Курсовая с практикой Гуманитарные науки Социология

Курсовая с практикой на тему Роль виртуального пространства в формировании творческой деятельности человека

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Теоретический анализ сущности творческой деятельности. 6

1.1.
Соотношение понятий «творчество» и «творческое воображение». 6

1.2.
Особенности, компоненты и уровни творческой деятельности и творческого мышления
человека. 11

2. Анализ
роли виртуального пространства в формировании творческой деятельности человека. 18

2.1.
Творчество и его взаимодействие с пространством виртуальности. 18

2.2.
Творческая деятельность человека в виртуальном пространстве. 27

Заключение. 34

Список
используемой литературы.. 37

 

  

Введение:

 

 

Актуальность работы. Творческая деятельность
человека, и его многовековая мечта о создании новой реальности, которая отлична
от обычной, в которой человек сможет проявлять себя как свободную неограниченную никакими внешними факторами
личность, воплотились в конце 20 века  в возникновении
виртуального пространства, электронной реальности – сети Интернет.

Созданная
как усовершенствованное средство коммуникации,
электронная среда довольно быстро эволюционировала и наполнилась
характеристиками превышающими возможности изначальной реальности в большинстве
сфер.

Характеристики
глобальной сети как аморфность, мобильность, бесконечность, ризоматичность,
гибкость могут сравниться по своим возможностям лишь с человеческим воображением
и сознанием.

Фундаментом
созданного человеком виртуального мира стала идея, человеческая мысль, что
предопределило атмосферу творчества, которая царит на просторах сети Интернет.

Российский
политолог и экономист Неклесс А. И. полагает, что Всемирная паутина – это обобщенный
символ призрачного Глобального Града, и отмечает, что привычный городской
ландшафт – общественная среда обитания – конвертируется в динамичный интерьер – произвольную и частную
среду, выводя актуальное бытие с улицы в виртуально-безбрежные просторы средств
массовой информации и Интернета.

Таким
образом, виртуальный мир резко стал неотъемлемой частью повседневной жизни многих
людей. 

Виртуальные
образы киберпространства стали основой для формирования новейших архетипов и культурных
кодов, ядром которых стали модифицированные представления о красоте, о
ценностях, о сущности бытия.

Все это становится
определенным показателем виртуализации творчества и культуры.

Произошедший
трансфер объектов жизнедеятельности человека, потребностей, отношений, эмоций и
чувств сделал виртуальное пространство симулякром реального.

Потому и
процессы, которые происходят с человеком в базовой реальности, транслируются с
некоторыми трансформациями в виртуальное
пространств, приводя к повышению
роли индивидуального события, делая творчество повседневной деятельностью.

Степень разработанности темы исследования. Теоретические
основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в
трудах
Дубовицкой
Д. А., Иванова Д. В., Пашковской И. Н., Шемякиной Е. Ю., Шинкаревой Н. А.,
Кармановой А. В. и многих др.

Объект исследования
– творческая деятельность личности.

Предмет исследования  – виртуальное пространство, как сфера
проявления творческой деятельности.

Цель исследования
– проанализировать роль виртуального пространства в формировании творческой
деятельности человека.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Проанализировать сущность творческой
деятельности;

2. рассмотреть соотношение понятий
«творчество» и
«творческое воображение»;

3. Определить особенности, компоненты и уровни творческой
деятельности
и творческого
мышления человека;

4.
проанализировать творчество и его взаимодействие с пространством виртуальности

5.
проанализировать особенности творческой деятельности человека в виртуальном
пространстве

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования,
метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования
послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
курсовой работы
включает
введение, две главы, заключение и список
используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что способность
человека к творчеству обуславливается возможностью взаимодействия с виртуальным
пространством и стремлением к созданию собственных виртуальных миров. Используя
виртуальность, творец-художник, творец-композитор, творец-поэт, творец-ученый
создает иное интерактивное пространство образов. Если погрузиться в данное
пространство слушателя, зрителя, читателя то может произойти восприятие
действительности через отношение к ней самого творца.

Так виртуальность предоставляет возможность через
науку, искусства, мифологию, религию создавать определенные конструкты
общественного восприятия, модели поведения.

Представляя собой фундаментальные основы творчества,
мифология, религия, искусство, наука направлены на передачу культурных
ценностей из поколения в поколение, на возможность личности идентифицировать себя
в конкретном культурно-историческом пространстве.

Современное творчество продиктовано не только
стремлением к возникновению и усвоению духовных ценностей, но и к актуальным
законам потребления и созданием иных законов потребления для динамично развивающегося
общества.

Потому на сегодняшний день большое значение в творчестве,
в формировании бытийности человека в окружающей действительности имеет не
творец, а креатор. Креатор стремится к неординарности создания собственных
продуктов, к доступности восприятия, его задачей является не просто изобретение
чего-либо качественно иного, однако, в первую очередь, попытка предугадать
желания и потребности современного общества, выстроить логическую цепочку
предполагаемого поведения индивида, который столкнулся с конкретным продуктом творчества.

При этом творчество и креативность виртуальности
заключается не только в создании готового продукта со смысловой
содержательностью и ценностью, но и в производстве привлекательного
виртуального образа данного продукта, который имеет своей целью решить
прикладные задачи человека.

На
сегодняшний день образы творчества виртуальности становятся наиболее
привлекательными, стараясь угодить современному обществу. При этом креативность
в творчестве виртуальности позволяет не только удовлетворять потребности
современного общества, однако и, предугадывая востребованность тех либо других
будущих образов, предоставляет возможность человеку менять модели поведения, ценностную
ориентацию, вкусовые предпочтения общества для реализации в будущем своих
продуктов творчества.

Люди,
занимающиеся творчеством посредством виртуального пространаства  «управляют» современным обществом,
контролируют вектор его развития. За счет частой смены ценностных ориентиров в
культуре индивиду сложно сформировать свою бытийность в окружающей
действительности. Что приводит к снижению стремления общества к постижению
фундаментальных основ культуры путем творческой деятельности и повышает интерес
к умению создавать образ, обладая креативностью.

Потому
творчество и креативность становятся способностью, позволяющей современным
личностям, с одной стороны, адаптироваться к существующей культурной ситуации в
обществе, с иной, обладать возможностью преобразовывать существующую культурную
ситуацию в соответствии со своими задачами.

Творчество
требует огромных усилий над собственной телесностью и духовностью, и поэтому в
погоне современного человека за брендами, марками, желанием обладать,
стремлением потреблять все больше и все чаще, становится наименее актуальным.

Современные
творческие процессы представляют сомнительное значение для будущего развития
культуры, ведь в содержании своем обладают только ретроспективой, не
способствуя созданию чего-то качественно иного, только тиражируя старое в
обновленном образе. Образ доминирует над истинным содержанием и не обладает
ценностями, потому, отказываясь от творчества, современное общество подвергается
риску встать на путь деградации и дегуманизации, культурной дегенерации.

Поэтому
появляется необходимость осознания обществом проблемной ситуации в современной
культуре, решение которой может быть, только  синтезируя в творческой деятельности человека
фундаментальную значимость самого творчества и практичность креативности.

Таким
образом, современное творчество должно быть деятельностью, заключающей в себе
возможность создания материальных и духовных ценностей, процесс сохранения и
передачи нравственных ориентиров, учитывая динамики развития современного
общества, применяя преимущества виртуального пространства для решения задач не
конкретной личности, а общества в целом.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретический анализ сущности творческой
деятельности

1.1. Соотношение понятий «творчество» и
«творческое воображение»

 

Отечественные
и зарубежные исследователи с различных сторон рассматривают значения понятия
«творческого воображения», «воображения».

Кудрявцев
В. Т. считает, что воображение выступает в виде основы наглядно-образного
мышления, которая предоставляет возможность индивиду сориентироваться в разных
ситуациях, решать какие-либо задачи. В целом, такое воображение помогает
человеку в разных жизненных ситуациях, когда практические действия не возможны,
усложнены, или вообще не рациональны [17, с. 23].

 По мнению Пономарева Я. А. творчество –
«взаимодействие, ведущее к развитию», это универсальное определение. Творчество
в широком смысле он разглядывал как взаимодействие индивидов. Творческая
деятельность, по мнению автора, является определенной формой взаимодействия
между людьми, а в качестве составляющей творчества рассматривается механизм
развития [11, с. 30].

Творчество
— это процесс созидания нового, под которым подразумеваются как преобразования
в человеческом сознании и поведении, так и продукты деятельности человека,
создаваемые им для других. Это понятие весьма широкое, поскольку не только
созданную картину или теорию, но и любой факт личностного роста человека можно
отнести к творчеству.

Существует
более широкое определение, где центральным звеном проблематики творчества
являются не познавательные процессы и не личностные диспозиции, а
экзистенциальные проблемы человеческого бытия, открытость людей новым
возможностям.

Некоторыми
исследователями термин «творчество» был сужен, поскольку они включили в него
только познавательную деятельность, ведущую к новому или необычному видению
ситуации (проблемы, стороны вопроса).

Многие
из них пытались понять условия рождения нового и последовательность
происходящих при этом событий. Т. Рибо выделял 3 фазы создания чего-либо
нового:


Процесс накопления фактов или опыта;


Вызревание проекта или будущего образа;


Рождение нового.

Воображение
рассматривается в качестве психологического процесса, который заключается в
способности формирования новых суждений, мыслей, на основании имеющегося опыта.

Рассмотрим
несколько подходов к пониманию воображение.

1.
Философский подход.

 В работах И. Канта, Хайдеггера, воображение
рассматривается в качестве одной из способностей души, основы познания,
осознания мира.

Творческое
воображение представлено человеческой способностью к формированию новейших
образов при помощи перестройки психологических элементов, которые достигнуты в
прошедшей работе. А также рассматривается в качестве психического процесса
формирования образа ситуации, предмета для перестройки суждений. Часть сознания
человека выступает в качестве одного из познавательных процессов.

Л.
Н. Коган, А. Г. Спиркин утверждают, что воображение представляет собой
«психологическую работу, которая состоит в формировании суждений, ситуаций,
которые не воспринимались индивидом ранее» [28, с. 23].

Л.
С. Коршунова полагает, что посредством воображения индивид отражает реальность,
при этом в иных, неожиданных связях, сочинениях. Воображение реформирует
реальность, формирует на этом основании новые образы [23, с. 135].

2.
Психологический подход.

В
соответствии с нынешней философской энциклопедией, под воображением понимается
«психическая работа, которая в свою очередь основывается в выработке ситуаций,
суждений, которые впредь не рассматривались индивидом в реальности».

Л.
С. Выготский подметил, что воображение не повторяет в определенных сочетаниях,
формах, отдельные накопленные впечатления [6, с. 78].

Уточняя
сущность воображения, Р. Ассаджиоли считает, что функция воображения выступает
построением, созданием образом, она выступает важной способностью человека [5,
с. 34].

Другой
подход представлен психологами С. Ариети, С. Парнс. Они исследовали роль
воображения, указав, что роль воображения в творческом процессе приравнивается
к роли представления, знания.

Дж.
Юлли, М. Кетчиол считали, что качественное своеобразие воображения отображает
трудность этапа познавательного становления объекта [5, с. 34].

Р.
С. Немов в своей работе отмечал, что творческое воображение выступает как
основа наглядного, образного мышления, которое позволяет человеку
сориентироваться в различных ситуациях, решить задачи без прямого вмешательства
практических действий. Воображение оказывает помощь человеку тогда, когда
практические действия либо невозможны, либо усложнены, либо не рациональны [21,
с. 90].

Л.
С. Выготский считает, что творческая работа воображения напрямую зависит от
богатства, многообразия предшествующего опыта индивида, поэтому имеющийся опыт
предоставлен материалом, при помощи которого формируются фантазии. Чем обширнее
опыт человека, тем больше материала, которым обладает воображение [7, с. 112].

А.
В. Запорожец в своей работе отмечал, что в качестве одного из важных элементов
творчества, без которого невозможно формирование нового, выступает воображение
[22, с. 105].

А.
В. Петровский полагает, что творческое воображение предусматривает
самостоятельное формирование новейших образцов, реализующихся в ценных, оригинальных
продуктах работы [27, с. 89].

Воображение
является необходимым элементом творческой деятельности человека, которое
выражается в создании новых образов продуктов труда и обеспечивающее создание
определенной программы поведения в тех случаях, когда у возникшей проблемной
ситуации имеется неопределенный характер.

В
зависимости от возникающих обстоятельств, характеризующих имеющуюся проблемную
ситуацию, одну и ту же задачу человек может решать, как с помощью мышления, так
и с помощью воображения. Таким образом можно сделать вывод о том, что
воображение проявляется на тех этапах познания, когда весьма велика
неопределенность разрешения ситуации. Именно воображение и фантазия позволяют
миновать несколько этапов мышления и представить конечный результат действий.

Воображение
в данном случае является необходимой формой связи чувственного и рационального,
мысленной формой постижения существующей сущности объекта и его чувственной
составляющей. Чувственная и рациональная составляющие в процессе познания
находятся в единстве.

Процесс
познания движется по направлению от чувственного к рациональному и абстрактному
мышлению. Следует отметить, что при этом именно процесс чувственного познания
рассматривается как исходная ступень, а мышление выступает как высший уровень
знания.

Чувственное
познание хотя и осуществляется на осмысленном уровне все-таки является ступенью
познания, отличной от логического знания. Именно осмысление имеющегося у
человека чувственного опыта является обязательным условием формирования новых
знаний. Оказание влияния логических знаний на чувственное восприятие окружающей
действительности зачастую имеет своим результатом запуск процесса воображения,
выступающего в качестве деятельности созидающей понятия. Мышление же в данном
ключе выступает как своеобразная программа, которая определяет особенность
течения процессов воображения.

В
отличие от структурного разделения логического мышления человека воображение
характеризуется динамической структурой и способно к гибким изменениям в
зависимости от особенностей развития ситуации и объекта.

В
процессе образования понятий воображение способно сохранять специфику своего
функционирования. Таким образом продукты созданные в результате работы
воображения являются переработкой сознанием отраженных и реальных отношений
человека с окружающим его миром и действительностью.

Одновременно
с этим с помощью работы воображения создаются:


совершенно новый продукт,


новое единство,


новая связь.

Благодаря
воображению у человека появляется возможность увидеть целостную картину
желаемого будущего еще до того момента, как оно будет представлено в
частностях.

Воображение
обладает способностью видения целого ранее чем будет сформирована программа
мыслительного анализа. Своеобразие данного процесса заключается еще и в том,
что воображение является «экономным» процессом, в связи с тем, что его образы
никогда не копируют объект в целом, а фиксируют лишь отдельные характерные для
него детали, но эти детали сохраняют значимость и смысл целого.

Таким
образом, можно сделать вывод, что воображение это высший психический
познавательный процесс, который отражается в формировании новейших образов, в
основе которых лежит предшествующий опыта человека. Воображение можно
определить как процесс рационального познания действительности. Следует также
отметить, что воображение в настоящее время считается созданием нового образца,
преобразованием прошедшего опыта.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы