Курсовая с практикой на тему Роль задач в обучении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
§1. Отражение проблемы использования учебных задач по физике в учебно-методической литературе 6
§2. Методические основы использования задач для контроля знаний учащихся по физике 12
§3. Методические основы использования задач для развития познавательного интереса к физике 18
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение:
В последнее десятилетие система школьного образования претерпела глубокие изменения. Произошел переход от безличностной педагогической парадигмы к личностно-ориентированной, сконцентрированной на интересах и потребностях ребенка, от унитарной и унифицированной — к многообразной и вариативной, от адаптивной — к развивающей, от «знаниевой» — к деятельностной.
Повышение роли информации в жизни современного общества привело к возрастанию требований, предъявляемых к уровню образования выпускников средних школ. В современном обществе хорошее образование заключается не только в том, чтобы выпускник усвоил систему понятий и умозаключений, но и чтобы он овладел методологией научного поиска, стал способным к творческой деятельности и ответственности за свою работу.
Ученик должен уметь правильно ориентироваться в происходящем вокруг, принимать квалифицированные решения, а для этого он должен научиться анализировать весь комплекс процессов и факторов, влияющих на их протекание, выдвигать и доказывать гипотезы, осмысливать реальные и потенциально возможные результаты собственных действий. Вместе с тем исследования качества знаний и умений учащихся средних школ подтверждают тот факт, что большинство из них усваивает программу по физике лишь на репродуктивном уровне. Такие исследования указывают на слабое понимание учащимися сущности изучаемых понятий, а, соответственно, неумение применять общие законы и принципы в конкретных ситуациях.
Одной из причин этих недостатков современного образования, по нашему мнению, является дефицит времени, который связан в первую очередь с перегруженностью содержания школьного курса физики. По всей видимости, стремление к расширению информационного пространства курса ведет к поверхностному, необдуманному заучиванию и как результат к снижению качества знаний учащихся.
Это усугубляется еще и тем, что в большинстве современных учебников физики до сих пор преобладает информационно-объяснительный подход, а изучаемый в школьном курсе физики материал слабо связан с повседневным опытом и познавательными интересами учащихся. Но противоположный процесс сокращения учебных программ, при поверхностном рассмотрении многих важных вопросов, также не допустим, особенно для лицеев и классов с углубленным изучением физики.
Таким образом, возникает проблема: информационно-насыщенный курс физики необходим, однако традиционные методы обучения зачастую приводят к формальному освоению курса и не позволяют реализовывать весь потенциал физики как учебного предмета.
Актуальность исследования обусловлена тем, что использование учебных задач в педагогической деятельности открывает уникальные возможности активизации процессов познания, индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, широкие перспективы в изучении школьного курса физики.
Цель работы заключается в определении роли учебных задач на уроках физики в средней школе.
Задачи работы:
1. Рассмотреть учебно-методическую литературу по использованию учебных задач в обучении физике;
2. Выделить методические основы использования задач для контроля знаний учащихся по физике;
3. Выделить методические основы использования задач для развития познавательного интереса к физике.
Объектом исследования являются учебные задачи, используемые в процессе изучения физике в средней школе.
Практическая значимость работы состоит в том, что её материалы могут быть полезными в процессе разработки стратегии использования задач на уроках физики для конкретных учебных заведений.
Структура работы включает в себя введение, три параграфа, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Среди практических методов обучения физике важное место принадлежит решению задач. Умение практически использовать знания – это показатель осознанности и прочности знаний. Но даже в случае сознательного, неформального усвоения учебного материала, умение применять знания не приходит само по себе, этому нужно специально обучать. В обучении практическому применению знаний решение задач занимает важное место.
Чтобы повысить качество обучения и воспитания учащихся в процессе обучения физике, следует увеличить действенность знаний, углубить практические умения и навыки учащихся. Одним из действенных средств достижения этой цели является методически правильное использование в обучении физике разных по содержанию и сложности задач.
Физической задачей называют определенную проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов физики. В методической литературе под задачами обычно понимают целесообразно подобранные упражнения, основное назначение которых заключается в изучении физических явлений, формировании понятий.
Повышению эффективности решения задач по физике способствуют технические средства обучения. Для этого широко используются диапроекции решаемых типовых задач, задач-моделей, рисунков к задачам, что значительно экономит время, позволяет сосредоточить внимание учащихся на главном, установить необходимые закономерности между физическими величинами и тому подобное.
Эффективное внедрение компьютерной техники и программного обеспечения позволяет использовать мультимедийные учебные, познавательные, развивающие и контролирующие компьютерные программы, внедрять современные информационные технологии в школьный учебно-воспитательный процесс. Использование информационно-коммуникационных технологий при решении задач способствует повышению качества физического образования, формированию ключевых и предметных компетенций, интеллектуальному развитию учащихся, подготовке к выбору будущей профессиональной деятельности и тому подобное. Решая компетентностно-ориентированные физические задачи, учащиеся получают знания, необходимые для успешного обучения в профильной школе, продолжения образования в высших учебных заведениях физико-математического, естественного и технологического направления.
Задача позволяет перманентно контролировать уровень знаний учащихся, практически проверять владение ими основными физическими знаниями, умение пользоваться алгоритмами решения задач, необходимыми формулами. Использование занимательных задач на уроках физики обретает особенную значимость, поскольку именно они позволяют повысить учебную мотивацию учащихся, заинтересовать их, продемонстрировать практическое значение решаемых заданий.
Фрагмент текста работы:
§1. Отражение проблемы использования учебных задач по физике в учебно-методической литературе
Среди практических методов обучения физике важное место принадлежит решению задач. Умение практически использовать знания – это показатель осознанности и прочности знаний. Но даже в случае сознательного, неформального усвоения учебного материала, умение применять знания не приходит само по себе, этому нужно специально обучать. В обучении практическому применению знаний решение задач занимает важное место.
Чтобы повысить качество обучения и воспитания учащихся в процессе обучения физике, следует увеличить действенность знаний, углубить практические умения и навыки учащихся. Одним из действенных средств достижения этой цели является методически правильное использование в обучении физике разных по содержанию и сложности задач [14].
Физической задачей называют определенную проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов физики. В методической литературе под задачами обычно понимают целесообразно подобранные упражнения, основное назначение которых заключается в изучении физических явлений, формировании понятий, развитии логического мышления учащихся и привитии им умений применять свои знания на практике.
Решение задач является неотъемлемой составной частью учебного процесса, так как позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивает физическое мышление учащихся, их навыки применения знаний на практике. В процессе решения задач формируются трудолюбие, любознательность ума, самостоятельность в суждениях, воспитывается интерес к учебе, закаляется воля и характер, развивается умение анализировать явления, обобщать сведения о них и тому подобное [16].
Велика роль задач в осуществлении политехнического принципа обучения. Решение задач является способом проверки и систематизации знаний, дает возможность рационально проводить повторение, расширять и углублять знания, способствует формированию мировоззрения, знакомит с достижениями науки, техники и т.п. В целом это соответствует требованиям компетентностного подхода в обучении [18].
Для того, чтобы непосредственно перейти к обучению и понимать, какие компоненты ключевых компетентностей мы развиваем у подростков на уроках физики, по нашему мнению, целесообразно рассмотреть компетентности через умения учащихся.
Выразим компоненты компетенций в деятельностной форме, как это предложил А.Хуторской [6]. Во время обучения физике и в процессе решения задач в 7-9 классах формируются следующие компоненты ключевых компетентностей:
1. Естественно-научная компетентность – овладение способностью наблюдать и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем: задавать себе и окружающим вопрос «Почему?», «Зачем?», «Как?», «В чем причина?», «Как это происходит?», осознавать свою роль и значение в нем — «Смогу ли я так?», «Как это сделать?», «Как решить эту задачу?», овладеть умением выбирать целевые установки своих действий и поступков. Обогащая терминологический аппарат, усваивая предметные знания и осознавая суть основных законов, формируются умения понимать ход природных явлений и процессов; формируются ценностные ориентации на сохранение природы, идеи устойчивого развития.
Относительно процесса обучения физике, и конкретно – решения задач, — эта компетентность реализуется через компоненты осознания значимости деятельностного (деятельностный метод – метод формирования перед собой вопросов, целей, задач (качественных, количественных, экспериментальных) для их дальнейшего успешного решения, используя знания, умения, навыки и опыт) и экспериментального метода познания окружающего мира и способности их использовать. Овладение умением ставить цели подразумевает возможность выбирать метод решения задачи, выполнять план решения задачи, осознавая место каждого проделанного действия, формулировка ответа (результата) ее исследования, обоснование полученного результата не только для себя, но и для других.
2. Общекультурная компетентность – осознание роли науки физики в жизни человека, ее влияния на окружающий мир, на промышленность и технологии, начало осознания (усвоения) учеником научной картины мира (понятие процессов, явлений, тел, веществ). Эта компетентность во время обучения физике при решении задач реализуется через осознание учеником сути и практического значения явления, процесса в промышленности, быту, которое рассматривается в процессе решения задач. При решении учебных задач происходит актуализация полученных знаний о явлениях, объектах и процессах. Познавательная задача формирует осознание роли решения задач в познании.
3. Учебно-познавательная компетентность – формирование и освоение общеучебных умений и навыков (решать задачи, проводить исследования, формировать краткую запись, пользоваться формулами, проводить расчеты, переводить физические величины в систему СИ, делать выводы и анализ, овладеть измерительными умениями, уметь описывать явления и процессы).
Эта компетентность реализуется непосредственно через решение самой задачи, при решении которой ученику необходимо выяснить физический смысл, провести практические действия, сформировать идею решения, провести преобразования, рассчитать и определить значение искомой величины, сделать выводы по проведенной работе (решение, исследование, эксперимент) и полученным данным или наблюдениям.
Процесс решения включает работу с теоретическим и справочным материалом – умение пользоваться справочниками, находить необходимую информацию. Умение решать физические задачи олицетворяет способность учащихся применять теоретические знания на практике и одновременно является основой формирования учебно-познавательных компетенций учащихся [2].
Процедура подбора физических задач должно осуществляться по определенной системе. Суть такого подбора заключается в том, что «… система задач должна охватывать все основные явления, понятия и законы, а задачи нужно решать в порядке возрастания их сложности, чтобы каждая предыдущая задача была определенным основанием для решения следующей» [1 ].
Необходимость умения решать физические задачи определяется и тем, что именно будущую профессиональную деятельность человека можно представить как постоянный и непрерывный процесс составления и решения соответствующих профессиональных задач. Это подчеркивает важность задачного подхода.