Курсовая с практикой на тему Ролевые игры в процессе обучения иностранному языку
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Методико-теоретические аспекты использования ролевых игр в процессе обучения иноязычному говорению 5
1.1. Понятие и типы ролевых игр 5
1.2. Особенности иноязычного говорения 14
Выводы по главе 19
Глава 2. Методические особенности использования ролевых игр в процессе обучения иноязычному говорению 21
2.1 Психолого-педагогическая характеристика средней ступени обучения 21
2.2. Методика организации ролевых игр 24
2.3. Анализ современных УМК по английскому языку для средней ступени обучения 27
2.4. Разработка сценария ролевой игры для обучения иностранному языку на средней ступени образования 32
Выводы по главе 40
Заключение 42
Список литературы 44
Введение:
Феномен игры привлекал к себе внимание мыслителей, философов, социологов, психологов и педагогов на протяжении всей истории человечества. Общественно-ориентированные подходы к оценке игровой деятельности обосновали С. Шацкий, Н. Крупская и др; творческие игры социального характера в различных педагогических аспектах рассматривали А. Макаренко, В. Сухомлинский, И. Иванов; этнические особенности игры и игрового взаимодействия отражены А. Духновичем, Г. Волковым, Л. Федоровой; игры, развивающие интеллектуально познавательные способности школьников, исследовали В. Барахсанов, Л. Фридман и др. Из современных исследований творческой игровой деятельности как комплексного средства, что может побудить к самоанализу, самооценке и саморазвитию научно-методические разработки осуществили И. Иванов, Л. Куликова, В. Шмаков.
Проблеме использования учебно-педагогических игр особое внимание уделял К. Ушинский. Важность игры, в которой формируются и закрепляются свойства, умения и способности, необходимые для выполнения педагогических функций, отмечали А. Макаренко, В. Сухомлинский, С. Шацкий. Высокая оценка учебно-педагогическим играм как одному из методов активного обучения и подготовки будущих выпускников дается у Л. Вишняковой, Р. Жукова, Д. Эльконина, В. Комарова, В. Платова и других современных ученых, исследователей и педагогов-практиков.
По данным В. Рыбацкого и Н. Мироносецкого, введение и широкое использование учебных игр в учебных заведениях позволяет уменьшить время на изучение некоторых предметов на 30-50 процентов при большем эффекте усвоения учебного материала, а процесс обучения становится более творческим и увлекательным.
Актуальность исследования полегает в том, что учебно-педагогические игры создают условия для привлечения детей к непосредственному участию в учебном процессе, самостоятельному поиску путей и средств решения проблем, рассматриваемых во время обучения.
Объект исследования – методы обучения иноязычному говорению на средней ступени.
Предмет исследования – ролевые игры в процессе обучения иноязычному говорению на средней ступени.
Целью нашего исследования является исследование особенностей использования ролевых игр в процессе обучения иноязычному говорению на средней ступени.
Задачи
1. Рассмотреть понятие и типы ролевых игр.
2. Изучить особенности иноязычного говорения.
3. Дать психолого-педагогическую характеристику средней ступени обучения.
4. Проанализировать методику организации ролевых игр.
5. Провести анализ современных УМК по английскому языку для средней ступени обучения.
6. Разработать сценарий ролевой игры для обучения иностранному языку на средней ступени образования.
Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы, периодических учебных изданий по проблеме исследования; сравнение, обобщение и систематизация теоретико-методологических основ, педагогического опыта организации учебно-игровой деятельности; эмпирические – обобщение независимых характеристик, анализ передового педагогического опыта; разработка педагогических условий.
Новизна исследования полегает в том, что были определены особенности использования ролевых игр в процессе обучения иноязычному говорению на средней ступени
Заключение:
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Ролевая игра как форма обучения имеет ряд существенных признаков:
— наличие проблемы или серии задач, требующих решения;
— моделирование педагогически управляемой деятельности учащихся, направленной на разрешение проблемы или серии задач;
— наличие игроков, наделенных ролевыми функциями;
— многоальтернативность решения поставленных проблем и задач;
— организация игрового взаимодействия игроков в условиях состязательности, возможностей успеха;
— сочетание элементов индивидуальной и групповой оценки результатов игры.
Все это свидетельствует о том, что подобный вид деятельности способствует развитию творчества и инициативы.
Развитие навыков общения является основной, целенаправленной, но очень трудной задачей, стоящей перед любым учителем, который обучает профессионально ориентированному иностранному языку. Чтобы решить эту сложную проблему, необходимо, с одной стороны, освоить новейшие методы и направления в исследованиях, а не игнорировать и отказаться от всех старых, проверенных временем методов.
Для развития личных качеств, которые способствуют готовности слушателей к будущей профессиональной деятельности, должен быть организован соответствующий образовательный процесс, отвечающий требованиям развития педагогической науки. Следует также отметить, что знание английского языка, может расширить возможности для учащихся по трудоустройству и карьерному росту.
В процессе исследования были выявлены преимущества и недостатки использования ролевой игры в обучении иностранному языку.
Преимущества использования ролевой игры:
1) максимальная активность обучаемых. Все учащиеся участвуют в игре, тесно сотрудничая друг с другом, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между обучающимися и учителем; коллективная творческая деятельность;
2) речевые партнеры определяются в игре не только по просьбе учителя, но и произвольно;
3) учащиеся имеют возможность изменять роли, что позволяет более полно использовать языковые материалы, улучшать умения и навыки общения на языке;
4) на уроке царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность, концентрация и интерес.
Недостатки использования ролевой игры:
1) до сих пор нет разработанных наборов упражнений, которые бы четко определяли:
– цель игр;
– их количество и качество;
2) использование ролевой игры в процессе обучения иностранному языку бессистемно;
3) игра используется в основном как развлекательный момент на уроке.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Методико-теоретические аспекты использования ролевых игр в процессе обучения иноязычному говорению
1.1. Понятие и типы ролевых игр
Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. В числе родоначальников идеи активизации такие исследователи как Я. А. Коменский, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и другие. Многие методисты нашего времени проводили обширные исследования в этой области. Стихийное развитие игро-технического движения сыграло в становлении активного обучения особую роль. Известно, что первая в истории деловая игра была разработана и проведена М. М. Бирштейн в СССР в 1932 году и имела всемирное признание и бурное развитие.
Отправной точкой возникновения и использования активных методов обучения (далее в тексте – АМО) в общеобразовательных учреждениях стало проблемное и развивающее обучение как подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Активные методы обучения как понятие получают в современной методике различное толкование.
Так, А. М. Смолкин трактует их как «способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся» [Смолкин 1991].
А. А. Балаев называет их методами, стимулирующими познавательную деятельность обучающихся. Он пишет о том, что они строятся, в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы [Балаев 1986].
Существует множество подходов к классификации АМО. Так, например, А. М. Смолкин, подразделяет АМО по характеру учебно-познавательной деятельности на имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные [Смолкин 1990].
Имитационные методы, в свою очередь, он делит на игровые и неигровые. Имитационные игровые методы подразделяются на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые приёмы и процедуры, тренинги в активном режиме. К имитационным неигровым методам автор относит: анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции, решение задач и так далее.
Неимитационные методы: дискуссии, активные проблемные лекции, решение проблемных ситуаций. Что же понимают в современной методике под игровыми методами обучения? Е. А. Крюкова разделяет учебные игры на ситуационные, ролевые и деловые. Ролевой игрой называется такая педагогическая игра, которая воспроизводит определенный участок действительности и предусматривает ролевое поведение ее участников. Характерным признаком ролевой игры является обобщенность игрового действия, что возбуждает воображение ученика, открывает возможности для импровизации, стимулирует творческий подход к решению учебных задач. Основные структурные элементы ролевой игры – сюжет и роли [Аникеева 1987].
Сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и взаимосвязь изображаемых событий, их совокупность, способ раскрытия темы игры.
Роль – это тот образ, который воплощает участник ролевой игры. Ее содержание составляет основу ролевой игры.
Ролевые игры позволяют эффективно использовать «избыточную» активность учащихся, направляя ее в полезное русло, помогают сделать процесс обучения интересным, увлекательным. Во время ролевой игры дети выступают активными творцами. Ролевые игры часто воспринимаются учениками как реальная действительность: ученики получают в них возможность для самовыражения, которое осуществляется в рамках этих ролей. Кроме того, в игре выделяются реальные отношения между участниками. Взяв на себя определенную роль, ученик, для достижения игровой цели должен взаимодействовать с партнерами, соотносить свои действия с действиями других участников, уметь выслушать и понять другого, высказывать свое мнение, учитывать пожелания других участников игры. В процессе взаимодействия происходит обмен деятельностью – обмен знаниями, умениями, которые являются необходимыми для достижения игровой цели. Во время проведения ролевой игры меняется также и роль учителя, если традиционно, учитель должен контролировать, то в условиях игры контроль и руководство со стороны учителя должны быть прекращены, как только ученик начал обыгрывать роль. Как видим, ролевые игры дают возможность учащимся логически и творчески использовать знания, выражать свои мысли [Адилова 2011].
Ролевая игра представляет собой сложный методический комплекс обучения, в котором небольшая группа в форме игрового представления критически рассматривает важную для нее тему, чаще всего социальный конфликт (диагноз и решение). Участники в защищенной ситуации, как в реальной модели, выполняют роли различных предполагаемых людей, происходит критическая оценка сложности социального поведения, которое имеет гибкое и критическое, то есть компетентно-ролевое отношение к образовательным целям. С позиции методики ролевая игра определяется как поведение учащихся, возникшее спонтанно, как реакция на поведение других людей, которые участвуют в гипотетической ситуации. Ролевая игра – это «совокупность речевой, игровой и учебной деятельности, в процессе которой учащиеся выступают в определенных ролях» [Матвеева 2011].