;
3) учащиеся имеют возможность изменять роли, что позволяет более полно использовать языковые материалы, улучшать умения и навыки общения на языке;
4) на уроке царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность, концентрация и интерес.
Недостатки использования ролевой игры:
1) до сих пор нет разработанных наборов упражнений, которые бы четко определяли:
— цель игр;
— их количество и качество;
2) использование ролевой игры в процессе обучения иностранному языку бессистемно;
3) игра используется в основном как развлекательный момент на уроке.

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические аспекты изучения проблемы использования ролевых игр в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной организации

1.1 Особенности внедрения ролевых игр в образовательный процесс

Ролевой игрой называется такая педагогическая игра, которая воспроизводит определенный участок действительности и предусматривает ролевое поведение ее участников. Характерным признаком ролевой игры является обобщенность игрового действия, что возбуждает воображение ученика, открывает возможности для импровизации, стимулирует творческий подход к решению учебных задач. Основные структурные элементы ролевой игры, сюжет и роли [11, 34].
Сюжет — предмет игрового изображения, последовательность и взаимосвязь изображаемых событий, их совокупность, способ раскрытия темы игры. Сюжет ролевых игр определяется согласно c учебным материалом.
Роль — это тот образ, который воплощается в участник ролевой игры. Ее содержание составляет основу ролевой игры.
Ролевые игры позволяют эффективно использовать «избыточную» активность учащихся, направляя ее в полезное русло, помогают сделать процесс обучения интересным, увлекательным. Во время ролевой игры дети выступают активными творцами.
Ролевые игры часто воспринимаются учениками как реальная действительность: ученики получают в них возможность для самовыражения, которое осуществляется в рамках этих ролей. Кроме того, в игре выделяются реальные отношения между участниками.
Взяв на себя определенную роль, ученик, для достижения игровой цели должен взаимодействовать с партнерами, соотносить свои действия с действиями других участников, уметь выслушать и понять другого, высказывать свое мнение, учитывать пожелания других участников игры. В процессе взаимодействия происходит обмен деятельностью — обмен знаниями, умениями, которые являются необходимыми для достижения игровой цели.
Во время проведения ролевой игры меняется также и роль учителя, если традиционно, учитель должен контролировать, то в условиях игры контроль и руководство со стороны учителя должны быть прекращены, как только ученик начал обыгрывать роль. Как видим, ролевые игры дают возможность учащимся логически и творчески использовать знания, выражать свои мысли.
Ролевая игра представляет собой сложный методический комплекс обучения, в котором небольшая группа в форме игрового представления критически рассматривает важную тему для нее, чаще всего социальный конфликт (диагноз и решение).
Участники в защищенной ситуации, как в реальной модели, выполняют роли различных предполагаемых людей, происходит критическая оценка сложности социального поведения, которое имеет гибкое и критическое, то есть компетентно-ролевое отношение к образовательным целям.
С позиции методики ролевая игра определяется как поведение учащихся, возникшее спонтанно, как реакция на поведение других людей, которые участвуют в гипотетической ситуации. Ролевая игра — это «совокупность речевой, игровой и учебной деятельности, в процессе которой учащиеся выступают в определенных ролях» [1, 22].
Ролевая игра — это словесная, игривая и образовательная деятельность одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра — это игровая деятельность, в ходе которой они выполняют разные роли. Воспитательный характер игры часто не реализуется ими.
С точки зрения учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя целью игры является формирование и развитие словесных навыков и способностей учащихся. Ролевая игра управляема, ее образовательный характер четко признается учителем. Ролевая игра построена на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.
Будучи моделью межличностного общения, ролевая игра требует общения, стимулирует интерес к участию в общении и в этом смысле выполняет мотивационную и мотивирующую функцию. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и способностей, позволяет имитировать общение между учащимися в разных речевых ситуациях.
Другими словами, ролевая игра — это упражнение для овладения навыками и способностями в межличностной среде. В этом отношении ролевая игра обеспечивает функцию обучения. В игре воспитывается трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность участвовать в разных видах деятельности, независимость, способность защищать свою точку зрения, проявлять инициативу, находить оптимальное решение при определенных условиях.
Ролевая игра дает возможность учащимся сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она направляет учащихся на планирование своего собственного речевого поведения и поведения собеседника, развитие способности контролировать свои действия, формирование объективной оценки действий других.
Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию в процессе обучения. Ролевая игра дает учащимся возможность выйти за рамки своей деятельности и расширить ее. Тем самым реализует компенсаторную функцию.
В литературе различаются следующие классификации ролевых игр, смешанные формы применимы во время проведения:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы