Психология развития, возростная психология Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Роль взрослого на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 5

Глава 1. Теоретические основы исследования роли взрослого в психологическом развитии ребенка 7

1.1 Психологическая характеристика особенностей развития ребенка дошкольного возраста 7

1.2 Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка дошкольного возраста 22

1.3 Взаимоотношения взрослого и ребенка и их роль в психическом развитии ребенка дошкольного возраста 28

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимоотношений взрослого и ребенка как условия психического развития ребенка дошкольного возраста 33

2.1 Организация исследования 33

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 34

Заключение 42

Список литературы 43

Приложение 50

  

Введение:

 

Дошкольный возраст является одним из важнейших этапов в развитии личности. В этом возрасте формируется ряд значимых новообразований и характеристик ребенка: закладывается базовое доверие или недоверие к ми-ру, особенности эмоционального реагирования на события, начинается про-цесс социализации ребенка, формируются основы коммуникативной сферы и т.д. Огромное значение в гармоничном, эффективном психическом развитии ребенка имеет его социальное окружение, в первую очередь его семья.

Семейные отношения откладывают отпечаток на жизнь ребенка. Это происходит потому, что модель поведения, заложенная в детстве, проявляет-ся во многих аспектах, даже если она далека от идеала. Родители оказывают наибольшее влияние на детей, поэтому их задача – сформировать гармонич-ные отношения. Родители, естественно, оказывают наибольшее влияние на детей в семье. Их воспитание преобладает над воспитанием в детских учре-ждениях. И это напрямую влияет на то, как сформируется личность.

Детско-родительские отношения представляют собой важный фактор, определяющий многие закономерности развития ребенка. Например, дока-зано, что некоторые типы детско-родительских отношений оказывают нега-тивное влияние на психическое развитие ребенка, например, гиперопека спо-собствует формированию инфантильности, отсутствию самостоятельности, гипоопека может стать причиной возникновения базового недоверия к миру, агрессивности, симбиоз способен привести к проблемам в сепарации ребенка, формирования у него инициативности и т.д.

Цель исследования: изучить роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

Объект исследования: психическое развитие ребенка дошкольного воз-раста.

Предмет исследования: взаимоотношения взрослого и ребенка как фак-тор психического развития ребенка дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: взаимоотношения взрослого и ребенка могут оказывать влияние на формирование психической сферы, эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности психического развития в дошкольном воз-расте;

2. Проанализировать влияние детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста;

3. Изучить представления о влиянии взаимоотношений взрослого и ребенка на психическое развитие ребенка дошкольного возраста;

4. Проанализировать результаты экспериментального исследова-ния, сформулировать выводы.

Теоретическая основа работы: работы таких исследователей как Ан-дреева Т. В., Божович Л. И., Божович Л. И., Бреслав Г. М., Варга А.Я., Во-лошина О. В., Горская, Г. Б. и др.

Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, психологическое тестирование, каче-ственный и количественный анализ данных, корреляционный анализ.

База исследования: ДОУ.

Практическое значение: в процессе исследования установлена взаимо-связь между взаимоотношениями взрослого и ребенка и психическим разви-тием детей дошкольного возраста.

Новизна исследования: в работе проведен анализ особенностей само-оценки и эмоционального благополучия дошкольников в различных детско-родительских отношениях.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы и приложения.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семья – важная социальная структура, которая связывается с прошлым и имеет особое значение в жизни каждого человека. Она охватывает все сфе-ры жизни ребенка и оказывает на него ежедневное влияние. Родительское от-ношение, обусловленное как целостная система разнообразных чувств по от-ношению к ребенку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка и его поступков – является одним из важнейших факторов влияния семейного воспитания на формирование личности ребенка.В процессе осуществления исследования нами было установлено большое значение взрослого в разви-тии ребенка, что подчеркивается современными исследованиями ученых. Особенно важно влияние прослеживается в дошкольном возрасте, когда формируется личность ребенка. На этом этапе формируется психическое здоровье, закладывается фундамент будущих отношений и самоидентифика-ции. Взрослый оказывает влияние на ребенка в опосредовании обществен-ных ценностей, в моральном и личностном становлении дошкольника, ум-ственном и психическом развитии ребенка.

Для определения влияния взрослого на формирование психической сфе-ры ребенка нами было проведено исследование, которое состояло из двух этапов. Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу о том, что взрослый оказывает непосредственное влияние на формирование психиче-ской сферы, эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. На основе проведенного исследования можем заключить, что важным для гармоничного развития психической сферы ребенка дошкольного возраста выступает возможность взаимодействия. Поскольку воспитание ребенка яв-ляется достаточно сложным процессом, требующим немало усилий, важным условием выступает соблюдение родителями единых принципов и взглядов относительно детско-родительских отношений и стиля родительского воспи-тания, учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования роли взрослого в психоло-гическом развитии ребенка

1.1 Психологическая характеристика особенностей развития ребенка дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) происходит стремительное формирование и перестройка в функционировании всех физиологических си-стем организма дошкольника: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной [35]. С большой скоростью увеличивается рост и вес, изменяется соотношение частей тела. Высшая нервная деятельность претер-певает значительные изменения. По своим параметрам головной мозг до-школьника шести лет в значительной мере приближается к параметрам мозга взрослого человека. Организм дошкольника в возрасте от 5 до 7 лет демон-стрирует готовность к достижению более высокого уровня возрастного раз-вития, подразумевающего более значительные интеллектуальные и физиче-ские нагрузки, причиной которых является постоянное школьное обучение [35].

Дошкольный возраст характеризуется активным развитием психиче-ской сферы ребёнка. В связи с таким активным развитием ребёнок дошколь-ного возраста особенно нуждается в ощущении безопасности. Чувство без-опасности даёт дошкольнику возможность быть уверенным в том, что он может беспрепятственно исследовать мир вокруг себя, а также активно раз-виваться. По мере того, как дошкольник исследует мир, который находится вокруг него, он учится активно размышлять о различных явлениях в окру-жающей среде, о самом себе, как личности. Также учится понимать себя и других людей: как взрослых, так и своих одногодок. Нельзя не отметить ак-тивное развитие коммуникативных навыков, а также социальной сферы. До-школьник учится общаться со своими сверстниками, со взрослыми людьми, а также учится приемлемо вести себя в обществе, адекватно проявлять эмоции, реагировать на эмоции других.

Помимо описанных выше навыков, у ребёнка формируется активный навык речи. По мере развития коммуникативных способностей, ребёнок всё активнее использует речь, постоянно расширяя словарный запас. Следова-тельно, в этом возрасте приобретают важность разговоры на разные темы. Подобные беседы позволяют взрослому выслушать мысли и чувства ребёнка [12].

С развитием познавательной сферы, а также речи у дошкольника появ-ляется много вопросов о том, почему происходят явления, которые его инте-ресуют, в чём заключается механизм существования данных явлений, а так-же, как конкретно они проявляются.

А в данный возрастной период активно развивается понимание и осо-знание эмоций. Дети начинают активно трактовать как свои эмоции, так и чужие. Подобные эмоциональные навыки являются полезными для установ-ления эффективных коммуникативных связей и отношений как с самим со-бой, так и с другими людьми. Старший дошкольный возраст имеет особое значение в формировании психических качеств дошкольника: во временной отрезок жизнедеятельности происходит развитие новых психологических процессов деятельности и поведения.

В данный период формируется фундамент развивающейся личности:

– развивается постоянная прочная иерархия мотивов;

– формируются новые общественно-обусловленные потребности (по-требность в уважении и признании взрослого, «взрослые» действия, быть «взрослым»;

– желание быть признанным другими детьми: старшие дошкольники демонстрируют яркий интерес к разным видам групповой деятельности и параллельно – желание в игре и остальных формах деятельности быть на первом месте, победителем; формируется потребность действовать с соблю-дением общепринятых правил и этических норм и т.д.);

– появляется новый (опосредованный) вид мотивации как фундамент произвольного поведения;

– дошкольник овладевает определенным комплексом общественных ценностей;

– нравственных правил и нормативов функционирования в социуме, в определенных ситуациях он уже способен контролировать собственные непосредственные желания и действовать, основываясь не на собственных желаниях, а на нормативных понятиях («надо»): есть желание посмотреть те-левизор, но мама просит присмотреть за младшей сестрой и помочь с покуп-ками, нет желания наводить порядок в игрушках, но это является частью обязанностей дежурного, следовательно, нужно выполнять и т. д.) [12].

Развивается система начальной гендерной идентичности по значимым параметрам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии).

Усиливаются осознанность и произвольная регуляция поведения.

Игровая деятельность: большое значение приобретает совместное об-суждение правил игры. При развитии конфликтной ситуации дошкольники аргументируют собственные действия или указывают на неправильность дей-ствий партнера, опираясь на правила [30].

Продуктивная деятельность: в рисовании дети способны реализовать замысел в рисунке. Благодаря развитию мелкой моторики совершенствуется техника изображения. Старшие дошкольники способны лепить из целого куска глины (пластилина), моделируя форму кончиками пальцев. Улучшают-ся умения работы ножницами: могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие и др.

Способны проявлять инициативу и творчество в конструировании. По-является способность созвать предварительный замысел в продуктивной дея-тельности. Дети в старшем дошкольном возрасте утрачивают собственную наивность и непосредственность в восприятии мира, поэтому другим людям становится труднее их понять. Детерминирует данные перемены дифферен-циация (разделение) в мышлении дошкольника его внутренней и внешней жизни [36].

Одним из значительнейших изменений старшего дошкольного возраста можно назвать осознание собственного общественного «Я», формирование внутренней социальной позиции. В более раннем возрасте дошкольники еще не способны понять свое собственное положение в жизни и социальной структуре. Следовательно, осознанное желание меняться у них не проявляет-ся. Если вновь возникающие потребности у дошкольников ранних периодов возрастного развития не осуществляются в границах их нынешней жизнедея-тельности, то это приводит к неосознанному протесту и сопротивлению.

В старшем дошкольном возрасте происходит первичное понимание несоответствия того, на какой позиции он располагается по отношению к другим людям, и того, каковы его действительные способности и стремления. Возникает четко демонстрируемое желание того, чтобы занять новую более «взрослую» позицию в жизни и осуществлять новую, значимую не только лично для себя, но и для окружающих людей деятельность. Дошкольник условно «выпадает» из обычных социальных условий и реализуемой по от-ношению к нему образовательной технологии, пропадает желание занимать-ся дошкольными видами деятельности [3]. В системе всеохватывающего школьного обучения это, в первую очередь, выражается во влечении до-школьников к социальному статусу школьника и к учебе как новой обще-ственно важной деятельности («В школе – большие, а в детском садике – только малыши»), а также в интересе к осуществлению определенных зада-ний взрослых, взять на себя определенные обязанности, стать помощником в семье [14, с. 17].

Формирование подобного влечения обуславливается всем течением формирования психики дошкольника и реализуется на том уровне, когда для него становится возможным понимание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если новый статус и новая деятельность не формируются вовремя, то дошкольник ощущает не-удовлетворенность [35].

Дошкольник начинает понимать собственное положение по отношению к другим людям, у него образуется внутренняя социальная позиция и жела-ние исполнять подходящую его потребностям новую социальную роль. До-школьник начинает понимать и интегрировать собственные эмоции, органи-зуется устойчивая самооценка и определенное эмоциональное переживание успеха и неудачи в деятельности (для некоторых детей характерно желание достичь успеха и высоких результатов, а для других наиболее значимо из-бежать неудачи и отрицательных эмоций).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы