Методика изобразительного искусства Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Роль уроков рисования с натуры в развитии внимания, памяти, воображения школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. Теоретические аспекты формирования внимания, памяти, воображения у младших
школьников на уроках рисования. 6

1.1.     Развитие творческих
способностей (внимания, памяти, воображения) младших школьников на уроках
рисования. 6

1.2.
Роль рисования в развитии ребенка. 8

1.3.
Формирование творческих способностей в процессе изобразительной деятельности. 13

ГЛАВА
2. Методические особенности формирования внимания, памяти, воображения у
младших школьников на уроках рисования. 16

2.1.
Педагогические условия для развития произвольного внимания учащихся начальной
школы на уроках рисования. 16

2.2.
Задания, используемые для развития внимания, памяти, воображения у младших
школьников на уроках рисования. 20

2.3.
Техники рисования, используемые для развития внимания, памяти, воображения у
младших школьников. 22

ГЛАВА
3. Методические разработки. 27

3.1.
План-конспект занятия «Рисование натюрморта с натуры.». 27

3.2.
Тема: Рисование с натуры детского ведёрка и лопатки. 3 класс. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

ЛИТЕРАТУРА.. 35

  

Введение:

 

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что
начальная школа должна не только вооружить школьников определенным набором
знаний и умений, но и зажечь в них стремление к самореализации, раскрытию своих
талантов и способностей. Перед учителями начальных классов стоит задача
развития творческих задатков учащихся. Поэтому необходимо уже в начальной школе
развивать творческие способности, верить в детей, уважать их желание в
достижении успеха.

В чем же заключаются творческие
способности человека? При всем разнообразии определений творчества, можно
сделать вывод о том, что творчество проявляется как способность создавать
что-то новое, оригинальное. Творческие способности связаны с мотивацией, с
темпераментом и умственными способностями. Процесс детского творчества всегда
эмоционально окрашен.

Младший школьный возраст
является наиболее важным периодом в раскрытии творческого потенциала. В
начальной школе творческие способности ребенка обогащается. Содержанием
творческой деятельности в начальных классах служит учебный материал и
ежедневная деятельность школьника. На уроках и во внеучебной деятельности дети
сталкиваются с необходимостью проявить себя, создать новый продукт, будь то
сочинение или поделка.

Вопросы использования
возможностей уроков рисования с натуры были рассмотрены в трудах Б.М.
Неменского, Б.П. Юсова. Воспитательный аспект уроков рисования с натуры широко
освещен в исследованиях Т.Л. Шпикаловой, Н.А.Горяевой.

Деятельность в начальной школе
создает новые условия для личностного развития ребенка, требуя от школьника
новых достижений в развитии воображения и мышления, речи, внимания, памяти.
Художественное образование способствует вовлечению обучающихся в мир творчества
через познание истории, народных традиций, быта жизни людей своего государства,
своей малой Родины, позволяет формировать универсальные учебные действия в
процессе самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Возрастные психологические
особенности детей старшего дошкольного возраста: обобщенность, опосредованный
характер мышления, опора на данные чувственного опыта, нарастание
произвольности восприятия, более дифференцированное восприятие цвета и формы
предмета, позволяют обучающимся осваивать различные виды
декоративно-прикладного творчества.

Уроки рисования с натуры является
эффективным средством развития творческих способностей младших школьников. Сам
процесс рисования является творчески-художественным преобразованием реального
объекта в новую для ребенка изобразительную форму.

Объектом
исследования являются уроки рисования с натуры в развитии внимания, памяти,
воображения школьников.

Предмет исследования – роль уроков рисования с натуры в развитии
внимания, памяти, воображения школьников.

Целью исследования является выявление условий, необходимых для использования
уроков рисования с натуры в развитии внимания, памяти, воображения школьников.

Для достижения указанной цели
необходимо решить следующие задачи:

— определить особенности
развития творческих способностей (внимания, памяти, воображения) младших
школьников на уроках рисования;

— определить особенности
развития чувства цвета у младших школьников посредством техники рисования;

— провести экспериментальное
исследование.

Методологическая основа исследования. Для того чтобы максимально
грамотно и эффективно решить поставленные задачи, в работе активно применялись
общенаучные методы исследования. В частности, речь идет о диалектическом
способе как основном способе объективного и, что немаловажно, всестороннего
познания действительности, аналогии, обобщения, а также о ряде частно-научных
методов: историческом, системно-структурном, сравнительно-правовом,
формально-юридическом, статистическом и других. Использование этих методов
позволило обеспечить наиболее глубокое исследование всего комплекса проблем во
взаимосвязи и целостности.

Особенности структуры
работы.
Выбор структуры дипломной работы обусловлен логикой изложения
материала в соответствии с главной целью исследования и, соответственно,
вытекающими из нее вышеназванными задачами. Дипломная работа состоит из
следующих частей: введение, три главы, включающие восемь параграфов,
заключение, список использованных источников и литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

В начальных классах происходит
активизация интеллектуальных способностей детей, развивается творческое мышление.
Дети открыты и позитивно относятся ко всему новому, эмоционально воспринимают
творчество учителя.

Изобразительная деятельность
имеет большое значение в решении задач художественного воспитания, так как по
своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий
изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного,
для развития у детей эмоционального отношения к действительности.

Изобразительная деятельность
является эффективным средством развития творческих способностей младших
школьников. Сам процесс рисования является творчески-художественным
преобразованием реального объекта в новую для ребенка изобразительную форму.

Посредством изобразительной
деятельности осуществляется взаимосвязь творчества с особенностями мышления, с
интеллектом, бессознательными процессами, эмоциональной сферой и другими
компонентами, которые составляют структуру творческих способностей.

Формирование творческих
способностей в процессе изобразительной деятельности можно определить, как
процесс целенаправленного и организованного овладения ребенком такими
качествами как познавательная активность в ходе рисования и ознакомления с
произведениями искусства, эмоциональность, самостоятельность при выполнении
рисунков, стремление к самовыражению и к творческим достижениям.

В ходе экспериментальной работы
было замечено, что уроки рисования с натуры с использованием творческих заданий
способствовали:

— развитию воображения,
творческих способностей;

— развитию ассоциативного
мышления; — развитию композиционных навыков; — возникновению у школьников
устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности;

— использованию учащимися
приобретенных навыков в коллективной творческой деятельности.

Современная педагогика
посредством рисования с натуры решает массу задач, таких как:

1. Формирование у детей
эстетических потребностей, приобщение к различным видам искусства и их жанрами.

2. Формирование чувства цвета
(выделять цвета и их оттенки, смешивать цвета для получения оттенков), умение
передавать форму, строение предмета.

3. Умение передавать
композиционный центр, симметрию или асимметрию, линию горизонта в различных
видах изобразительной деятельности.

4. Овладение различными
техниками, как классическими, так и нетрадиционными.

5. Умение экспериментировать с
художественными умениями во время создания образа.

6. Расширяет представление об
окружающей действительности, развивается творческая активность и чувство ритма.

7. Умение самостоятельно ставить
эксперименты с материалами, готовность к исследованию.

8. Расширение эмоциональных
чувств ребенка.

9. Формирование индивидуального
стиля, умение создать оригинальный художественный образ.

10. Умение доводить работу до
конца, умение учавствовать и создавать работу в коллективе.

11. Формирование творческой
активности, самостоятельности, коммуникативным навыкам общения со сверстниками
и взрослыми.

12. Умение выражать свои мысли,
эмоции.

13. Формирование своего
эстетического вкуса, умение критически оценивать свою работу и принимать
советы.

 

Таким образом рисование с натуры
решает искусствоведческие, художественно-изобразительные,
познавательно-развивающие, эвристические, эмоционально-личностные и
эстетически-ценностные задачи.

В заключении, следует отметить,
что рисование с натуры является важной, неотъемлемой частью жизни любого
ребенка, все дети любят заниматься художественным творчеством.

Рисование с натуры является
одним из главных ключевых компонентов в формировании личности младшего
школьника. При правильном, грамотном, совместном подходе педагогов и родителей
она будет способствовать общему гармоничному развитию ребенка, обогащению его
представлений о прекрасном, массе положительных эмоций.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические
аспекты формирования внимания, памяти, воображения у младших школьников на
уроках рисования

1.1.        
Развитие творческих способностей (внимания,
памяти, воображения) младших школьников на уроках рисования

Деятельность в начальной школе
создает новые условия для личностного развития ребенка, требуя от младшего
школьника новых достижений в развитии воображения и мышления, речи, внимания,
памяти. Художественное образование способствует вовлечению обучающихся в мир
творчества через познание истории, народных традиций, быта жизни людей своего государства,
своей малой Родины, позволяет формировать универсальные учебные действия в
процессе самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Возрастные психологические
особенности детей младшего школьного возраста: обобщенность, опосредованный характер
мышления, опора на данные чувственного опыта, нарастание произвольности
восприятия, более дифференцированное восприятие цвета и формы предмета,
позволяют обучающимся осваивать различные виды декоративно-прикладного
творчества.[1]

В процессе рисования формируется
чувство ритма, необходимое в обучении письму и каллиграфии; умение ориентации
на бумажном листе, умение планировать и проектировать в процессе создания
узора, осуществлять выбор средств выразительности, исходя из замысла, умение
анализировать на примере оценки продукта собственной деятельности.

В процессе освоения средств
художественного выражения, оперирования формой, цветом, линией мезенской
росписи, у ребёнка формируются особые качества мышления и восприятия.
Художественно-творческая деятельность становится фактором становления
эстетического и духовного опыта у детей младшего школьного возраста.

Наиболее эффективным средством,
развивающим творческие способности, многие педагоги считают изобразительную
деятельность детей. Она выступает наиболее доступным для ребенка видом познания
мира. Изобразительная деятельность является важным компонентом художественно-эстетического
развития, специфической детской активностью, направленной на эстетическое
освоение мира с помощью изобразительного искусства.[2]



[1] Василенко П.Г.
Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к
изобразительной деятельности / П.Г. Василенко [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru (дата обращения: 12.06.2020)

[2] Григорьева, Г.Г. Развитие
школьника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. – Москва: Издательский
центр «Академия», 2000. – 344 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы