Курсовая с практикой на тему Роль внеклассного чтения в литературном развитии современных школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 4
Отечественная методология внеклассного чтения 4
1.2. Особенности организации и проведения уроков внеклассного чтения 6
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 13
2.1. Основные требования к урокам внеклассного чтения 13
2.2. Результаты исследования и методические рекомендации по проведению уроков внеклассного чтения 20
ВЫВОДЫ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность исследования. Не секрет, что у современных детей сегодня падает интерес к чтению. Новейшие компьютерные технологии способствуют развитию определенных «слоев» интеллекта учеников, но вместе с тем значительно уменьшают заинтересованность в необходимости обычной книги.
«Умеете ли вы читать?» — если такой вопрос предложить современным школьникам 5-9 классов, то оно, вероятно, вызовет недоумение. «Конечно, умеем», — такой ответ дадут ученики.
Но, если говорить не об умении составлять буквы в слова, а о восприятии литературы, тогда, наверное, для многих учеников проблема чтения является очень актуальной. Как утверждает всезнающая статистика, интерес к чтению падает.
Проблема привлечения учеников к чтению, воспитание читателя – одна из главных задач изучения литературы в школе. Умения и навыки чтения воспитываются в течение всей жизни личности. Но фундаментом организации и развития читательской деятельности человека должны стать школьные уроки литературы. Литература — активный фактор общественного воспитания.
Внеклассное чтение занимает важное место в методике изучения литературы. Ведь благодаря ему ученики могут лучше познакомиться писателей, расширить свой кругозор, сформировать свои эстетические вкусы, взгляды, развить воображение и мышление, овладеть языковой культурой.
На данном этапе развития методики внеклассное чтение является чрезвычайно актуальной и интересной темой для исследования, так как именно на уроках внеклассного чтения дети узнают дополнительную информацию, приобретают необходимые знания и умения.
Объект исследования: процесс обучения внеклассного чтения.
Предмет исследования: методика проведения уроков внеклассного чтения.
Цель: проанализировать процесс организации внеклассного чтения и выявления читательский интересов учащихся на основе эксперимента.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— на основе анализа философской, психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы определить состояние изучения данной проблемы в науке и практике;
— рассмотреть и отметить основные положения становления и развития методики чтения школьников;
— определить оптимальные психолого-педагогические и методические условия, направленные на повышение уровня развития читательской самостоятельности;
— раскрыть сущность процесса организации и контроля внеклассного чтения.
Методологической основой исследования служит положение о системном подходе как методологическом средстве научного познания педагогических явлений; диалектическое положение о развитии и формировании целостной личности.
Методы исследования: изучение научно-педагогической литературы, источников, наблюдение за деятельностью учителя и учащихся, педагогический эксперимент, что позволит выделить, классифицировать и обосновать особенности урока внеклассного чтения.
Гипотеза: применение различных методов и форм обучения на уроках внеклассного чтения позволит повысить читательскую самостоятельность учащихся и активность детей на уроках.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Внеклассное чтение — неотъемлемая составляющая курса изучения литературы в общеобразовательной школе. Специальные уроки, отведенные для бесед с учениками по самостоятельно прочитанным художественным произведениям, появились в практике более полувека назад. С тех пор накоплен большой опыт организации уроков внеклассного чтения, обобщены теоретические положения по их методике, типологии и специфике содержания, целям и структуре.
Целью уроков внеклассного чтения является расширение читательского кругозора учащихся, выработка умения применить знания, полученные на основных уроках, в новой учебной ситуации. Такие уроки не предусматривают углубленной работы с художественным текстом, их задача — выяснение читательских впечатлений, развитие самостоятельности размышлений и оценок. Именно на уроках внеклассного чтения уместны приемы инсценировки, театрализации, конференции, диспуты, концерты и тому подобное.
Уроки внеклассного чтения позволяют ученикам смотреть на литературу более разносторонне, помогают выбирать произведения для чтения в свободное время, открывают более широкую панораму мировой литературы.
Систематически организуя внеклассное чтение учащихся, учитель имеет возможность совершеннее изучить индивидуальные наклонности, стремления и вкусы школьников, что, безусловно, будет влиять на успешное осуществление воспитания и образования учащихся средствами литературы, формирование читательской культуры, общее развитие личности школьников.
Чтобы школьники научились самостоятельно обращаться к книгам, дети должны полюбить этот вид деятельности, осознать его жизненную необходимость, привыкнуть читать только по собственному выбору и по «правилам». Также они должны приобрести специальные умения и навыки, которые позволят ученикам быстро ориентироваться в доступных книгах, чтобы находить и читать нужный материал с минимальной затратой времени и сил.
По программе внеклассного чтения специальные знания, умения и навыки отображены в виде требований, закрепляющих уровень овладения культурой самостоятельного чтения в конце каждого года.
Руководство самостоятельным детским чтением осуществляется в течение 3-х этапов:
1. Подготовительный этап
2. Учебный этап
3. Основной этап
Каждый из этапов имеет свою цель и задачи, свои требования к проведению и организаций внеклассного чтения.
Учителю необходимо уделять больше внимания и времени организации и проведению внеклассного чтения, так как общеизвестно, что у книги, которая долго была основным источником информации и популярным средством досуга, появились мощные соперники — телевидение, видео.
Важно правильно и верно организовывать уроки внеклассного чтения, использовать различные формы и методы обучения на уроках, тщательно готовиться к ним.
Когда педагогом создана система целенаправленных воздействий на ученика, тогда процесс формирования ценностных ориентаций будет успешным. И первый шаг этого формирования — развитие интереса к книге, познание ее идейно-художественного содержания.
Экспериментальное исследование подтверждает, что процесс формирования ценностных ориентаций школьников состоит из таких компонентов, как: мотивационный, содержательный и деятельностный. Включение учеников в творческие виды деятельности способствует глубокому пониманию художественно-образной системы произведений, оценке их этико-эстетического содержания.
Целью изучения литературы во внеклассной работе является расширение круга литературныхобразов, сюжетов и проблем, воспитание личностной причастности, обучение включению произведения, образа, детали в широкий контекст литературы, культуры, истории, овдадение диалогической и монологической речью.
Одним из широко применяемых спосрбов привлечения учеников к литературе, чтению, является проведение мероприятий, приуроченных к литературным и историческим датам (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова, М. А. Шолохова.). Литературные композиции, посвященные юбилейным датам писателей — Нобелевских лауреатов (И.А. Бунина, М. А. Шолохова, Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына, И.А. Бродского) также имеют большой воспитательный смысл.
Максимально используя разнообразные формы, методы и методики, способствующие формированию ценностных ориентаций, устойчивых мировоззренческих позиций на уроках литературы, педагог активизирует воспитательные функции школы в целом.
Систему уроков внеклассного чтения нужно открыть всему новому и интересному, что существует и появляется в литературе. Но не следует отказываться и от традиционных приемов, форм, методов, которые используются на обычных уроках изучения произведения.
Подводя итог, можно сказать, что поставленная перед нами гипотеза подтвердилась: применение различных методов и форм обучения на уроках внеклассного чтения повысили читательскую самостоятельность учащихся и активность детей на уроках.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Отечественная методология внеклассного чтения
Исследованием проблемы внеклассного чтения ученые занимаются в течение длительного времени. Каждый из них предлагает свои типы и формы уроков внеклассного чтения.
Большой вклад в развитие исследованной проблемы сделали прогрессивные методисты В. П. Острогорский и Н. А. Рыбников. В частности идея развития школьника в процессе внеклассного чтения занимала важное место в трудах ученых. Следует отметить, что В. П. Острогорский разработал последовательную систему внеклассного чтения по этапам обучения, а Н. А. Рыбников дал ценные советы относительно методов и приемов работы с художественным произведением. Основной задачей литературы он считал подготовку учащихся к жизни.
Эта подготовка может быть осуществлена тогда, когда словесник развивает у учащихся умение видеть жизненные явления, природу, умение размышлять над прочитанным, а затем передать его живым и точным словом. Педагог учил детей «идти от жизненных впечатлений к книге, к художественному образу и потом, будучи обогащенным образами и чувствами писателя, снова обращаться к жизни, видеть ее полнее и глубже» [7, с. 21].
Словесниками отмечена важность необходимого серьезного изучения и учета читательской индивидуальности. В процессе преподавания склонилась методика изучения, ведущая свое начало от педагогов конца XIX — начала XX в (Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакин и др.). Были признаны не только существование внеклассного чтения, в котором преобладала не классика, а приключения и фантастика, но и тот факт, что читаемые школьниками вне класса книги часто «гораздо сильнее влияют на воспитание и развитие молодого существа, чем классные уроки» [8; с.16].
Особый интерес представляет идея индивидуализации чтения, представленная в начале XX в. Н.А. Рубакиным, который писал о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются», и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей [8, с.76].
В начале 20-х гг. популярными были социологические опросы, выявлявшие общую картину чтения в стране. Разнообразные методы изучения читателей были опубликованы в сборнике «Детское чтение: методы изучения» (1928), подготовленном под руководством Н.А. Рыбникова.
В 60-70-е годы был проведен цикл социологических исследований («Советский читатель», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Исследование художественных интересов современных школьников» и др.), в которых авторы, приводя цифровые данные, свидетельствующие о преобладании интереса к литературе среди других художественных интересов школьников, все же отмечали: «Наибольшим спросом у ребят пользуется литература, однако реально они, прежде всего, интересуются кино» [11, с.35].
В. Г. Маранцман, В. П. Полухина представили в 50-70-е годы материал о читателях-школьниках, в котором исследовали их читательские интересы. Педагоги пришли к выводу, что растет разрыв между уроками литературы и внеклассным чтением, что отсутствует устойчивая мотивация к чтению, происходит снижение роли учителя в формировании читательской культуры школьников.
И.А. Бутенко предложила учащимся VI-X классов назвать основные источники информации о книгах. Результаты опроса довольно неожиданны: основные источники – это мать, отец, одноклассники, родственники и книги, а только потом — учитель, сам школьник и библиотекарь [1, с.67].
Поэтому неотъемлемой составляющей курса чтения является внеклассное чтение, что обеспечивает дальнейшее становление личности ребенка, его интеллектуальное и социальное развитие, а также формируются полноценные читательские, познавательные и оценочные умения и навыки [8, с.11].
Современная методика признает изучение проблем, связанных с чтением школьников, необходимой предпосылкой и обязательным условием эффективности процесса обучения литературе.
Уроки внеклассного чтения способствуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.
Они пробуждают у учащихся дух поиска, способствуют психосоциальному росту школьников, а значит, раскрытию и реализации их интеллектуального потенциала, развитию творчества, субъективной активной личности.